ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-33681/19 от 14.10.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Рыбкин М.И. Дело № 33а-33681/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Московского областного суда Редченко Е.В., рассмотрев 14 октября 2019 года в порядке упрощенного (письменного) производства представление Балашихинского городского прокурора на определение судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 20 сентября 2019 года об оставлении административного искового заявления без движения,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

установил:

Балашихинский городской прокурор обратился в суд с административным иском и просил признать запрещенной к распространению на территории РФ информацию, размещенную на интернет сайте http://passport-rf-kupit.com; внести интернет-сайт http://passport-rf-kupit.com в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено.

Определением судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 20 сентября 2019 года административное исковое заявление Балашихинского городского прокурора было оставлено без движения, поскольку в административном исковом заявлении не были указаны сведения о владельце сайта в сети Интернет, провайдере хостинга, операторе связи, оказывающем услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также не представлено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов. Срок устранения недостатков установлен до 30 сентября 2019 года.

В представлении Балашихинский городской прокурор просит об отмене определения судьи, ссылаясь на его незаконность.

В силу пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2019 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции" апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в законную силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, гарнизонными военными судами, поданные до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, со дня начала их деятельности подлежат рассмотрению соответственно районными судами, областными и равными им судами, окружными (флотскими) военными судами в качестве суда апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения (часть 3 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 2 КАС РФ).

Согласно частям 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена единолично судьей и в упрощенном порядке.

Проверив поступивший материал, обсудив доводы частной жалобы, необходимо прийти к следующему.

Административный иск прокурора о признании информации запрещенной к распространению был подан в суд в период внесения изменений в действующее процессуальное законодательство.

До 01 октября 2019 года порядок подачи и рассмотрения подобных административный исков определялся с учетом правовой позиции Президиума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 04 июля 2018 года).

Согласно изложенным правовым позициям производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения названного федерального органа исполнительной власти или его территориального органа (статьи 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (часть 2 статьи 20 КАС РФ).

В силу правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ). Административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (пункт 12).

Если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 КАС РФ). При разрешении вопроса об исполнении административным истцом соответствующей процессуальной обязанности судье необходимо исходить из того, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и, соответственно, требования изложенной нормы права соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ) – пункт 55.

С 01 октября 2019 года порядок подачи подобных административных исков регулируется положениями главы 27.1 КАС РФ.

Так, согласно статье 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (часть 1). Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика (часть 2).

Требования к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной и документам, прилагаемым к данному заявлению установлены в статье 265.2 КАС РФ. В административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса (пункт 1 части 2). К административному исковому заявлению о признании информации запрещенной прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной, могут быть представлены в суд в электронной форме (часть 3).

Из приведенных положений следует, что с 01 октября 2019 года изменены требования к форме административного искового заявления по указанной категории дел, требования к приобщаемым документам, составу лиц, участвующих в деле.

Вместе с тем, требования о необходимости вручения прокурором участвующим в деле лицам копии административного искового заявления были установлены как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством.

Несоблюдение требований к форме или содержанию административного искового заявления, а также к приложенным к нему документам в силу статьи 130 КАС РФ является основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Из материалов дела усматривается, что административное исковое заявление прокурора поступило в суд 19 сентября 2019 года, то есть в период ранее действовавшего законодательства.

При этом административное исковое заявление не в полной мере соответствовало как действующему до 01 октября 2019 года законодательству, так и законодательству, которое было введено в действие с 01 октября 2019 года.

Так, к административному исковому заявлению не были приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Представленный реестр № 1 внутренних почтовых отправлений от 02 сентября 2019 года указывает на направление в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций почтового оправления с почтовым идентификатором 14390039240045. Согласно официальным сведениям с сайта Почты России данное отправление принято в отделении связи 11 сентября 2019 года, а вручено адресату лишь 25 сентября 2019 года.

Иных сведений, по которым можно было бы отследить вручение почтового уведомления, к административному исковому заявлению прокурора приложено не было.

Таким образом, по состоянию на 20 сентября 2019 года (дату разрешения вопроса о принятии административного искового заявления прокурора) к административному исковому заявлению прокурором не были приложены доказательства вручения участвующему в деле лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов.

Кроме того, из содержания административного искового заявления прокурора от 02 сентября 2019 года усматривается, что ряд содержащихся в нем сведений указан исходя из процессуального законодательства, вступающего в силу с 01 октября 2019 года.

Принимая во внимание такое волеизъявление прокурора на опережающее применение процессуального законодательства, а также учитывая, что, исходя из установленного судьей срока устранения недостатков (30 сентября 2019 года) и того, что в случае устранения недостатков административный иск будет рассматриваться после 01 октября 2019 года, следует согласиться с выводом судьи о необходимости указания в административном исковом заявлении сведений о лице, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административном ответчике сведений, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, либо сведений о том, что несмотря на предпринятые меры данное лицо не установлено. Такой вывод вытекает из положений пункта 1 части 2 статьи 265.2 КАС РФ.

С учетом изложенного, указанные в определении судьи недостатки административного искового заявления и приложенных к нему документов имелись.

Подлежат отклонению доводы в представлении о том, что исходя из правовых позиций в вышеназванном Обзоре судебной практики прокурор не обязан устанавливать владельцев сайта, а данная обязанность лежит исключительно на суде. Данный довод противоречит действующему в настоящее время законодательству, которое учитывалось прокурора при подаче административного искового заявления и из которого следует необходимость прокурора предпринимать меры для установления сведений о лице, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления. Как указывалось выше, в административном исковом заявлении прокурора от 02 сентября 2019 года нет сведений о невозможности установить лицо, распространившее указанную выше информацию.

Установленный судьей срок для устранения прокурором недостатков является разумным.

С учетом изложенного, не имеется оснований для отмены определения судьи, которым административное исковое заявление было оставлено без движения.

Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судья

определил:

определение судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 20 сентября 2019 года оставить без изменения, представление Балашихинского городского прокурора – без удовлетворения.

Судья