городской суд г. Дагестанские Огни судья Ш.М. Магамедов
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2018 года, по делу №/2018, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД в составе председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Гомленко Н.К., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. ФИО1 к председателю контрольно-счетной палаты городского округа «город ФИО1» и депутату Собрания депутатов городского округа «город ФИО1» ФИО7 о признании совмещения депутатской деятельности с должностью председателя контрольно-счетной палаты городского округа «город ФИО1» незаконным и прекращения досрочно полномочий депутата Собрания депутатов городского округа «город ФИО1» ФИО7 шестого созыва ФИО7,
по апелляционному представлению заместителя прокурора г. ФИО1 К.Г. на решение городского суда г. ФИО1 от <дата>, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснения ответчика ФИО7 и его представителя ФИО8, судебная коллегия
установила:
прокурор г. ФИО1 обратился в суд с приведенным выше исковым заявлением, мотивировав требования тем, что прокуратурой города по коллективному обращения депутатов Собрания депутатов ГО «город ФИО1» о незаконном замещении председателем контрольно-счетной палаты ГО «город ФИО1» ФИО7 муниципальной должности, будучи депутатом Собрания депутатов, проведена проверка. Проверкой установлено, что ФИО7 является депутатом Собрания депутатов ГО «город ФИО1» шестого созыва на непостоянной основе и решением Собрания депутатов ГО «город ФИО1» от <дата>№ избран председателем Собрания депутатов ГО «город ФИО1». Также, ФИО7 03.13.2015 решением Собрания депутатов ГО «город ФИО1» № избран председателем контрольно-счетной палаты на постоянной основе, с начислением ежемесячной заработной платы.
Ссылаясь в обоснование исковых требований на положения Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от <дата> № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; Закона РД от <дата>№ «О перечне муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан»; ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона РФ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и других федеральных законов, прокурор указывает, что лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Ответчик ФИО7, будучи депутатом Собрания депутатов ГО «город ФИО1», одновременно является и председателем контрольно-счетной палаты.
Соответственно, ФИО7 не соблюдает требования об ограничениях, связанных с муниципальной службой, а также связанных со статусом депутата представительного органа местного самоуправления.
Принимая во внимание, что основным источником доходов ФИО7 является заработная плата от трудовой деятельности в должности председателя контрольно-счетной палаты, дальнейшее осуществление им полномочий депутата является неправомерным.
Внесенное в целях досудебного урегулирования спорного вопроса прокуратурой города <дата> в адрес Собрания депутатов ГО «город ФИО1» представление о рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО7, Собранием депутатов ГО «город ФИО1» отклонено.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился заместитель прокурора г. ФИО1 К.Г.
В поданном им апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, в связи с неправильным применением норм материального права.
В письменных возражениях и в судебном заседании апелляционной инстанции ответчик ФИО7 и его представитель ФИО8 возражали против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав пояснения ответчика ФИО7 и его представителя ФИО8, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, решением Собрания депутатов городского округа «город ФИО1» от <дата>№ в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «город ФИО1» ФИО7 избран председателем Собрания депутатов городского округа «город ФИО1», осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.
Решением Собрания депутатов городского округа «город ФИО1» от <дата>№ в соответствии со ст. 38 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 35 Устава городского округа «город ФИО1», ФИО7 назначен и на должность председателя контрольно-счетной палаты городского округа «город ФИО1».
Принесенное прокурором г. ФИО2 С.М. представление о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов городского округа «город ФИО1» ФИО7, Собранием депутатов городского округа «город ФИО1» письмом от <дата>№ отклонено.
Считая совмещение ФИО7 депутатской деятельности с должностью председателя контрольно-счетной палаты городского округа «город ФИО1» незаконным и, что данным нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в точном и единообразном исполнении законов на всей территории Российской Федерации, прокурор обратился в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судом первой инстанции сделан вывод о том, что доводы прокурора о противоречии действующему законодательству совмещение ФИО7 депутатской деятельности с должностью председателя контрольно-счетной палаты городского округа «город ФИО1», тем самым возглавляя состав двух органов местного самоуправления, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
По смыслу ст. 46 Конституции РФ и главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ обжалованию в судебном порядке подлежат действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц, которые нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина, организации, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности предусмотренные Конституцией РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.ст. 6, 15 Конституции РФ).
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу ч. 3 ст. 3 приведенного Закона на установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющая статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, предусматривает, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (ч. 5).
Названная норма устанавливает также ограничения при осуществлении полномочий на постоянной основе депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления. К их числу относятся невозможность заниматься предпринимательской деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности (ч. 7).
В соответствии со ст. 4 Регламента Собрания депутатов городского округа «город ФИО1», принятого Решением Собрания депутатов городского округа «город ФИО1» от <дата>№, с последующими изменениями и дополнениями, председатель муниципального Собрания осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Таким образом, материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что при существующей на территории городского округа «ФИО1» модели местного самоуправления ФИО7 осуществляет полномочия председателя муниципального Собрания на непостоянной основе и безвозмездно, т.е. не получает за это какое-либо денежное вознаграждение и не состоит в трудовых отношениях с органом местного самоуправления.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 11.03.2005 № 72-О, требования и ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, учитываются при назначении соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Депутатам, работающим без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются; единственным (основным) видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности, не связанной с депутатской деятельностью. Распространение на них запрета заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, привело бы к нарушению конституционных прав этих лиц. Следовательно, возможность осуществления депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации депутатской деятельности без отрыва от основной оплачиваемой работы не нарушает принципа их независимости и объективного выражения интересов избирателей.
Анализируя приведенные положения законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое прокурором совмещение ФИО7 депутатской деятельности с должностью председателя контрольно-счетной палаты городского округа «город ФИО1», им не противоречат.
Замещение ФИО7 выборной должности председателя Собрания депутатов городского округа на непостоянной основе, без получения дохода не может служить основанием для лишения его права заниматься основной оплачиваемой работой.
Вывод суда первой инстанции об этом судебная коллегия считает правильным, основанным на правильном толковании норм законодательства. При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение городского суда г. ФИО1 от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора г. ФИО1 К.Г. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи