ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-33795/18 от 14.11.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Пресникова И.А. Дело № 33а-33795/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре Налапкине А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2018 годачастную жалобу Общественного совета Дмитровского муниципального района Московской области на определение Дмитровского городского судаМосковской области от 19 сентября 2018 годао прекращении производства по делу по административному исковому заявлению Общественного совета Дмитровского муниципального района Московской области к администрации Дмитровского муниципального района Московской области о признании незаконным проведение общественных обсуждений от <данные изъяты> в форме общественных слушаний,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя администрации Дмитровского муниципального района Московской области – ФИО1, представителя Общественного совета Дмитровского муниципального района Московской области – ФИО2,

установила:

Общественный совет Дмитровского муниципального района Московской области обратился в суд с административным иском о признании незаконным проведение общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Непейно» на территории Дмитровского муниципального р-на Московской области»<данные изъяты>

В судебном заседании суда первой инстанции представителем административного ответчика администрации Дмитровского муниципального района заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку права и интересы административного истца указанными обсуждениями не затрагиваются.

Представитель Общественного совета Дмитровского муниципального района Московской области возражала против прекращения производства по делу.

Определением Дмитровского городского суда Московской области от 19 сентября 2018 года производство по делу по административному иску Общественного совета Дмитровского муниципального района Московской области было прекращено.

В частной жалобе Общественный совет Дмитровского муниципального района Московской области просит об отмене определения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утверждено приказомГоскомэкологии РФ от 16 мая 2000 года N 372) предусмотрено обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

При этом под общественными обсуждениями понимается комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

Вопрос проведения общественных (публичных) слушаний регулируютсяФедеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Статьей 26 данного Федерального закона предусмотрено, что по результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях (часть 6). Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 7).

Таким образом, результаты общественных слушаний имеют характер рекомендаций, который направляются в соответствующий орган или организацию.

При этом действующим законодательством не установлена возможность самостоятельного оспаривания в судебном порядке действий по проведению общественных слушаний.

Следует также отметить правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении публичных слушаний (учитываемые по аналогии), согласно которым публичные слушания являются способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении и решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать каких-либо прав административного истца.

Принимая во внимание изложенные правовые нормы и позиции, судебная коллегия соглашается с тем,что самим лишь проведением общественных обсуждений в форме общественных слушаний по указанному в требованиях административного истца объекту не затрагиваются указанные им права и законные интересы.

Следовательно, не подлежат самостоятельному оспариванию в порядке КАС РФ действия администрации Дмитровского муниципального района по проведению общественных слушаний, в связи с чем прекращение судом производства по делу на основании пункта 1 статьи 128 и пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ является правомерным.

Необходимо также указать, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ выбор способа защиты права должен осуществляться с учетом характера допущенного нарушения и не может осуществляться истцом произвольно, поскольку право на судебную защитуне предполагает возможность выбора для истца по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.

Вопреки доводам в частной жалобе, принятие административного искового заявления к производству суда не лишает суд возможности повторного обсуждения вопроса о том, нарушаются ли оспариваемым решением, действием (бездействие) или затрагиваются ли ими иным образом права административного истца либо лиц, в защиту которых он идет.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену определения суда, по данному делу не выявлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного определения суда.

Руководствуясь статьями 315, 316КАС РФ, судебная коллегия

определила:

определениеДмитровского городского судаМосковской области от 19 сентября 2018 годаоставить без изменения, частную жалобу Общественного совета Дмитровского муниципального района Московской области– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи