ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3386/2022 от 18.05.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Ягжова М.В. УИД 38RS0001-01-2021-004073-52

Судья-докладчик Исакова Н.Н. 33а-3386/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2022 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4719/2021 по административному иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований указано, что в рамках надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, допущенные министерством лесного комплекса Иркутской области, выразившиеся в непринятии мер по ликвидации на землях лесного фонда Усольского лесничества несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. Природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Службы государственного экологического надзора Иркутской области, а также Управления Росреестра по Иркутской области установлен факт расположения в границах земельного лесного фонда Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, кв. 51, выдел 10 ч. несанкционированной свалки. Согласно заключениям специалистов, свалка ТКО расположена на двух земельных участках, площадью 29 744 кв.м и 1 231 кв.м. Отходы веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства (пластик, древесные остатки, мусор, стекло бой, лом, макулатура, пищевые отходы, обгоревшие древесные отходы и др.). В соответствии с установленными специалистом Управления Росреестра Иркутской области географическими координатами, министерством лесного комплекса Иркутской области произведено наложение границ места нахождения свалки на материалы лесоустройства, в результате чего установленного, что отходы производства и потребления расположены в границах земель лесного фонда Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартал 51 (выдел 10 ч.), что подтверждается информацией Минлескома региона от 4 июня 2021 г. Земельные участки, на которых выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, относятся к землям государственного лесного фонда и является, федеральной собственностью (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Поскольку обнаруженные несанкционированные свалки расположены на землях лесного фонда, не переданных третьим лицам в аренду или иное хозяйствование, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, возложена на министерство лесного комплекса Иркутской области. Вместе с тем, министерством до настоящего времени какие-либо меры к ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, кв.51 (в. 10 ч.), не приняты, чем допущено бездействие.

Административный истец просил признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации 2 несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на землях лесного фонда Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартале 51 (выд.10 ч.); обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартале 51 (выдел 10 ч.), на земельном участке площадью 29 744 кв.м. в границах установленных точек координат; обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартале 51 (выдел 10 ч.), на земельном участке площадью 1231 кв.м, в границах установленных точек координат.

Определением суда от 25 августа 2021 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительство Иркутской области.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 г. требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе министерство лесного комплекса Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы, повторяя доводы возражений на административный иск, указало, что министерство является ненадлежащим ответчиком поскольку данные полномочия не переданы в порядке ст. 83 ЛК РФ, финансирование за счет субвенций данных полномочий не осуществляется.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ангарский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., пояснения помощника прокурора Попова А.Б. полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду и установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 г. № 1-П и от 07 июня 2000 г. № 10- П; определения от 27 июня 2000 г. № 92-0 и от 03 февраля 2010 г. № 238-О-О).

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использование с лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия (ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 55 Лесного кодекса РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.

В силу ст. 50.7 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Согласно ч. 4 ст. 60.1 Лесного кодекса РФ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Судом установлено, что 21 мая 2021 г. государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель, на основании требований Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о выделении специалиста от 23 апреля 2021 г. № 07-360-2021/351-21, совместно с Ангарским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства по факту несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вблизи земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, автодорога «Ангарск-Тальяны», участок 61.

При проведении проверки установлено, что проверяемый земельный участок по периметру не огорожен, доступ третьих лиц не ограничен. На земельном участке размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, разбросаны кучи бытового мусора, установить лиц, разместивших данные отходы, не представилось возможным. В ходе проверки установлено, что свалка размещена на земельных участках площадью 29 744 кв.м. и 1 231 кв.м, вышеуказанные земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет, относятся к землям государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно приложения № 3 к заключению от 21 мая 2021 г. установлены координаты поворотных точек земельного участка площадью 29 744 кв.м, а также координаты поворотных точек земельного участка площадью 1 231 кв.м.

Заключением специалиста Службы государственного экологического надзора Иркутской области № 138 от 31 мая 2021 г. путем проведения визуального осмотра земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, автодорога «Ангарск-Тальяны», участок 61, а также фотосъемки, установлено, что на земельном участке расположены отходы производства и потребления – твердыми бытовыми отходами, вышедшие из употребления автопокрышки, строительные отходы, отходы упаковочных материалов; свалка имеет свежие следу размещения отходов, состав навала свидетельствует об их продолжительном хранении. С применением программного обеспечения установлена площадь земельных участков, на которых размещены отходы - 29 744 кв.м. и 1 231 кв.м, ориентировочный объем размещенных отходов составляет 14 800 куб.м и 2 400 куб.м соответственно. Таким образом, заключением установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления в районе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, автодорога «Ангарск-Тальяны», участок 61.

Согласно ответу Министерства Лесного комплекса Иркутской области от 4 июня 2021 г. № 02-91-7547/21, по данным государственного лесного реестра (материалами лесоустройства Усольского лесничества), установленные координаты поворотных точек земельного участка площадью 29 744 кв.м и земельного участка площадью 1 231 кв.м. расположены в границах земель лесного фонда Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, квартал № 51 (в 10 ч.). Следовательно, данные свалки расположены на землях государственного лесного фонда.

Разрешая административный иск и удовлетворяя его, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование отходов, относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, организация деятельности по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на землях лесного фонда Иркутской области входит в непосредственные обязанности министерства лесного комплекса Иркутской области, которым меры по устранению несанкционированных свалок не приняты.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается.

Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.

В п. 2 ст. 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Согласно ч. 4 ст. 19 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и 37 ст. 81 настоящего Кодекса (п. 11).

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе:

разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из данной нормы права, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и на организацию охраны лесов.

В соответствии с п. 7.3 Правил в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный п. 3 настоящих Правил, из-за того что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства документы, предусматривающие осуществление указанных мероприятий, и уточненные целевые прогнозные показатели на текущий финансовый год.

В силу п.3(1) Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, формированию запасов семян лесных растений, приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, в том числе очистке лесов.

Толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании ст. 83 ЛК РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 307-ЭС21-9717.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп, действовавшим на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство является специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Задачами министерства являются, в том числе управление в сфере лесного хозяйства (п. 7.1). Министерством в сфере лесного хозяйства осуществляются функции по обеспечению осуществления владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области; осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 8.3, 8.7 Положения).

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком основаны на неверном толковании норм права.

Материалы дела не содержат доказательств того, что административному ответчику министерству лесного комплекса Иркутской области из федерального бюджета средства на осуществление переданных полномочий по осуществления мер по охране лесов Иркутской области не выделялись, при этом в соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ именно административный ответчик обязан доказать отсутствие с его стороны незаконного бездействия.

Само по себе отсутствие финансирования, на которую ссылается в своих возражениях представитель министерства лесного комплекса, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.

Охрана лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной в лесном фонде Усольского лесничества, Ангарского участкового лесничества, Одинской дачи, кв.51 (в. 10 ч.), свидетельствует о бездействии министерства, влечет угрозу безопасности граждан в случае возникновения лесных пожаров, может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений, а также причинить большой экологический и экономический ущерб собственности Российской Федерации, реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными и обоснованными, основанными на верном толковании норм материального права, которые подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

Доводы жалобы повторяют позицию министерства при рассмотрении дела судом первой инстанции ранее изученную и получившую оценку, не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены в апелляционном порядке отсутствуют.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Е.Г. Бутина

Судьи

Н.Н. Исакова

О.С. Махмудова