ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3392/2023 от 07.12.2023 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Бирюков А.А. Дело № 33а-3392/2023

УИД 57RS0004-01-2023-000242-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 декабря 2023 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.,

судей Дятлова М.В., Альяновой Е.Л.,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-226/2023 по административному исковому заявлению прокурора Дмитровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Государственному унитарному предприятию Орловской области «Дорожная служба», Администрации Березовского сельского поселения Дмитровского района Орловской области о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствие с требованиями законодательства,

по апелляционной жалобе Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области на решение Дмитровского районного суда Орловской области от 13 сентября 2023 года, которым административный иск удовлетворен частично.

Заслушав доклад судьи областного суда Альяновой Е.Л., выслушав объяснения представителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Афониной С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Дмитровского района Орловской области Окуловой Н.П., представителя казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» Пушкова П.П., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

прокурор Дмитровского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области (далее – Департамент), Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (далее – КУ ОО «Орелгосзаказчик»), Государственному унитарному предприятию Орловской области «Дорожная служба» (далее – ГУП ОО «Дорожная служба»), Администрации Березовского сельского поселения Дмитровского района Орловской области о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствие с требованиями законодательства.

В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой Дмитровского района Орловской области проведена проверка исполнения требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на территории Дмитровского района Орловской области.

В результате проверки было установлено, что автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения «Комаричи-Дмитровск-Девятино» протяженностью 10066 м, часть которой проходит по населенному пункту д.Девяткино, не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017, поскольку дорожное полотно по всей протяженности имеет многочисленные выбоины, просадки, что создает угрозу жизни и безопасности здоровья граждан.

На автомобильной дороге «Комаричи-Дмитровск-Девятино» в д. Девятино Дмитровского района Орловской области расположен остановочный павильон, который вопреки требованиям п. 5.3.3.1 ГОСТ 52766-2007 не имеет освещения.

В населенном пункте д. Девятино Дмитровского района Орловской области вдоль автомобильной дороги местного значения установлено 7 опорных столбов, подключенных к линии электропередачи, но искусственное электрическое освещение автомобильной дороги по населенному пункту отсутствует.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения административных исковых требований, прокурор просил суд обязать Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в течение 3 месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу выделить денежные средства казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» для приведения автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Дмитровского района Орловской области «Комаричи-Дмитровск-Девятино» на всей протяжённости 0+004 км. - 10 + 070 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и обустройства остановочного пункта в селе Девятино элементом освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007; обязать казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в течение 6 месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели организовать и провести работы по приведению автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Дмитровского района Орловской области «Комаричи-Дмитровск-Девятино» на всей протяженности 0+004км. - 10 + 070км в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017 и обустройства остановочного пункта в селе Девятино элементом освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007; обязать администрацию Березовского сельского поселения Дмитровского района Орловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить искусственное электрическое освещение проезжей части автомобильной дороги с. Девятино с кадастровым номером 57:07:0000000:349 по населенному пункту Девятино Дмитровского района Орловской области в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.

От административных исковых требований к Государственному унитарному предприятию Орловской области «Дорожная служба» помощник прокурора Дмитровского района Орловской области отказался, в связи с чем производство по делу в указанной части определением суда от 13 сентября 2023 г. прекращено.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, в качестве заинтересованного лица привлечен - филиал ПАО «Россети Центр – «Орелэнерго».

Решением Дмитровского районного суда Орловской области от 13 сентября 2023 года административный иск удовлетворен частично. На Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» для проведения работ по приведению автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Дмитровского района Орловской области «Комаричи-Дмитровск-Девятино» на всей протяжённости 0+004 км. - 10 + 070 км в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», обустройства остановочного пункта на указанной дороге в с. Девятино Дмитровского района Орловской области освещением в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Комаричи-Дмитровск-Девятино». На казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели организовать работы по приведению автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Дмитровского района Орловской области «Комаричи-Дмитровск-Девятино» на всей протяжённости 0+004 км. - 10 + 070 км в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», обустройству остановочного пункта на указанной дороге в с. Девятино Дмитровского района Орловской области освещением в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Комаричи-Дмитровск-Девятино». На Администрацию Березовского сельского поселения Дмитровского района Орловской области возложена обязанность в течение 9 месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу установить искусственное электрическое освещение проезжей части автомобильной дороги с кадастровым номером 57:07:0000000:349 по населенному пункту с. Девятино Дмитровского района Орловской области в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В апелляционной жалобе представителем Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в указанной части.

Указывает, что Департаментом доведены до КУ ОО «Орелгосзакзчик» выделенные объемы финансирования на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, правом произвольного распоряжения финансовыми средствами Департамент не наделен, в этой связи незаконного бездействия со стороны Департамента не имеется.

Полагает, что акт выявленных недостатков не может считаться достоверным доказательством несоответствия дороги техническим регламентам и иным нормативным документам.

Полагает, что удовлетворение административного иска влечет вмешательство в компетенцию органа исполнительной власти специальной компетенции в сфере распределения бюджетных средств.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Дмитровского района Орловской области просит в ее удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Афонина С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Помощник прокурора Дмитровского района Орловской области Окулова Н.П., представитель КУ ОО «Орелгосзаказчик» Пушков П.П. полагали вынесенное решение законным и обоснованным.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее также - Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно положений подпунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден и введен в действие Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения автомобильных дорог, улиц и дорог городов и населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Требования стандарта являются обязательными в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А. 1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. №270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.

Пунктом 4.6.1.1.ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.3.1 (Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах).

В соответствии с п. 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.3.3.10; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Как установлено судом и следует из материалов дела, по постановлению Правительства Орловской области №501 от 19 ноября 2015 г., с учетом изменений внесенных постановлением Правительства Орловской области №418 от 26 июля 2019 г., «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области» автомобильная дорога «Комаричи – Дмитровск» - Девятино (с 0 + 004 по 10 + 070) внесена в перечень дорог межмуниципального значения (идентификационный номер по Перечню - 54 ОП РЗ 54К-72) (л.д.56-72,160-166 т.1).

КУ ОО «Орелгосзаказчик» составлен Проект организации дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Комаричи – Дмитровск» - Девятино (с 0 + 004 по 10 + 070) в Дмитровском районе Орловской области, в котором значится остановочный павильон в д. Девятино (дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса») (л.д.78-99 т.1).

По автомобильной дороге «Комаричи – Дмитровск» - Девятино проходит маршрут движения школьного автобуса №2, имеющий место остановки в д. Девятино, который утвержден и.о. директора МБОУ «Домаховская СОШ» и согласован начальником ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району Орловской области (л.д.100-101 т.1).

Прокуратурой Дмитровского района Орловской области совместно с ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району 23 июня 2023 г. и 12 сентября 2023 г. проведено обследование автомобильной дороги межмуниципального значения «Комаричи – Дмитровск - Девятино» с 0км + 150м до 10км + 70м на предмет соответствия требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007.

В ходе обследования были выявлены недостатки в виде занижения обочины с обеих сторон в глубину до 15 см и более, повреждения покрытия проезжей части в виде просадок дорожного полотна, полного разрушения дорожного полотна (асфальт), ям, выбоин различных форм и размеров, а также отсутствие искусственного электрического освещения по населенному пункту, о чем были составлены акты обследования с приложением фотоматериалов и видеозаписи (л.д.22-25, 233-234 т.1).

5 мая 2023 г. прокурором Дмитровского района Орловской области в адрес КУ ОО «Орелгосзаказчик» было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения (л.д.15-19 т.1).

Как следует из ответа КУ ОО «Орелгосзаказчик» от 29 мая 2023 г., работы по поддержанию транспортно-эксплуатационного состояния вышеуказанной автомобильной дороги проводятся в рамках лимитов бюджетных обязательств (л.д.19-21).

На основании постановления Коллегии администрации Орловской области от 7 февраля 2003 г. №-22 на КУ ОО «Орелгосзаказчик» возложены функции государственного заказчика по строительству объектов жилищно-коммунального назначения, социальной сферы, объектов дорожного и газового хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета.

Постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2022 г. №-805, утверждена межведомственная инвестиционная программа «Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, которая содержит сведения о выделении 598759,8 тыс. руб. в 2023 году на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области, искусственных дорожных сооружений на них и элементов обустройства (пункт 1.2 раздела VI таблицы, подраздел «Капитальный ремонт»).

Из Устава КУ ОО «Орелгосзаказчик» следует, что его учредителем является субъект Российской Федерации – Орловская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области (пункт 3 Устава).

Согласно пунктам 12, 13 Устава КУ ОО «Орелгосзаказчик», полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Орловской области относятся к предмету деятельности казенного учреждения, осуществляются за счет средств областного бюджета (пункты 12, 13 Устава).

Пунктом 22 Устава предусмотрено, что казенное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с бюджетной сметой, которая утверждается Учредителем, и устанавливает лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Согласно подпункту 1 пункта 27, подпункту 2 пункта 28 Устава, казенное учреждение имеет право заключать и оплачивать государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Орловской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено действующим законодательством, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Казенное учреждение обязано расходовать средства областного бюджета строго в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств и утвержденной бюджетной сметой.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что автомобильная дорога «Комаричи-Дмитровск-Девятино» (с 0 км + 004м по 10км + 070м), являющаяся автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения, закрепленная на праве оперативного управления за КУ ОО «Орелгосзаказчик», не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52766-2007 в области безопасности дорожного движения, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложил на КУ ОО «Орелгосзакзчик» обязанность организовать работы по приведению автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Орловской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52766-2007.

Возложив на КУ ОО «Орелгосзаказчик» обязанность организовать работы по приведению автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Орловской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52766-2007, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области обязан обеспечить финансирование мероприятий по устранению указанных нарушений законодательства.

На основании пп. «в» п. 22, 25, 26 (раздел 2) Положения о Департаменте дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 14 мая 2021 года № 271 (далее - Положение), Департамент реализует на территории Орловской области единую государственную политику и осуществляет управление в строительстве, транспорте и дорожном хозяйстве, а также осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разрабатывает государственные программы Орловской области в подведомственных сферах деятельности, в пределах своих полномочий обеспечивает их реализацию; формирует предложения по финансированию подведомственной сферы деятельности при подготовке областного бюджета на очередной финансовый год

Согласно пункту 15 раздела 4 Положения Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных унитарных предприятий Орловской области и государственных учреждений Орловской области в подведомственной сфере деятельности, в том числе: формирует государственное задание и дает поручения подведомственным государственным унитарным предприятиям Орловской области и государственным учреждениям Орловской области в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 27 января 2015 года №41, формирование бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области и Департаментом финансов Орловской области.

Департамент дорожного хозяйства осуществляет распределение предельных расчетных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно писем КУ ОО «Орелгосзаказчик» №3306-22 от 30 июня 2022 г., №0501-23 от 1 февраля 2023 г. в адрес руководителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, казенное учреждение направляло сведения о необходимости выделения дополнительного финансирования по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (в т.ч. элементов обустройства), в том числе по спорной дороги (л.д.178-179,201-206).

Исходя из вышеизложенного, с учетом положений статьи 123.22 ГК РФ, статьи 6 БК РФ вопреки доводам апелляционной жалобы обязанность по обеспечению финансирования в рамках реализации дорожной деятельности в отношении дорог регионального и межмуниципального значения лежит на Департаменте дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.

Таким образом, установив, что Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области наделен полномочиями по выделению и распределению денежных средств в сфере дорожной деятельности, принимая во внимание, что в силу статьей 16, 187 КАС РФ решение суда должно быть исполнимым, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Департамент обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, следует из выписки из реестра объектов муниципальной собственности Дмитровского района Орловской области Березовского сельского поселения, автодорога с. Девятино протяженностью 3494 м. с кадастровым номером 57:07:000000000:349 находится в муниципальной собственности Березовского сельского поселения (л.д.125 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сооружение дорожного транспорта автодорога с.Девятино с кадастровым номером 57:07:000000000:349 протяженностью 3294 м. принадлежит муниципальному образованию Березовское сельское поселение Дмитровского района Орловской области (л.д.140-159 т.1).

На основании Соглашения №2-Д/2023 от 20 января 2023 г. «О передаче полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации», заключенного между Администрацией Дмитровского района Орловской области и Администрацией Березовского сельского поселения Дмитровского района Орловской области обязанности по дорожной деятельности возложены на Администрацию Березовского сельского поселения Дмитровского района Орловской области (л.д.102-105).

Установив, что проезжая часть автомобильной дороги местного значения по населенному пункту с. Девятино Дмитровского района Орловской области в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 не имеет освещения, а полномочия по дорожной деятельности в отношении указанной дороги переданы администрации поселения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Березовское сельское поселение Дмитровского района Орловской области обязанности установить искусственное электрическое освещение проезжей части дороги.

Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах. При этом понуждение административных ответчиков к выполнению возложенных на них действующим законодательством обязанностей не может расцениваться как вмешательство в их деятельность.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств несоответствия автомобильной дороги техническим регламентам и иным нормативным документам являются несостоятельными, поскольку опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Иные доводы жалобы не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

По результатам рассмотрения жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Дмитровского районного суда Орловской области от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи