Судья Бирюков А.А. Дело № 33а- 3393/2023
УИД 57RS0004-01-2023-000243-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2023 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Альяновой Е.Л.,
судей Большаковой Т.Н., Дятлова М.В.,
при секретаре Смирновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-227/2023 по административному исковому заявлению прокурора Дмитровского района Орловской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», Администрации Друженского сельского поселения Дмитровского района Орловской области о возложении обязанности привести элементы обустройства автомобильной дороги в соответствие с требованиями законодательства,
по апелляционной жалобе Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области на решение Дмитровского районного суда Орловской области от 13 сентября 2023 года, которым на Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу выделить денежные средства Казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» для проведения работ по обустройству в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочного пункта в д. Дружно на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» освещением. На Казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели организовать работы по обустройству в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочного пункта в д. Дружно на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» освещением. На Администрацию Друженского сельского поселения Орловской области возложена обязанность в течение 9 месяцев с даты вступления решения в законную силу установить искусственное электрическое освещение проезжей части автомобильной дороги с кадастровым номером 57:07:0370101:400, проходящей по населенному пункту д. Дружно Дмитровского района Орловской области, в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Заслушав доклад судьи Большаковой Т.Н., изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Прошкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, помощника прокурора Дмитровского района Орловской области Окулову Н.П., представителя казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» Пушкова П.П., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам,
установила:
прокурор Дмитровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (далее – КУ ОО «Орелгосзаказчик»), государственному унитарному предприятию Орловской области «Дорожная служба», администрации Друженского сельского поселения Дмитровского района Орловской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению определенных действий.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Дмитровского района проверки соблюдения законодательства при содержании автомобильных дорог установлен факт ненадлежащего содержания автомобильной дороги «Дмитровск - Работьково - Дружно».
Установлено, что подъездной дорогой к деревне Дружно Дмитровского района Орловской области является автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения «Дмитровск - Работькино - Дружно» протяженностью 2641м, из них 650 м проходят по населенному пункту д.Дружно, находящаяся в оперативном управлении КУ ОО «Орелгосзаказчик», которая обслуживается ГУП Орловской области «Дорожная служба». В д.Дружно расположен остановочный павильон на участке дороги, являющемся школьным маршрутом. В нарушение ГОСТ Р 522766-2007 данный остановочный павильон не оборудован освещением. Также в ходе проверки было установлено, что по деревне Дружно вдоль автомобильной дороги, расположенной в пределах данного населенного пункта, установлено 5 столбов, подключенных к линии электропередачи, тем не менее искусственное электрическое освещение автомобильной дороги по населенному пункту не осуществляется, вопреки требованиям пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
С учетом неоднократного уточнения исковых требований прокурор просил обязать Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу выделить денежные средства КУ ОО «Орелгосзаказчик» для приведения элемента обустройства автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Дмитровского района Орловской области «Дмитровск-Работьково-Дружно» - остановочный павильон в д. Дружно в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 путем установки на остановочном пункте деревня Дружно элемента устройства - электрическое освещение; обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» в течение 2 месяцев со дня выделения Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области денежных средств на указанные цели организовать и провести работы по приведению элемента обустройства автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Дмитровского района Орловской области «Дмитровск-Работьково-Дружно» - остановочный павильон в д.Дружно в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 путем установки на остановочном пункте в д. Дружно элемента обустройства - электрическое освещение; обязать администрацию Друженского сельского поселения Дмитровского района Орловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить искусственное электрическое освещение проезжей части автомобильной дороги с кадастровым номером 57:07:0370101:400 по населенному пункту д. Дружно Дмитровского района Орловской области в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
Протокольным определением суда от 22 августа 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, в качестве заинтересованного лица – Филиал ПАО «Россети Центр - «Орелэнерго».
От административных исковых требований о признании бездействия незаконным, а также от административных исковых требований к Государственному унитарному предприятию Орловской области «Дорожная служба» прокурор отказался, определением суда от 13 сентября 2023 года производство по делу в данной части прекращено.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение, в соответствии с которым отказать в удовлетворении требований к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в полном объеме. Указывает о том, что решение вопроса о необходимости и целесообразности приведения дорог в соответствии с требованиями ГОСТ влечет вмешательство в компетенцию органа исполнительной власти специальной компетенции и субъекта Российской Федерации в целом в сфере распределения бюджетных средств, в бюджетный процесс и определение расходных обязательств областного бюджета. Полагает, что судом не рассмотрен вопрос о возможности использования имеющейся у остановочного пункта мачты освещения, для работы которой требуется лишь получение КУ ОО «Орелгосзаказчик» технических условий на присоединение к линиям электроснабжения в рамках содержания либо замена светильника в рамках содержания.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Прошкина О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Помощник прокурора Дмитровского района Орловской области Окулова Н.П., представитель административного ответчика КУ ОО «Орловский областной государственный заказчик» Пушков П.П. полагали решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда не находит оснований к отмене решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9, 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее также - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно положениям подпунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
Пунктом 4.6.1.1.ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.3.1 (Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах).
В соответствии пунктами 2.5, 9.1 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.
В соответствии с п. 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.3.3.10; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Как установлено судом и следует из материалов дела, по постановлению Правительства Орловской области №501 от 19 ноября 2015 года (в редакции от 31 мая 2019 года) «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области» автомобильная дорога «Дмитровск-Работьково-Дружно (с 0+004 по 2+645) внесена в перечень дорог межмуниципального значения (идентификационный номер по Перечню – 54 ОП РЗ 54К-74).
КУ ОО «Орелгосзаказчик» составлен Проект организации дорожного движения по автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» (км 0+004 – км 2+645) в Дмитровском районе Орловской области. В данном Проекте указание на остановочный павильон в д. Дружно отсутствует.
Согласно письму № 6062/23 от 18 августа 2023 года КУ ОО «Орелгосзаказчик», автопавильон на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» Дмитровского района установлен в 2016 году силами ГУП «Дорожная служба» и находится в ведении учреждения. В настоящее время ведутся работы по внесению изменений в существующий проект организации дорожного движения на автодорогу и согласованию с УГИБДД УМВД по Орловской области.
Как установлено районным судом, автомобильная дорога межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» является школьным маршрутом, по которому осуществляется подвоз школьников из деревни Дружно Дмитровского района Орловской области. На указанном остановочном павильоне осуществляется посадка детей в школьный автобус и высадка. В нарушение указанных требований ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт в деревне Дружно не имеет освещения.
Прокуратурой Дмитровского района Орловской области совместно с ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району 15 июня 2023 года проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в населенном пункте д. Дружно. Из акта обследования следует, что в нарушение п.п. 5.3.1,5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт в деревне Дружно не имеет освещения, в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное освещение автомобильной дороги, проходящей по населенному пункту деревня Дружно, не осуществляется.
На основании постановления Коллегии администрации Орловской области от 7 февраля 2003 года №-22 на КУ ОО «Орелгосзаказчик» возложены функции государственного заказчика по строительству объектов жилищно-коммунального назначения, социальной сферы, объектов дорожного и газового хозяйства области, финансируемых за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2022 года №-805, утверждена межведомственная инвестиционная программа «Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, которая содержит сведения о выделении 598759,8 тыс. руб. в 2023 году на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области, искусственных дорожных сооружений на них и элементов обустройства (пункт 1.2 раздела VI таблицы, подраздел «Капитальный ремонт»).
Из Устава КУ ОО «Орелгосзаказчик» следует, что его учредителем является субъект Российской Федерации – Орловская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области (пункт 3 Устава).
Согласно пунктам 12, 13 Устава КУ ОО «Орелгосзаказчик», полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Орловской области относятся к предмету деятельности казенного учреждения, осуществляются за счет средств областного бюджета (пункты 12, 13 Устава).
Пунктом 22 Устава предусмотрено, что казенное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с бюджетной сметой, которая утверждается Учредителем, и устанавливает лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Согласно подпункту 1 пункта 27, подпункту 2 пункта 28 Устава, казенное учреждение имеет право заключать и оплачивать государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Орловской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено действующим законодательством, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Казенное учреждение обязано расходовать средства областного бюджета строго в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств и утвержденной бюджетной сметой.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ и установив, что автомобильная дорога межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 в области безопасности дорожного движения, суд пришел к выводу об удовлетворении требований и обязании Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области выделить денежные средства для проведения работ по обустройству в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочного пункта в д. Дружно на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» освещением.
Возложив на КУ ОО «Орелгосзаказчик» обязанность организовать работы по обустройству в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочного пункта в д. Дружно на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Дмитровск-Работьково-Дружно» освещением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области обязан обеспечить финансирование мероприятий по устранению указанных нарушений законодательства.
На основании пп. «в» п. 22, 25, 26 (раздел 2) Положения о Департаменте дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 14 мая 2021 года № 271 (далее - Положение), Департамент реализует на территории Орловской области единую государственную политику и осуществляет управление в строительстве, транспорте и дорожном хозяйстве, а также осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разрабатывает государственные программы Орловской области в подведомственных сферах деятельности, в пределах своих полномочий обеспечивает их реализацию; формирует предложения по финансированию подведомственной сферы деятельности при подготовке областного бюджета на очередной финансовый год.
Согласно пункту 15 раздела 4 Положения Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных унитарных предприятий Орловской области и государственных учреждений Орловской области в подведомственной сфере деятельности, в том числе: формирует государственное задание и дает поручения подведомственным государственным унитарным предприятиям Орловской области и государственным учреждениям Орловской области в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами.
В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 27 января 2015 года №41, формирование бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области и Департаментом финансов Орловской области.
Департамент дорожного хозяйства осуществляет распределение предельных расчетных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно писем КУ ОО «Орелгосзаказчик» №3306-22 от 30 июня 2022 года, №0501-23 от 1 февраля 2023 года в адрес руководителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, казенное учреждение направляло сведения о необходимости выделения дополнительного финансирования по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (в т.ч. элементов обустройства), в том числе по спорной дороге.
Исходя из вышеизложенного, с учетом положений статьи 123.22 ГК РФ, статьи 6 БК РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по обеспечению финансирования в рамках реализации дорожной деятельности в отношении дорог регионального и межмуниципального значения лежит на Департаменте дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.
Таким образом, установив, что Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области наделен полномочиями по выделению и распределению денежных средств в сфере дорожной деятельности, принимая во внимание, что в силу статьей 16, 187 КАС РФ решение суда должно быть исполнимым, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Департамент обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из выписки ППК «Роскадастр» по Орловской области, право собственности на объект с кадастровым номером 57:07:0370101:400, наименование: «Дорога по жилому поселку», назначение: Сооружение дорожного транспорта, местоположение: Российская Федерация, Орловская область, Дмитровский район, с/п Друженское, д. Дружно протяженностью 1034 м зарегистрировано с 15 декабря 2022 года за муниципальным образованием Друженское сельское поселение Дмитровского района Орловской области.
На основании Соглашения №6-Д/2023 от 20 января 2023 года «О передаче полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации», заключенного между Администрацией Дмитровского района Орловской области и Администрацией Друженского сельского поселения Дмитровского района Орловской области обязанности по дорожной деятельности возложены на Администрацию Друженского сельского поселения Дмитровского района Орловской области.
Установив, что проезжая часть автомобильной дороги местного значения по населенному пункту д. Дружно Дмитровского района Орловской области в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 не имеет освещения, а полномочия по дорожной деятельности в отношении указанной дороги переданы администрации поселения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Друженское сельское поселение Дмитровского района Орловской области обязанности установить искусственное электрическое освещение проезжей части дороги.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах. При этом понуждение административных ответчиков к выполнению возложенных на них действующим законодательством обязанностей не может расцениваться как вмешательство в их деятельность.
Иные доводы жалобы не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
По результатам рассмотрения жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Дмитровского районного суда Орловской области от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи