РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-3416
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Чемякиной И.А.
судей Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
с участием прокурора Криковцовой Е.Г.
при секретаре Павловой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании в г.Хабаровске 17 мая 2017 года дело по административному иску прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о признании незаконными бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению присутствия сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами и не составления актов об уничтожении вещественных доказательств, обязании обеспечить присутствие сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, и составлении соответствующих актов,
по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края – В.Н. Каплунова на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд интересах Российской Федерации с административным исковым заявлением к Управлению Росимущества по Хабаровскому краю о признании незаокнными бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению присутствия сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами и не составления актов об уничтожении вещественных доказательств, обязании обеспечить присутствие сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, и составлении соответствующих актов. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки в деятельности ТУ Росимущества в Хабаровском крае выявлены нарушения требований законодательства при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, а именно ТУ Росимущество не обеспечило присутствие при уничтожении водных биоресурсов представителя Росимущества и составление акта об уничтожении вещественных доказательств. В соответствии с п. 12 Положения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 года N 848, об уничтожении вещественные доказательства в виде скоропортящихся товаров и продукции, пришедшие в негодность (в том числе за время их реализации), а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды, представителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа) составляется акт, в котором указываются должности, фамилии и инициалы лиц, присутствовавших при уничтожении вещественных доказательств, основание передачи вещественных доказательств для уничтожения, их внешний вид, количество, отличительные признаки, позволяющие их идентифицировать, упаковка, тара, место, дата, время и способ уничтожения, а также иные сведения, необходимые для фиксирования результатов уничтожения вещественных доказательств. Таким образом, данным нормативным правовым актом на Росимущество возложена обязанность присутствия при уничтожении водных биоресурсов представителя Росимущества и составления акта об уничтожении вещественных доказательств. При этом, акты об уничтожении составлены работниками организаций, привлеченных для уничтожения имущества, в том числе ООО «Фактор-Приморье», ООО «ТрастЛизингОйл». В соответствии с п.10 Положения, совершение действий по составлению акта, который подтверждает уничтожение вещественных доказательств, вменено представителю Росимущества. Указанные действия не обеспечивают надлежащий государственный контроль за уничтожением вещественных доказательств, создает условия для вовлечения изъятого имущества в незаконный гражданский оборот. Просил суд признать незаконными бездействия ТУ Росимущества в Хабаровском крае, выразившееся в непринятии мер по обеспечению присутствия сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами и не составления актов об уничтожении вещественных доказательств, обязании обеспечить присутствие сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, и составлении соответствующих актов.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 февраля 2017 года в удовлетворении требований прокурора Хабаровского края отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского края – В.Н. Каплунов с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что отношения по уничтожению предметов, являющихся вещественными доказательствами, не регулируются гражданским законодательством, следовательно, ст. 182 ГК РФ не применяется к данным правоотношениям. В Положении понятие представитель Росимущества используется не в качестве лица, действия которого создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого, а в качестве должностного лица, являющегося сотрудником органа Росимущества. Действиями ТУ Росимущества в Хабаровском крае нарушены требования ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с чем, просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое которым требования административного искового заявления удовлетворить.
В отзыве на апелляционное представление Врио руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО – ФИО1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, указав, что п. 12 Положения не регламентирована обязанность присутствия государственного служащего Росимущества при уничтожении вещественных доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора Криковцовой Е.Г., доводы апелляционного представления поддержавшей, представителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО ФИО2, с доводами апелляционного представления не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что по государственному контракту от 07.03.2016 года № на оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, заключенному между ТУ Росимущества в Хабаровском крае и ООО «Фактор-Приморье», в период с 10.05.2016 года по 11.05.2016 года, с 12.09.2016 года по 15.09.2016 года, с 13.10.2016 года по 14.10.2016 года ООО «Фактор-Приморье» произвело уничтожение водных биологических ресурсов, в том числе <данные изъяты>. Об уничтожении указанных водных биоресурсов ООО «Фактор-Приморье» составлены акты об уничтожении от 11.05.2016 года, 15.09.2016 года, 14.10.2016 года.
По государственному контракту от 09.08.2016 года № на оказание услуг по уничтожению имущества (водные биологические ресурсы и продукты их переработки), заключенному между ТУ Росимущества в Хабаровском крае и ООО «Побережное», в период времени с 17.11.2016 по 21.11.2016 ООО «Побережное» произвело уничтожение водных биологических ресурсов, в том числе <данные изъяты>., являвшихся вещественными доказательствами по уголовным делам №. Об уничтожении указанных водных биоресурсов ООО «Фактор-Приморье» составлен акт об уничтожении от 21.11.2016.
По государственному контракту от 07.03.2016 года № на оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, заключенному между ТУ Росимущества в Хабаровском крае и ООО «ТрастЛизингОйл», 24.06.2016 и 28.10.2016 ООО «ТрастЛизингОйл» произвело уничтожении древесины, в том числе <данные изъяты>, являвшихся вещественными доказательствами по уголовным делам №. Об уничтожении указанных водных биоресурсов ООО «Фактор-Приморье» составлены акты об уничтожении от 24.06.2016, 28.10.2016.
Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 года N 848 (далее Положение), устанавливает порядок уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами.
В соответствии с п. 10 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) организует уничтожение указанных в пункте 9 настоящего Положения вещественных доказательств.
Указанное Агентство (его территориальный орган) привлекает в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, организации, уполномоченные осуществлять уничтожение продукции.
Согласно п. 11 Положения при уничтожении вещественных доказательств, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды, должны присутствовать представители соответствующих органов государственного надзора и контроля.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что об уничтожении вещественных доказательств представителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа) составляется акт, в котором указываются должности, фамилии и инициалы лиц, присутствовавших при уничтожении вещественных доказательств, основание передачи вещественных доказательств для уничтожения, их внешний вид, количество, отличительные признаки, позволяющие их идентифицировать, упаковка, тара, место, дата, время и способ уничтожения, а также иные сведения, необходимые для фиксирования результатов уничтожения вещественных доказательств.
С учетом изложенного, данное Положение, не содержит требование об обязательном присутствии государственного служащего Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, таким образом, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционного представления о том, что отношения по уничтожению предметов, являющихся вещественными доказательствами, не регулируются положениями ст. 182 ГК РФ, не опровергают выводы суда, указание в п. 12 Положения на то, что акт об уничтожении, составляется представителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа), не свидетельствует, что представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом – это должностное лицо, являющееся сотрудником органа Росимущества.
На основании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по организации в установленном порядке уничтожение предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.
В соответствии с государственным контрактом № от 09.08.2016 года уничтожение имущества поручена Территориальным управлением ООО «Побережное». Согласно п. 3.1.16 Государственного контракта, Общество обязано предоставить акт об уничтожении имущества, а также заверенные копии документов, связанных с уничтожением имущества, обезвреживанием или размещением отходов, возникших в результате уничтожения имущества. Также в данном пункте, отражено содержание акта об уничтожении имущества.
В соответствии с государственным контрактом № от 07.03.2016 года уничтожение имущества поручена Территориальным управлением ООО «Фактор-Приморье». Согласно п. 3.1.16 Государственного контракта, Общество обязано предоставить акт об уничтожении имущества, а также заверенные копии документов, связанных с уничтожением имущества, обезвреживанием или размещением отходов, возникших в результате уничтожения имущества. Также в данном пункте, отражено содержание акта об уничтожении имущества.
В соответствии с государственным контрактом № от 07.03.2016 года уничтожение имущества поручена Территориальным управлением ООО «Трастлизингойл». Согласно п. 3.1.16 Государственного контракта, Общество обязано предоставить акт об уничтожении имущества, а также заверенные копии документов, связанных с уничтожением имущества, обезвреживанием или размещением отходов, возникших в результате уничтожения имущества. Также в данном пункте, отражено содержание акта об уничтожении имущества.
Таким образом, между сторонами имелись отношения, вытекающие из государственных контрактов, правовое регулирование которого установлено гражданским законодательством.
Осуществление Обществами действий по составлению акта об уничтожении имущества, возложенными на них Территориальным управлением, не свидетельствует о незаконности бездействия административного ответчика.
Доводы апелляционного представления аналогичны приводимым в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в решении суда. Выводы суда они не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и сводятся лишь к несогласию с ними.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении административного иска является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 февраля 2017 года по делу по административному иску прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о признании незаконными бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению присутствия сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами и не составления актов об уничтожении вещественных доказательств, обязании обеспечить присутствие сотрудников Росимущества при уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, и составлении соответствующих актов – оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Хабаровского края – В.Н. Каплунова без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова