ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3430/17 от 13.09.2017 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело: №33a-3430/2017

Судья: Бадиков Р.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 13 сентября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

Председательствующего: Уварова В.В.,

судей Курохтина Ю. А., Епифановой С.А.,

при секретаре Кулешовой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №3» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета,

по апелляционной жалобе МБОУ СОШ № 3 на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 09 июня 2017 года

Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия

установила:

МБОУ СОШ №3 обратилось в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области о признании незаконным Уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 28.02.2017 №3.11.1-250 и устранении допущенных нарушений путем осуществления государственного кадастрового учета изменений наименования здания с кадастровым номером *** с «Школа №9» на «Здание школы». В обоснование своих требований административный истец указал, что МБОУ СОШ №3 на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** - Школа №9, расположенный по адресу: Тамбовская обл., г.Рассказово, ул.Победы, 9. В 2016 году в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области было подано заявление о государственном учете изменений здания, вопрос касался изменения наименования здания - «Школа №9» на «Здание школы», поскольку действующее наименование является не актуальным. На основании Решения Рассказовского городского Совета народных депутатов от 31.08.2016 №135 в указанный в п.146 Перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность города Рассказово были внесены изменения о смене наименования здания и уточнения его адреса. Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области от 22.11.2016 осуществление кадастрового учета было приостановления в связи с непредставлением документов, указанных в п.З 4.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно технического плана здания или копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которые подтверждали бы изменение наименования здания. Уведомлением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 28.02.2017 в осуществлении кадастрового учета было отказано в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета. Административный истец считает уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным. На период подачи заявления, т.е. 15.11.2016, действовали положения Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением отдельных его положений. В соответствии с п. 11 ч.5 ст.8 Закона о регистрации, наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования, вносятся в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений. В соответствии с нормами закона о регистрации, не требуется подготовка технического плана здания, кадастровый учет и государственная регистрация прав которого осуществлены ранее, при внесении изменений в сведения о нем (дополнительных сведений), из числа указанных в ч.5 ст.8 Закона о регистрации. Непредставление документов, ранее предусмотренных (т.e. до 01.01.2017) Законом о кадастре (в том числе и в случаях, если это по мнению уполномоченного органа послужило основанием для приостановления осуществления кадастрового учета) не могло являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости после 01.01.2017 в случае, если Закон о регистрации представление таких документов не требует.

Решением Рассказовского районного суда от 09 июня 2017 года в удовлетворении административных исковых требований МБОУ «СОШ № 3» отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в вышестоящий суд с апелляционной жалобой. В своей жалобе поддерживает доводы, приведенные в административном исковом заявлении. Кроме того, указывает, что само по себе обжалование решения о приостановлении кадастрового учета, не является основанием, препятствующим для оспаривания решения об отказе в его осуществлении в судебном порядке, поскольку на законодательном уровне таких препятствий не установлено. Помимо указанного, судом не дано оценки обстоятельств, содержащихся в иске, относительно того, что административным истцом оспаривалось требование о необходимости представления в орган кадастрового учета технического плана здания, как документа (по мнению органа кадастрового учета), необходимого для производства кадастрового учета изменений наименования здания. Учитывая, что в рассматриваемой спорной ситуации, производилась не первоначальная постановка здания по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Победы 9 на кадастровый учет (его кадастровый учет был осуществлен ранее, зданию присвоен кадастровый номер ***), и данный кадастровый учет изменений не был связан с изменением индивидуальных характеристик здания (например, в результате его реконструкции, что в свою очередь требовало бы получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), а всего лишь производилось изменение наименования здания с «Школа №9» на «Здание школы», то представление в орган кадастрового учета технического плана здания не требовалось. Полагает, что данное требование органа кадастрового учета является неправомерным, и возлагающим на заявителя излишние требования, связанные с необходимостью несения дополнительных финансовых затрат по подготовке технического плана здания.

Просит отменить решение Рассказовского районного суда от 09 июня 2017 года и прекратить производство по делу.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Росреестра по Тамбовской области Акулову О.В., считавшую решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, МБОУ СОШ №3 на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** - Школа №9, расположенный по адресу: Тамбовская обл., г.Рассказово, ул.Победы, 9.

Решением Рассказовского городского Совета народных депутатов от 31.08.2016 №135 в указанный в п. 146 Перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность города Рассказово были внесены изменения о смене наименования здания и уточнения его адреса.

МБОУ СОШ №3 15.11.2016 года обратилось в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области с заявлением о государственном учете изменения наименования здания - «Школа №9» на «Здание школы».

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области от 22.11.2016 осуществление кадастрового учета было приостановлено в соответствии с п.4 ч.2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с непредставлением документов, указанных в п.3 ч.1 ст.22 названного Федерального закона, а именно технического плана здания или копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

16.11.2016 филиалом был направлен межведомственный запрос в администрацию г.Рассказово Тамбовской области о предоставлении копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в отношении данного здания, из ответа на который следует, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в отношении здания с кадастровым номером *** не выдавалось.

Согласно ч. 9 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но нее более чем на три месяца.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.5 ст. 72 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

В случае если решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по поступившим в орган регистрации прав до 1 января 2017 г. заявлениям и документам будет приниматься в 2017 г., такое решение об отказе может приниматься в соответствии со статьей 27 Закона №218-ФЗ с указанием причин, послуживших основанием для приостановления и не устраненных согласно действовавшему на момент поступления заявлений законодательству (указывая одновременно как положения статьи 27 Закона №218-ФЗ - в части основания для отказа, так и положения Закона №221-ФЗ, Закона №122-ФЗ - в части оснований для приостановления, неустранение которых повлекло принятие решения об отказе) (письмо Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2016г. №39682-ВА/Д23и).

28.02.2017 Управлением на основании ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято уведомление об отказе в осуществлении государственно кадастрового учета в связи с тем, что в течение трех месяцев с момента принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета обстоятельства, послужившие основанием для его принятия административным истцом не устранены.

Согласно п.7 ч.2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке.

В силу ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Согласно ч.3 данной статьи к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества (ст. 13 приведенного закона).

Статья 32 данного закона устанавливает правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия и устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), для внесения сведений в ЕГРН при принятии ими решений (актов). В данный перечень не включено изменение наименования здания. В с вязи с этим государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением наименования здания, осуществляется на основании заявления и технического плана, то есть в соответствии со ст. 14 Закона.

Согласно ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В изложенной ситуации нарушений закона оспариваемым уведомлением об отказе в осуществлении государственно кадастрового учета регистрирующим органом не допущено, нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не допущено, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 09 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ СОШ № 3 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: