ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3433/2016 от 18.03.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Саломатин А.А. адм. дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.

при секретаре Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Аветисян С.П. на решение Самарского районного суда г.Самары от 11 января 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Аветисян С.П. к Управлению федеральной миграционной службы России по Самарской области и Министерству финансов Российской Федерации о признании действий незаконными и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Аветисян С.П. и ее представителя адвоката Пашиной Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФМС России по Самарской области Чихачевой М.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Аветисян С.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФМС России по Самарской области и Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании отказа в принятии заявления о продлении срока действия вида на жительства и взыскании компенсации морального вреда.

При этом указала, что 21 января 2014 года УФМС России по Самарской области выдало ей вид на жительство со сроком действия до 3 ноября 2015 года на время действия паспорта. В связи с тем, что срок действия паспорта был ею продлен в установленном законом порядке до 8 сентября 2020 года, 9 октября 2015 года она обратилась в отделение УФМС России по Самарской области в г.Жигулевске для получения консультации по данному вопросу и для получения бланка заявления. В связи с занятостью инспектора Озерской М.Г. консультацию она получила 13 октября 2015 года, в тот же день она предоставила инспектору Озерской М.Г. заявление установленной формы о продлении срока действия вида на жительство, приложив к нему необходимые документы. Документы были приняты к рассмотрению, ей было разъяснено, что срок рассмотрения заявления составляет два месяца. 5 ноября 2015 года Озерская М.Г. устно сообщила ей о возврате (отклонении) заявления по причине окончания срока вида на жительство. Позже в ОВГ УФМС России по Самарской области в г.Самаре ей сообщили, что препятствием для принятия заявления послужило отсутствие среди приложенных к нему документов документа, подтверждающего ее владение русским языком.

Ссылаясь на то, что причиной отказа в принятии ее заявления о продлении срока действия вида на жительства явились незаконные действия должностного лица УФМС России Озерской М.Г. по причине бездействия которой истек срок действия вида на жительства, на то, что в результате оспариваемых действий ей причинен моральный вред, Аветисян С.П. просила признать оспариваемый отказ незаконным и взыскать в её пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение ( л.д. 32-40).

В апелляционной жалобе Аветисян С.П. просит решение отменить как незаконное и необоснованное принять новый судебный акт об удовлетворении ее административного искового заявления (л.д. 46-49).

УФМС Росси по Самарской области, не согласившись с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представило письменные возражения с обоснованием своей позиции, просило судебный акт оставить без изменения (л.д. 53-58).

Проверив законность принятого судом решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Аветесян С.П., 30 августа 1982 года рождения, являются гражданкой Республики Армения, проживает на территории Российской Федерации на основании выданного вида на жительство от 21 января 2014 года, сроком действия до 03 ноября 2015 года (л.д.9).

Согласно расписке от 21 января 2014 года Аветесян С.П. была предупреждена при получении вида на жительство сотрудниками миграционной службы о том, что ей необходимо обратиться не позднее, чем за два месяцев до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции с заявлением о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации, что подтверждается подписью истца (л.д.26).

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

Исходя из вышеназванных положений, с заявлением о продлении вида на жительство, Аветесян С.П. должна была обратиться не позднее 03 сентября 2015 года.

Вместе с тем, Аветисян С.П., с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 8 Федерального закона N 115-ФЗ, обратилась в отделение УФМС России по Самарской области в г.Жигулевск с заявлением о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации лишь 13 октября 2015 года, при этом не представила документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории Российской Федерации и основ законодательства Российской Федерации, как того требуют ст. 15.1 и ст. 37.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации".

22 октября 2015 года уполномоченными лицами УФМС России по Самарской области истцу было отказано в принятии заявления о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации.

Решение об отказе в продлении вида на жительство в Российской Федерации в отношении истца не принималось.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Аветисян С.П. требований, пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ принят УФМС России по Самарской области в рамках предоставленных ему полномочий.

При этом обоснованно исходил из того, что истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт незаконных действий со стороны ответчика, нарушающих права и законные интересы Аветесян С.П.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда по следующим обстоятельствам.Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года N 215 утвержден административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Регламент).

Согласно п.п. 30-30.5 Регламента, для продления срока действия вида на жительство заявитель подает в территориальный орган ФМС России заявление установленной формы в одном экземпляре, документ, удостоверяющий личность, вид на жительство, фотографию в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 21.2 Регламента, в том числе фотографии детей, вписанных в вид на жительство (при продлении вида на жительство иностранного гражданина путем оформления нового вида на жительство в связи с отсутствием свободных страниц для внесения записи о продлении), и в установленных случаях документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Пунктом 143 Регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является подача в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина заявления о продлении срока действия вида на жительство (приложение N 6 к Административному регламенту).

Положениями ст. 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации" предусмотрено, что если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения вида на жительство, продлением срока действия вида на жительство, обязан подтвердить владение русским языком, знание им истории России, основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:

1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;

2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991;

3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 01.09.1991.

Согласно ст. 37.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации", иностранные граждане, которым вид на жительство был выдан до 01 января 2015 года, представляют документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России, основ законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, подтверждено материалами дела, что истец обратилась в УФМС России по Самарской области в г. Жигулевске с заявлением о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации без приложения к заявлению документа, подтверждающего владение им русским языком, его знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации", от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство освобождаются:

1) недееспособные иностранные граждане или иностранные граждане, ограниченные в дееспособности;

2) иностранные граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;

3) иностранные граждане - мужчины, достигшие возраста шестидесяти пяти лет;

4) иностранные граждане - женщины, достигшие возраста шестидесяти лет;

5) иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию;

6) иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты и члены их семей, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство.

7) иностранные граждане, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в связи с признанием носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Аветесян С.П. к указанной категории лиц не относится, а значит, не освобождается от обязанности предоставить документ, подтверждающий ее владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 41 Регламента заявление и документы к рассмотрению не принимаются в том числе:

- если нарушены требования к форме и содержанию заявления;

- если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала;

- если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

Как предусмотрено п. п. 60, 63 Административного регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланке установленной формы (приложения N 3, N 4 или N 5 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела.

Функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.

При наличии оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению заявление и документы возвращаются заявителю, по согласованию с ним определяется срок его повторного обращения с пакетом документов и по желанию заявителя может быть произведена предварительная запись на прием.

Непредставление документа, подтверждающего владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, истцом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, не оспаривалось.

Доводы заявления, а также апелляционной жалобы Аветесян С.П. сводятся к тому, что при подаче ею заявления о продлении срока действия вида на жительства, инспектором отдела УФМС России по Самарской области в г.Жигулевск не был разъяснен п. 30.5 Регламента, обязывающий иностранного гражданина при обращении за продлением срока действия вида на жительство, предоставить документ подтверждающий владение русским языком, знание им истории России, основ законодательства Российской Федерации, что повлекло за собой возврат ее заявления, несостоятельны и не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.

Бездействие инспектора отдела УФМС России по Самарской области в г.Жигулевск, незаконным не признано.

Ссылки в жалобе на Приказ УФМС России по Самарской области от 20 марта 2015 года №59 «Об утверждении Методических рекомендаций исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве в Российской Федерации» правового значения не имеют, поскольку указанные Методические рекомендации нормативно-правовым актом не являются, и имеют рекомендательный характер.

Поскольку действия (бездействие) УФМС России по Самарской области и УФМС России по Самарской области в г. Жигулевске незаконными не признаны, правовых и фактических оснований для взыскания в пользу истца морального вреда у суда также не имелось.

Учитывая отсутствие в рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ и необходимых для признания недействительным оспариваемого приказа, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Аветисян С.П. требования, законных оснований для отмены решения суда не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобе, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Самарского районного суда г.Самары от 11 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аветисян С.П. – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -