ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3461/2021 от 24.08.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

Судья Карабанов А.С.                                                        Дело № 33а-3461/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                           24 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Крайнова Дмитрия Юрьевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 апреля 2021 года по делу №2а-1528/2021, по которому постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Крайнова Дмитрия Юрьевича к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать благотворительный фонд на основании заявления от 03 декабря 2020 г. № 1000967231 отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения  Крайнова  Д.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области  - Сафоновой Ю.А. и Бахматовой Н.А., полагавших решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Крайнов Д.Ю. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление Минюста России по Ульяновской области) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать некоммерческую организацию.

В обоснование заявленных требований указал, что 03.12.2020 через Единый портал государственных услуг и функций (сайт «Госуслуги») подал заявление в Управление Минюста России по Ульяновской области о регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» (заявление от 03.12.2020 №1000967231). В установленный 14-дневный срок его заявление рассмотрено не было.

Просил суд признать незаконным бездействие Управления Минюста России по Ульяновской области и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать благотворительный фонд на основании этого заявления.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Крайнов Д.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что суд вышел за рамки административного искового заявления, проанализировав Устав и ОКВЭД фонда, сделал вывод об их несоответствии и, как следствие, невозможности регистрации. Полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку считает доказанным бездействие административного ответчика относительно его заявления о регистрации фонда, поданное через портал «Госуслуги». В подтверждение ссылается на протокол осмотра его страницы на портале «Госуслуги», заверенный нотариально. Не соглашается с выводом суда о том, что цели фонда противоречат ОКВЭД 94.99. Считает, что поданный в Управление комплект документов аналогичен поданному ранее в Минюст России, соответствует установленным требованиям, чему дана оценка Замоскворецким районным судом г.Москвы. Следовательно, препятствий в регистрации фонда не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с п.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок их принятия, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд принимает решение об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (ст.227 указанного кодекса).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции такой совокупности условий не установлено.

Как следует из материалов дела, 03.12.2020 через Единый портал государственных услуг и функций (сайт «Госуслуги») Крайновым Д.Ю. было подано заявление в Управление Минюста России по Ульяновской области о регистрации Благотворительного фонда «За восстановление СССР» (№1000967231 от 03.12.2020).

По результатам рассмотрения указанного заявления административным ответчиком было принято уведомление от 22.12.2020 об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (исх. от 22.12.2020 № 73103-6512), о чем информация размещена на сайте (л.д.83).

Отказ в регистрации мотивирован пп.1 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: наличия противоречия учредительных и иных представленных для государственной регистрации документов некоммерческой организации законодательству Российской Федерации (л.д.19).

Так, представленное заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 не соответствует приказу ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617А «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Кроме того, лист И заявления «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (стр. 007) содержит коды основного и дополнительных видов деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, такие как:

- 94.99 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки;

- 63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;

- 63.12 Деятельность web-порталов;

- 63.91 Деятельность информационных агентств;

- 63.99 Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки;

- 64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки;

- 72.11 Научные исследования и разработки в области биотехнологии;

- 72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие;

- 72.20 Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук;

- 94.92 - Деятельность политических организаций.

Данные виды экономической деятельности противоречат целям Фонда, изложенным в п.2.1 раздела 2 Устава Благотворительного фонда «За восстановление СССР».

Как видно из п. 2.1 раздела 2 Устава Благотворительного фонда «За восстановление СССР», в редакции представленной Крайновым Д.Ю. на государственную регистрацию некоммерческой организации, целями фонда являются: формирование имущества (в том денежных средств и их эквивалентов, ценных бумаг, имущественных обязательств и прочих) на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование этого имущества для: поддержки кандидатов на выборах Президента Российской Федерации, которые будут ставить своей целью восстановление СССР (Союза Советских Социалистических Республик) во всей полноте его государственного устройства на основе существующих юридических реалий в Российской Федерации, её законодательства и международных обязательств.

Кандидаты будут иметь право получения материального финансирования из средств фонда, если они ставят своими целями: укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; развитие интеграционных процессов между республиками СССР; восстановление органов власти СССР; развитие экономики; развитие науки и культуры; укрепление престижа и роли семьи в обществе; защита материнства, детства и отцовства; обеспечение гарантий бесплатной медицины и образования; пропаганды здорового образа жизни; улучшение морально-психологического состояния граждан; реабилитация детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; юридическая помощь и правовое просвещение населения; развитие добровольческого движения; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика социально опасных форм поведения граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом в целях этого кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Таким образом, указанные в решении о государственной регистрации Благотворительного фонда  «За восстановление СССР» виды деятельности указанного фонда (деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность; деятельность web-порталов; деятельность информационных агентств; деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки; предоставление прочих финансовых услуг) не соответствуют целям, указанным в Уставе создаваемого юридического лица, поскольку являются коммерческими (оказание услуг).

Код ОКВЭД 94.99 «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки» противоречит Уставу благотворительного фонда «За восстановление СССР», поскольку Фонд не является по своей организационно-правовой форме общественной организацией, а относится к некоммерческим организациям.

Суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что имеющиеся противоречия учредительных и иных представленных для государственной регистрации документов некоммерческой организации законодательству Российской Федерации, в совокупности с подачей заявления неустановленной формы (не соответствует требованиям приказа ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@ (действующего с 11.01.2021)), свидетельствуют о том, что при регистрации некоммерческой организации (благотворительного фонда) Крайновым Д.Ю. были допущены нарушения ст.123.17 ГК РФ, ч.3 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что является безусловным основанием для отказа в регистрации некоммерческой организации. Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска Крайнова Д.Ю. в полном объеме.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в оспариваемом решении, всем юридически значимым по делу обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой оснований у судебной коллегии не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований, является несостоятельным ввиду несоответствия фактическим обстоятельствам дела.

Так, административный иск Крайнова Д.Ю. содержал два требования: 1. признать незаконным бездействие Управления Минюста; 2. обязать ответчика зарегистрировать благотворительный фонд. Оценка представленных административным истцом в регистрирующий орган документов на предмет соответствия их требованиям закона является юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению при разрешении судом второго искового требования.

Кроме того, согласно протоколу судебного заседания от 30.03.2021 на вопрос суда административному истцу: «Вы оспариваете отказ в регистрации?» последний ответил утвердительно (л.д.23 (л.д.5-6 протокола)). Замечания на протокол судебного заседания Крайновым Д.Ю. не подавались.

Что касается доводов жалобы относительно исковых требовании о бездействии Управления, то ввиду того, что заявление на государственную регистрацию фонда при его создании было подано в регистрирующий орган через Портал «Госуслуги», то  ответ был дан заявителю в аналогичной форме, на что указано в п.109 Административного регламента предоставления Министерством юстиции РФ государственных услуг по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455.

Ссылка Крайнова Д.Ю. на то, что принятый административным ответчиком отказ от 22.12.2020 не был размещен на сайте «Госуслуги», материалами дела не подтверждается. Управлением представлены сведения с Портала, указывающие на размещение ими в установленный законом срок Отказа в регистрации  создания НКС в электронном виде (л.д.83).

Данное обстоятельство указывает  на отсутствие бездействия со стороны административного ответчика.

Нотариально удостоверенный протокол осмотра письменных доказательств (л.д.34) доводов административного ответчика не опровергает, а лишь фиксирует отсутствие на странице сайта «Госуслуги» по состоянию на  03.04.2021 сведений  об отказе Управления Минюста от 22.12.2020.

Поскольку услуга по государственной регистрации НКО оказывается территориальными органамиМинюста посредством сайта «Госуслуги» через Портал Минюста России, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области владельцем указанного сайта не является, следовательно, не может нести ответственность за его некорректную работу.

Довод апелляционной жалобы о том, что ранее аналогичный комплект документов был подан в Минюст России и являлся предметом судебного разбирательства в Замоскворецком районном суде г.Москвы, судебной коллегией отклоняется, поскольку по административному делу                         №2а-1003/2020 рассматривался административный иск Крайнова Д.Ю. об отказе в регистрации Фонда по причине обращения в Центральный аппарат Минюста, а не его территориальный орган. Решение суда по данному делу не содержит анализа и выводов о соответствии поданных для регистрации документов требованиям закона (л.д.90-92).

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а сводятся к иной оценке доказательств и установленных судом фактических обстоятельств спора, отмены решения не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 апреля           2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Крайнова Дмитрия Юрьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи