ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3485/19 от 21.05.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Егоров Д.К.

Судья–докладчик Туглакова Л.Г. № 33а-3485/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.,

при секретаре Орловой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1, Усольскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, обязании возбудить исполнительное производство,

по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 на решение Усольского городского суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований указано, что 13 сентября 2018 года Усольским городским судом Иркутской области вынесено решение по гражданскому делу "номер изъят" по иску КУМИ администрации города Усолье-Сибирское к ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка. Данное решение вступило в законную силу 13.11.2018, административному истцу выдан исполнительный лист серии "номер изъят" административным истцом указанный исполнительный лист с копией решения суда предъявлен в Усольский отдел РОСП УФССП России по Иркутской области для принудительного исполнения. Согласно постановления судебного пристава-исполнителя Усольского отдела РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 14.01.2019 "номер изъят" административному истцу отказано в возбуждении исполнительного производства на основании пп. 8 п. 1 ст. 31 и пп. 11 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно - исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Указанное постановление судебного пристава получено административным истцом 18.01.2019.

Административный истец считает постановление судебного пристава-исполнителя от 14.01.2019 "номер изъят" об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным, необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства РФ, поскольку оно противоречит статьям 30, 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы административного истца. Решением Усольского городского суда от 13.09.2018 на ФИО2 возложена обязанность за свой счет в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок. Суд в решении от 13.09.2018 не признавал объекты, возведенные ФИО2, самовольными постройками и не ссылался на соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ и нормы Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие правовой статус самовольной постройки. Кроме того, фактически объект (деревянный забор), возведенный ФИО2 за границами принадлежащего ему земельного участка, не подпадает под признаки самовольной постройки, установленные нормами ГК РФ и ГрК РФ, так как он не является недвижимым имуществом. В связи с этим, снос соответствующего объекта не подпадает под нормы, касающиеся правового статуса самовольных построек.

Просил суд признать постановление судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 14 января 2019 года "номер изъят" об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным, обязать судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское путём возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного листа серии "номер изъят", выданного 14 ноября 2018 года Усольским городским судом Иркутской области.

Решением суда административные исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское удовлетворены.

Постановление судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 14 января 2019 года "номер изъят" об отказе в возбуждении исполнительного производства признано незаконным.

На судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское путём возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного листа серии "номер изъят", выданного 14 ноября 2018 года Усольским городским судом Иркутской области.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 выражает свое несогласие с решением суда, указав в обоснование доводов к отмене решения суда следующее.

Решение суда содержит требование не только об освобождении самовольно занятого земельного участка, но и конкретный способ путем демонтажа деревянного забора за границами земельного участка с соответствующим кадастровым номером.

В соответствии с ч. 4 ст. 107 ФЗ «Об исполнительном производстве», снос здания, строения или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо о типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.

Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия с учетом положений части 1 статьи 307, части 2 статьи 150, частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела и применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Согласно части 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Предметом исполнения требований исполнительного документа, а именно исполнительного листа серии "номер изъят", выданного 14 ноября 2018 года Усольским городским судом Иркутской области

является обязание ФИО2 освободить самовольно занятый земельный участок путём демонтажа деревянного забора за границами своего земельного участка.

14 января 2019 года судебный пристав-исполнитель Усольского РОСП УФССП по Иркутской области ФИО1 вынесла постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства ввиду того, что исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (данные изъяты)

В обоснование своего отказа в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель сослалась на положение части 13 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (вступившие в силу с 4 августа 2018 года), в силу которой исполнение решения суда о сносе самовольной постройки, по которым взыскателями являются органы местного самоуправления, после 3 августа 2018 года осуществляется указанными органами, исключая принудительное исполнение силами ФССП России. Исполнительные документы, выданные на основании указанных судебных решений, подлежат возвращению взыскателя с копией постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Аналогичные положение содержатся также в письменных разъяснениях руководителя Управления ФССП Росси по Иркутской области от 2 октября 2018 года № 38901-21/09 (данные изъяты) Кроме того, сторона ответчика указала на то, что демонтаж строения является одной из составляющих частей сноса строения.

Согласно части 1 статьи 55.32 ГрК РФ, снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Разрешая требования, суд первой инстанции, проанализировав норму части 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, исходя из содержания требований исполнительного документа - исполнительного листа серии "номер изъят", выданного 14 ноября 2018 года Усольским городским судом Иркутской области (данные изъяты), пришел к выводу о том, что статус объекта в виде деревянного забора, не подпадает под правовое регулирование приведённых выше норм законодательства, в тексте заочного решения Усольского городского суда Иркутской области от 13 сентября 2018 года (данные изъяты) не даётся оценка данному объекту как самовольной постройке в силу статьи 222 ГК РФ, таковой данный объект решением суда не признавался, сносу не подвергался. Предметом исполнения указанного заочного решения Усольского городского суда Иркутской области от 13 сентября 2018 года является освобождение самовольно занятого ФИО2 земельного участка со ссылками на положения Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 14 января 2019 года противоречит положениям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку основания для отказа в возбуждении исполнительного производства отсутствуют.

С такими выводами суда судебная коллегия соглашается.

Деревянный забор не является объектом недвижимого имущества, поскольку не обладает признаками недвижимости, предусмотренными ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

В п. 1 ст. 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, решением суда деревянный забор, возведенный ФИО2 на самовольно занятом земельном участке, не признавался объектом самовольной постройки и не подвергался сносу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что демонтаж строения является частью сноса, не влияет на законность решения суда, поскольку, как было указано выше, деревянный забор не относится к объекту, прочно связанному с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, в связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 22 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу (данные изъяты) судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Туглакова Л.Г.

Судьи: Гусарова Л.В.

Харин Р.И.