ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-348/19 от 14.02.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Ермак Л.В.

Дело № 33а-348/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан 14 февраля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Редько Е.П., Соловьева В.Н.,

при секретаре Осиповой Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Хакасия

по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия на решение Черногорского городского суда от 12 ноября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Редько Е.П., объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО3, выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения об отказе внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица и обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения прав путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером . Требования мотивировал тем, что на его обращение с соответствующим заявлением о внесении изменений ЕГРН в сведения о земельном участке с кадастровым номером , в части установления категории – земли населенного пункта, получил отказ. В качестве основания для отказа должностное лицо Управления сослалось на отсутствие документов, подтверждающих отнесение земельного участка к ведению муниципального образования <адрес>. Полагает, что оспариваемое решение незаконно, противоречит статье 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Определениями судьи в качестве соответчика привлечен государственный регистратор ФИО4, в качестве заинтересованного лица – ФИО5

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель Управления Росреестра по Республике Хакасия ФИО6, административный иск не признала, представила отзыв, поясняла, что ФИО1 к заявлению не приложил документов, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к ведению муниципального образования <адрес>, в связи с чем в осуществлении учетно-регистрационного действия по внесению сведений в ЕГРП по инициативе заинтересованного лица отказано.

Административный ответчик государственный регистратор ФИО4 требования не признала, поясняла, что на момент подачи заявления в орган регистрации прав произошел технический сбой в федеральной информационной системе и отсутствовала возможность сделать запрос документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Представитель администрации г. Черногорска ФИО7 возражений против удовлетворения требований не имел, пояснил, что запросы по заявлению ФИО1 из Управления Росреестра по Республике Хакасия в администрацию г. Черногорска в порядке межведомственного информационного взаимодействия не поступали. Фактически земельный участок с кадастровым номером находится в границах муниципального образования <адрес>.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в ее отсутствие.

Решением Черногорского городского суда от 12 ноября 2018 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Республике Хакасия, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и производство по делу прекратить. Ссылаясь на доводы и основания возражений, приведенных в суде первой инстанции, излагая обстоятельства дела, поясняет, что оспариваемое решение принято должностным лицом правомерно, поскольку заявителем документов, подтверждающих отнесение спорного земельного участка в ведение муниципального образования <адрес>, представлено не было.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

Постановлением администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ; пункт 1 постановления изложен в следующей редакции: «1. Уточнить сведения на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер – категория земель – земли населенных пунктов» (л.д. 10).

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 в многофункциональном центре <данные изъяты> приняты документы для оказания государственных услуг – внесение сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица в отношении земельного участка с кадастровым номером , в том числе заявление о внесении сведений в ЕГРН, копии постановлений администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Часть 2 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ возлагает на орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивать документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 4 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица» сообщено, что в осуществлении учетно-регистрационного действия «Внесение сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица» отказано на основании ст. 33 Закона о государственной регистрации недвижимости (л.д. 8).

В обоснование указано, что документов, подтверждающих отнесение земельного участка в ведение муниципального образования <адрес>, не представлено.

Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку при поступлении соответствующего заявления заинтересованного лица и при установлении недостаточности документов, необходимых для совершения учетно-регистрационных действий, орган регистрации прав в силу части 2 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ обязан самостоятельно запрашивать документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Доказательств исполнения данной обязанности административными ответчиками не представлено.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Утверждение в апелляционной жалобе о законности оспариваемого решения основано на неверном толковании закона, по изложенным выше основаниям.

Требование, содержащееся в апелляционной жалобе, о прекращении производства по делу, а также пояснения представителя административного ответчика, данные в суде апелляционной инстанции, в обоснование данного требования, не основано на нормах процессуального закона.

Часть 2 статьи 194 КАС РФ также предоставляет право суду прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Доказательств того, что оспариваемое решение должностного лица Управления Росреестра по Республике Хакасия было отменено (пересмотрено) не представлено.

При таких обстоятельствах решение суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены судебного акта суда, не допущено.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черногорского городского суда от 12 ноября 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия – без удовлетворения.

Председательствующий

Страхова О.А.

Судьи

Редько Е.П.Соловьев В.Н.