ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3497/2021 от 28.07.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2021-001854-28

Номер в суде первой инстанции 2а-2683/2021

Дело № 33а-3497/2021

Апелляционное определение

г. Тюмень

28 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Левиной Н.В.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Тепличный Комбинат ТюменьАгро» на решение Центрального районного суда города Тюмени от 25 марта 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комбинат «ТюменьАгро», отказать. »

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения представителя Общества с ограниченной ответственностью «Тепличный комбинат «ТюменьАгро» Ящемской С.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Общество с ограниченной ответственностью «Тепличный Комбинат ТюменьАгро» (далее по тексту - ООО «Тепличный Комбинат ТюменьАгро», Общество, ООО «ТК ТюменьАгро) обратилось в суд с административным исковым заявлением к старшему государственному инспектору труда, заместителю руководителя Государственной инспекции труда в Тюменской области, Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконными предписания №72/7-3833-200ОБ/10-3427-И/58-11 от 25 декабря 2020 года; заключения государственного инспектора труда № 72/7-3833-20-ОБ/12-7052-И/58-11 от 25 декабря 2020 года и решения по возражению на предписание и заключение от 15 января 2021 года. Заявленные требования мотивированы тем, что в результате несчастного случая, работнику предприятия Григорьеву В.П. причинен вред здоровью. По результатам указанного несчастного случая было установлено, что происшествие произошло по вине работника, однако, административным ответчиком установлена вина директора предприятия, главного инженера и главного энергетика.

Представитель ООО «Тепличный Комбинат ТюменьАгро» Ящемская С.Д. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.

Представитель Государственной инспекции труда в Тюменской области Майканов А.А., старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Пустуева А.П., в судебном заседании против заявленных требований возражали.

Заинтересованное лицо Григорьев В.П. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно ООО «Тепличный Комбинат ТюменьАгро». В апелляционной жалобе, поданной представителем Ящемской С.Д., изложена просьба об отмене или изменении решения суда и принятии по делу нового решения. Указывает, что суд первой инстанции положил в основу решения исключительно позицию административных ответчиков, указав, что представлены достаточные и бесспорные доказательства законности оспариваемых актов, не приводя оснований сделанным выводам, не указывая, какими доказательствами со стороны Государственной инспекцией труда подтверждается законность оспариваемых актов, и почему доказательства, представленные Обществом, не опровергают их законность. Позиция административных ответчиков основана на ненадлежащем проведенном расследовании, неподтвержденных документально словах пострадавшего, имеющего заинтересованность в возложении вины на Общество. Утверждает, что Григорьев В.П. был обеспечен дежурными средствами индивидуальной защиты (СИЗ)- перчатками диэлектрическими; у общества имеются все необходимые документы, подтверждающие наличие и пригодность СИЗ. Утверждает также, что Обществом не нарушены процедуры безопасного выполнения работ, снабжения безопасной продукцией и подготовки работников по охране труда. Настаивает на том, что Григорьеву В.П. 27 октября 2020 года не поручалось производство каких-либо работ на электроустановке, которые требовали бы оформления наряда-допуска и проведения целевого инструктажа. Кроме того, указывает, что акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве оформлен без нарушений и в установленном порядке. Григорьев В.П. самовольно произвел работы по отключению питания на электроустановке, в результате чего произошел несчастный случай. Более того, Григорьев В.П. имел группу по электробезопасности III, успешно прошел проверку знаний по требованиям охраны труда при работе на электроустановках и точно знал, что ему запрещено самостоятельно, без участия контролирующего лица, без соответствующей группы допуска, производить работы по переключению электроустановок, без применения СИЗ. Таким образом, Григорьев В.П. допустил грубое нарушение требований государственных нормативных требований охраны труда и требований локальных нормативных актов, что повлекло несчастный случай.

Представитель Государственной инспекции труда в Тюменской области, старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Пустуева А.П., заинтересованное лицо Григорьев В.П. в суд апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьёй 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9).

В соответствии с требованиями ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению заявленных административным истцом требований является как не соответствие оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, так и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Полномочиями Государственной инспекции труда в силу статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ТК РФ) являются: осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; анализ обстоятельств и причины выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; проверка соблюдения требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Статьёй 21 ТК РФ определено, что работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

В свою очередь, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (статья 209 ТК РФ).

В силу требований статьи 211 ТК РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно статье 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 названного Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности; ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (статья 213 ТК РФ).

В силу статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (статья 221 ТК РФ).

Согласно пункту 39 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н (далее по тексту также – Типовое положение об охране труда), к мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся: а)исключение опасной работы (процедуры); б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной; в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников; г)реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников; д) использование средств индивидуальной защиты; е) страхование профессионального риска.

С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления (пункт 41 Типового положения об охране труда).

Указанное в пункте 41 названного Типового положения информирование может осуществляться в форме: а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника; б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте; в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров; д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; е)использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах (пункт 41 Типового положения об охране труда).

С целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет): а) порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; б) порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты; в) перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (пункт 45 Типового положения об охране труда).

С целью организации проведения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией, ответственность подрядчика и порядок контроля со стороны работодателя за выполнением согласованных действия по организации безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией (пункт49 Типового положения об охране труда).

При установлении порядка обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией используется следующий набор возможностей подрядчиков или поставщиков по соблюдению требований работодателя, включая требования охраны труда: а)оказание безопасных услуг и предоставление безопасной продукции надлежащего качества; б) эффективная связь и координация с уровнями управления работодателя до начала работы; в) информирование работников подрядчика или поставщика об условиях труда у работодателя, имеющихся опасностях; г) подготовка по охране труда работников подрядчика или поставщика с учетом специфики деятельности работодателя; д) контроль выполнения подрядчиком или поставщиком требований работодателя в области охраны труда (пункт50 Типового положения об охране труда).

С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет): а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию; б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности); в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда; г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя; д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте; е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда; ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда; з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда; и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда; к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя; л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве; м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда; н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда (пункт 30 Типового положения об охране труда).

При этом, пунктом 10.7 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 №903н, определено, что началу работ по наряду-допуску или распоряжению должны предшествовать целевые инструктажи, предусматривающий указания по безопасному выполнению конкретной работы в электроустановке, охватывающие категорию работников, определенных нарядом-допуском или распоряжением, в последовательной цепи от работника, выдавшего наряд-допуск, отдавшего распоряжение, до члена бригады или исполнителя. Без проведения целевых инструктажей допуск к работе не разрешается.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также - Федеральный закон № 125-ФЗ).

Названный закон определяет несчастный случай на производстве как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (статья 3).

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая (статья 227 ТК РФ).

При несчастных случаях, указанных в статье 227 названного Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой (статья 228 ТК РФ).

В силу статьи 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней (статья229.1 ТК РФ).

При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего. Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая), устанавливает степень вины застрахованного в процентах.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда (229.3 ТК РФ).

Статьёй 357 ТК РФ определено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации (статья 230 ТК РФ).

Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме. Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике. По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве (статья 230.1 ТК РФ).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 04.08.2020 между Григорьевым В.П. и ООО «ТК «ТюменьАгро» был заключен трудовой договор № ТА0000252, согласно которому ГригорьевВ.П. был принят на работу в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования.

Из медицинского заключения ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая больница № 1» от 30.10.2021 следует, что ГригорьевВ.П. 28.10.2021 поступил в названное медицинское учреждение с диагнозом: «Электротравма легкой степени тяжести. Термический ожог правой кисти».

Извещение о пострадавшем от несчастного случая на производстве также было 28.10.2020 направлено ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая больница № 1» в Государственную инспекцию труда в Тюменской области.

В акте № 8 формы Н-1, составленном комиссией по расследованию несчастного случая ООО «Тепличный Комбинат ТюменьАгро», содержится указание на то, что несчастный случай произошел при следующих обстоятельствах: 27.10.2020 главный энергетик Н., являющийся непосредственным начальником ГригорьеваВ.П., дал ему задание провести визуальный осмотр электроустановок и оборудования на территории предприятия. В 09 часов 50 минут НепеинуА.А. позвонил Григорьев В.П. и сообщил, что слышит посторонний шум на одной из электроустановок. Григорьеву В.П. было дано указание ничего не предпринимать до приезда аварийной службы, однако, ГригорьевВ.П., нарушив указания Непеина А.А., самостоятельно приступил к отключению электроустановки. В 10 час. 06 мин. прибыл Н., Григорьев В.П. был в сознании, чувствовал себя хорошо, о травмировании не сообщал. В 15 часов 30 минут Григорьев В.П. позвонил Н.., сообщил, что чувствует недомогание. В 16 часов 00 минут Григорьев В.П. сообщил, что в результате дугового разряда получил травму, показал ожег на руке, сказал, что шумит в голове. Об этом сообщили специалисту по охране труда СафиулинойЮ.В., которая осмотрела Григорьева В.П. В 17 часов 20 минут Григорьев В.П. и С. на служебной машине поехали в ОКБ № 1, где от осмотра ГригорьевВ.П. отказался. Таким образом, ГригорьевВ.П. производил работы, к которым не был допущен, не имея соответствующей группы по электробезопасности, не одев средства индивидуальной защиты. Согласно указанному акту, лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, является Григорьев В.П., который не имел права приступать к устранению аварии без согласования своих действий; выполнял работы, не убедившись в их безопасности, не снял напряжение, работал без средств индивидуальной защиты. Степень его вины определена, составляющей 70%.

Григорьев В.П. 26.11.2020 обратился с заявлением № 72/7-3833-20-0/5 в Государственную инспекцию труда в Тюменской области, в котором выражал несогласие с актом № 8 формы Н-1 от 02.11.2020 и просил провести проверку по факту несчастного случая, произошедшего 27.10.2020.

На основании указанного обращения Государственной инспекцией труда в Тюменской области проведено дополнительное расследование несчастного случая, произошедшего 27.10.2020.

В ходе проведения расследования данного несчастного случая инспектором Государственной инспекции труда в Тюменской области П., было установлено, что 27.10.2020, около 9 часов утра, энергетик Н. в телефонном разговоре сообщил Григорьеву В.П., что компания «Старком» будет производить обслуживание электрических подстанций, расположенных на территории третьей очереди, для чего Григорьеву В.П. нужно будет поочередно отключать подстанции в ЗРУ-10КВ, после чего контролировать ход включения подстанций после завершения работ. Прибыв на подстанцию ЗРУ – 10КВ, Григорьев В.П. позвонил Н., который сказал: «сделай сам», и продиктовал последовательность необходимых операций. Положив телефон на землю, Григорьев В.П. стал выполнять необходимые действия, в ходе работ произошел взрыв, которым ГригорьеваВ.П. отбросило, он получил ожоги рук. Указанные обстоятельства отражены в заключении №72/7-3833-20-ОБ/12-7052-И/58-11 от 25.12.2021.

В вышеуказанном заключении №72/7-3833-20-ОБ/12-7052-И/58-11 от25.12.2021 также отражено, что несчастный случай с Григорьевым В.П., произошедший 27.10.2020, подлежит квалификации как связанный с производством, оформлению актом формы Н-1, а также учету и регистрации в ООО «ТК ТюменьАгро». Причинами, вызвавшими несчастный случай названы: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в нарушении организации работы по функционированию систем управления охраной труда в части процедур, направленных на достижение работодателем целей в области охраны труда. А именно: в нарушение положений статей 22, 212, 225 ТК РФ, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, пункта 30 Типового положения об охране труда, пункта 10.7 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от15.12.2020 №903н, поскольку Григорьев В.П. был допущен к выполнению работ без целевого инструктажа; в нарушение положений статей 22, 212 ТК РФ пунктов 49, 50 Типового положения об охране труда, – работы проводились без надлежащего контроля со стороны должностных лиц, непосредственного руководителя Григорьева В.П. – главного энергетика Н. (что также отражено в докладной записке главного инженера Т. от28.10.2020); в нарушение положений статей 22, 212, 221 ТК РФ, пункта 45 Типового положения об охране труда, Григорьев В.П. не был обеспечен средствами индивидуальной защиты: перчатками диэлектрическими; в нарушение положений статьи 212 ТК РФ, пункта 39 Типового положения об охране труда, работодателем ООО «ТК ТюменьАгро» не разработаны мероприятия по исключению или снижению уровня профессиональных рисков; в нарушение положений статей 22, 212, 219 ТК РФ, пунктов 41, 42 Типового положения об охране труда, Григорьев В.П. не проинформирован об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или опасных производственных факторов, в части реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками: выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков и принятием мер по исключению (снижению) уровней профессиональных рисков; в нарушение положений статей 212,213 ТК РФ, пункта 40 Типового положения об охране труда Григорьев В.П. допущен к выполнению работ без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Лицами, ответственными за допущенные нарушения требований, приведших к несчастному случаю, указаны: директор ООО «ТК ТюменьАгро» У., главный инженер Т., главный энергетик Н.

По результатам расследования государственным инспектором ООО «Тепличный Комбинат ТюменьАгро» выдано предписание № 72/7-3833-20-ОБ/10-3427-И/58-11 от 25.12.2020, которым предписано отменить составленный в обществе 02.11.2020 акт № 8; оформить новый акт формы Н-1 в соответствии с заключением государственного инспектора труда; передать экземпляр в Государственную инспекцию труда; выдать экземпляр пострадавшему; несчастный случай зарегистрировать в журнале; провести внеплановый инструктаж; разработать мероприятия по исключению или снижению уровней профессиональных рисков; организовать проведение психиатрических освидетельствований работников; проинформировать работников о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или опасных производственных факторов, в части реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками: выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков и принятием мер по исключению (снижению) уровней профессиональных рисков; организовать на рабочих местах обеспечение дежурных средств индивидуальной защиты; должностным лицам, осуществляющим контроль за соблюдением требований охраны труда работниками, пройти обучение и внеочередную проверку знаний требований охраны труда; провести обучение и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников рабочих профессий Общества.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, правомерно установил, что 27.10.2020 Григорьев В.П. производил отключение ячеек по заданию главного энергетика Н. в целях обеспечения выполнения работ обслуживающей электрические подстанции организации «Старком». При этом, поскольку отключение ячеек ЗРУ-10КВ влечёт несанкционированное прекращение производственного процесса, иных причин к указанным действиям Григорьева В.П., в частности фактической неисправности одной из электроустановок, о чём содержится указание в акте №8, в ходе проведённого расследования не выявлено, при отсутствии оснований к выводу о том, что ГригорьевВ.П. прервал производственный процесс на предприятии умышленно. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что сведений о предъявлении ООО «ТК ТюменьАгро» претензий к электрику ГригорьевуВ.П. в связи с убытками вследствие необоснованного прекращения производственного процесса на предприятии, не представлено.

Правомерность данных выводов суда первой инстанции подтверждается, как вышеуказанной докладной запиской главного инженера Т. от28.10.2020, указывающего на отсутствие контроля за соблюдением правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок электромонтёром Григорьевым В.П. со стороны главного энергетика Н., так и иными, имеющимися в административном материале доказательствами (л.м. 96), представленными Григорьевым В.П., в частности, аудиозаписями последующих разговоров Григорьева В.П., подтверждающими наличие указаний о выполнении им действий по отключению ячеек на ЗРУ-10КВ, а также видеозаписью, подтверждающей передачу Григорьеву В.П. 27.10.2020 на рабочий телефон номера мобильной связи электрика общества «Старком», в то время, как какое либо участие общества «Старком» в обслуживании 27.10.2020 принадлежащих ООО «ТК ТюменьАгро» электроустановок, данным обществом опровергается.

В то же время то обстоятельство, что в судебном заседании суда первой инстанции не удалось достоверно установить наличие на ЗРУ-10КВ диэлектрических перчаток, поскольку согласно показаниям заинтересованного лица ГригорьеваВ.П. в судебном заседании суда первой инстанции на ЗРУ-10КВ проходил ремонт и перчатки отсутствовали, а по утверждению свидетелей данные перчатки там имелись, выводов о незаконности оспариваемых актов Государственной инспекции труда в Тюменской области не влечёт, поскольку, согласно нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденных заместителем директора ООО «ТК ТюменьАгро», для занимаемой Григорьевым В.П. должности «электромонтер по обслуживанию электрооборудования», предусмотрена выдача, в частности, средства индивидуальной защиты «диэлектрические перчатки», в то время, как сведений о получении Григорьевым В.П. указанного средства индивидуальной защиты, материалы дела не содержат.

С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции, поскольку наличие нарушений в системе охраны труда в ООО «ТК ТюменьАгро», выявленных старшим государственным инспектором труда в ходе проведения расследования по несчастному случаю с лёгким исходом, и нашедших отражение в оспариваемых административным истцом предписании №72/7-3833-200ОБ/10-3427-И/58-11 от 25 декабря 2020 года, заключении государственного инспектора труда № 72/7-3833-20-ОБ/12-7052-И/58-11 от 25 декабря 2020 года и решении по возражению на предписание и заключение от 15 января 2021 года, подтверждается материалами дела и административным истцом не оспаривается. Оспариваемые акты вынесены (составлены) надлежащим образом уполномоченным лицом и в установленном действующим законодательством порядке, вследствие чего оснований к признанию их незаконными не имеется.

В тоже время сами по себе те обстоятельства, что Григорьевым В.П. при выполнении порученных действий на ЗРУ-10КВ были нарушены требования соответствующей техники безопасности, поскольку он выполнял поставленное задание без средств индивидуальной защиты - диэлектрических перчаток, о незаконности оспариваемых административным истцом предписания от 25 декабря 2020 года; заключения от 25 декабря 2020 года и решения по возражению на предписание и заключение от 15 января 2021 года не свидетельствует.

С учётом изложенного, поскольку судом первой инстанции нарушения или неправильного применения норм процессуального права повлекших принятие неправильного решения, не допущено, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции руководствуясь требованиям трудового и административного законодательства пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в то время, как доводы апелляционной жалобы основанием к отмене оспариваемого решения не являются.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Тепличный Комбинат ТюменьАгро» оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: