ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3518/2016 от 25.03.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Абрамов А.Ю. адм.дело №33а-3518/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Сивохина Д.А.

судей - Лазаревой М.А. и Шилова А.Е.

при секретаре – Латыповой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о.Тольятти на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 января 2016 года, которым постановлено:

«1. Признать незаконным постановление мэрии г.о.Тольятти об отказе в предоставлении земельного участка от 22.07.2015 № 2335-п/1.

2. Обязать мэрию г.о.Тольятти в срок не более чем 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 46597 кв.м. в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанных договоров для подписания Клюшниковой В.А.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Клюшникова В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление мэрии г.о.Тольятти об отказе в предоставлении земельного участка от 22.07.2015г. №2335-п/1 и обязании мэрии г.о.Тольятти в срок не более чем 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 46597 кв.м. в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанных договоров для подписания.

Требования Клюшникова В.А. мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи от 20.02.2012г. ей на праве собственности принадлежат здания и сооружения пионерского лагеря «<данные изъяты>», расположенные по адресу: <адрес> На момент заключения договора купли-продажи, объекты недвижимости и земельный участок находились в собственности муниципального образования г.о.Тольятти. Для эксплуатации зданий и сооружений пионерского лагеря «<данные изъяты>» мэрией г.о. Тольятти были установлены границы и размер земельного участка площадью 46597 кв.м. Считает, что в связи с приобретением объектов недвижимости у нее возникло исключительное право на использование указанного земельного участка, занятого принадлежащей недвижимостью.

25.06.2015г. она обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 46 597 кв.м.на праве собственности без проведения торгов.

Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 22.07.2015г. ей отказано в предоставлении земельного участка на основании того, что в границах испрашиваемого земельного участка находится недвижимое имущество (дороги и тротуары), находящееся в муниципальной собственности.

Считает постановление мэрии г.о.Тольятти незаконным, поскольку дороги и тротуары, расположенные на земельном участке с кадастровым номером не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в качестве сооружений вспомогательного использования и обслуживают только здания и сооружения пионерского лагеря «<данные изъяты> как единого комплекса объектов недвижимого имущества, объединенных общей инфраструктурой и предназначенных для совместного использования.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о.Тольятти выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности Растегаева Т.В.поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель административного истца по доверенности Дяченко Ю.Б.возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что 20.02.2012г. Клюшникова В.А. на аукционе заключила договор купли-продажи зданий и сооружений пионерского лагеря «<данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес> Участок являлся муниципальной собственностью находился во владении МУП г.Тольятти «<данные изъяты>» на праве хозяйственного ведения. Продажа имущества на аукционе предприятием была осуществлена с согласия собственника - мэрии г.о.Тольятти.

Клюшникова В.А. зарегистрировала право собственности на указанные объекты недвижимого имущества в ЕГРП на основании решения Центрального районного суда г. Тольятти от 11.09.2012г.

Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 13.01.2009г. №15-п/1 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с местоположением: <адрес> были установлены границы и размер земельного участка площадью 46597 кв.м. для эксплуатации зданий и сооружений пионерского лагеря «<данные изъяты>

Указанные обстоятельства также подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный участок от 03.08.2010г., кадастровой выпиской от 18.01.2012, постановлением мэрии от 02.03.2012г. №654-п/1 «О предоставлении МУП «Инвест-проект» в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка, расположенного: <адрес>», договором аренды от 17.04.2012г. №2596, зарегистрированного за №63-63-09/061/2012-271 от 12.05.2012г.

Установлено, что 25.06.2015г. Клюшникова В.А. обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером на праве собственности без проведения торгов в соответствии с п.п. 6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 22.07.2015 № 2335-п/1 Клюшниковой В.А. отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность на основании п.п. 5 ст. 39.16 ЗК РФ со ссылкой на наличие в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимого имущества, а именно сооружения( дороги и тротуары) с кадастровым номером площадью 12 505,4 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности г.о. Тольятти от 16.09.2015г. №63/009/011/2015-3075.

Согласно пункту 1 статьи 13 ГК РФ, пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Из содержания указанных норм следует, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при совокупности обоих условий.

В соответствии с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).

В статье 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, одним из которых является то, что на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (подпункт 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).

Разрешая заявленные требования и признавая постановление мэрии г.о.Тольятти об отказе в предоставлении земельного участка от 22.07.2015 № 2335-п/1 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что государственная регистрация сооружения (дороги и тротуары) как объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , была произведена в период нахождения указанного земельного участка во владении и пользовании Клюшниковой В.А. на основании договора аренды № 2596 от 17.04.2012г. и дополнительного соглашения к договору аренды от 20.11.2014г.

Однако, судебная коллегия по административным делам не может согласиться с такими выводами суда.

Судом первой инстанции не принято во внимание то, что право муниципальной собственности за мэрией г.о.Тольятти на дороги и тротуары было зарегистрировано в соответствии с постановлением мэра г.о.Тольятти от 20.03.2007г. №682-1/п (пункт 32 приложения к постановлению). После издания постановления №682-1/п имущество (дороги и тротуары) были включены в реестр муниципальной собственности.

Кроме того, право собственности мэрии г.о.Тольятти подтверждено выпиской из ЕГРП от 16.09.2015г. №63/009/011/2015-3075, согласно которой право собственности муниципального образования г.о.Тольятти на объект недвижимости сооружение( дороги и тротуары), площадью 12 505,4 кв.м с кадастровым номером зарегистрировано 22.07.2015г.

При таких обстоятельствах, действия мэрии г.о. Тольятти при осуществлении государственной регистрации права на объект недвижимости( дороги и тротуары )являются законными, и как следствие, является законным и отказ мэрии г.о. Тольятти Клюшниковой В.А., выраженный в постановлении № 2335-п\1 от 22.07.2015года.

Ссылки на решение Центрального районного суда г.Тольятти от 13.11.2015года, вступившим в законную силу 21.12.2015года, о признании отсутствующим зарегистрированного за муниципальным образованием г.о. Тольятти права собственности на сооружение (дороги и тротуары) площадью 12 505,4 кв.м. судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку оспаривается отказ мэрии г.о. Тольятти от 22.07.20015года, основанный на наличии у муниципального образования права собственности на вышеуказанное сооружение.

Таким образом, оспариваемое постановление мэрии г.о.Тольятти является законным и обоснованным принято в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий.

Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Клюшникова В.А. не лишена возможности повторно обратиться в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с требованиями предусмотренными действующим законодательством

С учетом того, что оспариваемое постановление мэрии г.о.Тольятти об отказе в предоставлении земельного участка от 22.07.2015 № 2335-п/1 является законным, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным постановления мэрии г.о.Тольятти об отказе в предоставлении земельного участка от 22.07.2015 № 2335-п/1 и восстановлении нарушенных прав.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 января 2016 года отменить. Постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований Клюшниковой В.А. в полном объеме.

Председательствующий:

Судьи: