АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33а-3518/2017
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - С.А. Воробьёвой,
судей В.В. Агина, С.В. Яковлева,
при секретаре Р.А. Лямине
при участии представителя Администрации г. Алушты Республике Крым и Алуштинского городского совета Республики Крым ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Администрации г. Алушты Республики Крым о признании незаконным отказа и понуждении к совершению определенных действий по апелляционной жалобе Алуштинского городского совета Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 13.10.2016 г. по делу № 2а-2224/2016, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Выслушав пояснения представителя Администрации г. Алушты Республики Крым и Алуштинского городского совета Республики Крым ФИО1, доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 (далее истец) обратилась в суд с административным иском к Алуштинскому городскому совету Республики Крым (далее Совет), Администрации г. Алушты Республики Крым (далее Администрация), в котором просила признать незаконным отказ Администрации, оформленный письмом первого заместителя главы Администрации г.Алушты ФИО3 от 26.08.2016 г. № КО-1/3158/2-4549, внести изменения в решение Малореченского сельского совета от 29.07.2010г. №54/31, обязать Совет рассмотреть в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым ее заявление о внесении изменений в решение Малореченского сельского совета от 29.07.2010г. №54/31.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 13.10.2016 г. по делу № 2а-2224/2016 ( судья Реммер М.А.) административное исковое заявление удовлетворено, признаны незаконными действия Администрации в виде отказа внести изменения в решение Малореченского сельского совета от 29.07.2010г. №54/31, изложенном в письме первого заместителя главы Администрации г.Алушты ФИО3 от 26.08.2016 г. № КО-1/3158/2-4549, на Совет возложена обязанность рассмотреть заявление истца от 21.07.2016 г. о внесении изменений в решение Малореченского сельского совета от 29.07.2010г. №54/31.
Не согласившись с указанным решением суда, Совет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований.
В судебном заседании, которое состоялось 24.04.2017 г., представитель ответчиков настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, указав, что судом первой инстанции решение постановлено при не правильной оценке обстоятельств дела.
Истец явку своего представителей в судебные заседания не обеспечил, о дне и времени его проведения был извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представил.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителя ответчиков, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчиков, изучив материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением Малореченского сельского совета АРК от 29.07.2010г. №54/31 истцу предоставлено разрешение на составление проектов отвода земельных участков площадью 0,0500 га, расположенного в <адрес>, площадью 0,0500 га <адрес>, расположенного на горном массиве «Туак», из земель сельского совета для занятия огородничеством и заключения договора аренды (п.1).
Истец направил в адрес Совета 21.07.2016 г. заявление, в котором просил внести изменение в решение Малореченского сельского совета АРК от 29.07.2010г. №54/31, изложив в иной редакции п.1 этого решения.
По результатам рассмотрения указанного заявления в адрес истца Администрацией за подписью первого заместителя главы Администрации г.Алушты ФИО3 26.08.2016 г. было направлено письмо № КО-1/3158/2-4549, копия которого приобщена к материалам дела ( л.д. 9).
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
В ст.34 Закона №131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В ст.37 Закона №131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 7 Закона №131-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В ст.34 Закона №131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.9 ст. 35 Закона №131-ФЗ представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ч.10 ст. 35 Закона №131-ФЗ)
В соответствии с ч. 11 ст. 35 Закона №131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава ( ч.14 ст. 35 Закона №131-ФЗ).
В ст.37 Закона №131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.43 Закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом ( ч.3 ст. 43 Закона №131-ФЗ).
Согласно ч.4. ст. 43 Закона №131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования (ч.5 ст. 43 Закона №131-ФЗ).
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации ( ч.6 ст. 43 Закона №131-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г.№ 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» ( далее Закон №54-ЗРК) местное самоуправление в Республике Крым - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Крым, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.1 ст.4 Закон №54-ЗРК по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.4 ст.4 Закона №54-ЗРК).
Ст.26 Закона №54 –ЗРК предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ст.31 Закона № 54-ЗРК установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
В ст.37 Закона №131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Советом на 5 сессии 1 созыва 19.12.2014 г. было принято решение №5/91 «О вопросах правопреемства», ч.6 которого указано, что отмена и изменение актов Алуштинского городского совета Республики Крым с учетом норм законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым осуществляется Алуштинским городским советом Республики Крым.
Решением 9 сессии 1 созыва Совета № 9/47 от 06.03.2015 г. были внесены изменения в решение №5/91 от 19.12.2014 г. «О вопросах правопреемства», ч. 6 которого была изложена в следующей редакции : «Отмена и изменение актов Алуштинского городского совета, поселкового и сельских советов в границах муниципального образования городской округ Алушта, действовавших на момент проведения выборов 14 сентября 2014 года, с учетом норм законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым осуществляется Алуштинским городским советом Республики Крым».
Судом первой инстанции установлено, что по результатам рассмотрения заявления истца от 21.07.2016г., в котором была изложена просьба внести изменение в решение Малореченского сельского совета АРК от 29.07.2010г. №54/31, в адрес истца Администрацией за подписью первого заместителя главы Администрации г.Алушты ФИО3 26.08.2016 г. было направлено письмо №КО-1/3158/2-4549.
Изучив указанные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявления истца от 21.07.2016г. было рассмотрено с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации и Республики Крым, органом местного самоуправления – Администрацией, в компетенцию которого согласно указанным выше положениям решения 5 сессии 1 созыва Совета №5/91 от 19.12.2014 г. «О вопросах правопреемства» (с учетом изменений, внесенных решением 9 сессии 1 созыва № 9/47 от 06.03.2015г.) не входило решения вопросов внесения изменений в акты Малореченского сельского совета, действовавшие на момент проведения выборов 14.09. 2014 г.
В силу изложенного становится очевидным, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный выше документ не являются надлежащими доказательствами исполнения Советом положений Закона №131-ФЗ и Закона №54 –ЗРК, его решения №5/91 от 19.12.2014 г. «О вопросах правопреемства», а у Администрации отсутствовали полномочия по рассмотрению заявления истца от 21.07.2016 г., вследствие чего подлежали удовлетворения заявленные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Изучив содержание апелляционной жалобы, судебная коллегия установила, что она не содержит доказательств ошибочности выводов суда первой инстанции при оценке обстоятельств дела, вследствие чего становится очевидным, что отсутствуют основания для отмены постановленного им судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 13.10.2016 г. по делу № 2а-2224/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу Алуштинского городского совета Республики Крым оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьёва
Судьи подпись В.В. Агин
подпись С.В. Яковлев