ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3546/22 от 20.04.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Клюкин А.Г. № 33а-3546/22

25RS0035-01-2021-002795-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Владивосток 20.04.2022

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Гуцалова И.В., Новожиловой И.Н.

при секретаре Салмине В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Азерляна А.В. на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 25.11.2021 по административному делу по административному иску Азерляна Александра Виляновича к Думе Шкотовского муниципального района Приморского края о признании порядка проведения публичных слушаний незаконным и признании публичных слушаний несостоявшимися.

Заслушав доклад судьи Гуцалова И.В., объяснения административного истца Азерляна А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным порядок проведения публичных слушаний от 14.05.2021 о принятии муниципального правового акта Шкотовского муниципального района «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год» и признать публичные слушания несостоявшимися, а также обязать ответчика возместить ему компенсацию морального вреда в размере 200000 руб. В обоснование требований указал, что 29.04.2021 в номере 18 газеты «Взморье» Думой Шкотовского муниципального района Приморского края было опубликовано решение № 52 от 27.04.2021 «О проведении публичных слушаний по обсуждению отчёта об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год». Было указано, что Дума Шкотовского района решила назначить на 14.05.2021 в 14.00 час. проведение публичных слушаний по обсуждению отчёта об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год. Местом проведения публичных слушаний определено птт.Смоляниново ул.Маяковского, 15. На официальном сайте Шкотовского муниципального района также было размещено приглашение жителей Шкотовского района принять участие в публичных слушаниях по обсуждению отчёта об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год. В назначенное время публичные слушания не состоялись. Однако по результатам публичных слушаний составлен протокол и собранием участников публичных слушаний принято решение рекомендовать Думе Шкотовского муниципального района принять на очередном заседании муниципальный правовой акт «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год», которые размещены на сайте органа местного самоуправления, в газете «Взморье». Административный истец считает, что данный протокол явно носит фиктивный характер, что говорит о его незаконности. Полагает, что указанные обстоятельства существенным образом нарушают его права и законные интересы как гражданина Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования в полном объёме.

Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.27-29).

По решению Шкотовского районного суда Приморского края от 25.11.2021 в удовлетворении искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец в апелляционной жалобе считает его незаконным и необоснованным, просит решение отменить в связи с нарушениями норм процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

На основании ст.ст.150, 152 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, надлежаще извещавшегося о дате, времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав объяснения административного истца, приходит к следующему выводу.

На основании ч.1-2 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Судом первой инстанции установлено, что 27.04.2021 Думой Шкотовского муниципального района Приморского края принято решение о проведении публичных слушаний по обсуждению отчёта об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год, о чём ДД.ММ.ГГГГ в газете «Взморье» опубликовано данное решение, в связи с чем собранием участников публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ принято решение рекомендовать Думе Шкотовоского муниципального района принять на очередном заседании муниципальный правовой акт «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год».

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Не согласившись с действиями Думы Шкотовского муниципального района Приморского края о порядке проведения публичных слушаний и их результатами от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Согласно ч.2 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учётом положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте (ч.4 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно материалам дела решением Думы муниципального образования Шкотовского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о публичных слушаниях в Шкотовском муниципальном районе <адрес> (далее – Положение) (л.д.30).

Положением в статье 8 закреплено, что организационный комитет извещает население через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях не позднее 15 дней до даты проведения, публикует информацию о порядке ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях, и информирует население о ходе подготовки к проведению слушаний через средства массовой информации (л.д.33).

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ решением Думы Шкотовского муниципального района <адрес> «О проведении публичных слушаний по обсуждению отчёта об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год» принято решение о проведении публичных слушаний в 14.00 час. ДД.ММ.ГГГГ в пгт.Смоляниново по <адрес> и утверждён организационный комитет по их проведению, о чём ДД.ММ.ГГГГ в газете «Взморье» опубликовано данное решение с предложением всем заинтересованным лицам направить в оргкомитет до ДД.ММ.ГГГГ свои предложения, рекомендации по обсуждению годового отчёта об исполнении бюджета за 2020 год (л.д.18, 35-36).

Собранием участников публичных слушаний по проекту муниципального правового акта «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовать Думе Шкотовоского муниципального района принять на очередном заседании муниципальный правовой акт «Об исполнении бюджета Шкотовского муниципального района за 2020 год», что также следует из протокола проведения публичных слушаний (л.д.37-38,39).

Согласно ст.9 вышеуказанного Положения участниками публичных слушаний, получающими право на выступление для аргументации своих предложений, являются эксперты, которые внесли в организационный комитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных слушаний не позднее 3-х дней до даты проведения публичных слушаний, а также депутаты представительного органа муниципального района и (или) должностные лица администрации муниципального района. Участниками публичных слушаний без права выступления на публичных слушаниях могут быть все жители муниципального района, средства массовой информации и другие заинтересованные лица.

Судом первой инстанции также установлено, что административный истец ФИО1 в указанное время и место проведения публичных слушаний не явился, предложений и рекомендаций по вопросам публичных слушаний в организационный комитет не направлял, а доказательств обратного суду не представил, по указанным в иске обстоятельствам истец также обращался в прокуратуру, которая никаких нарушений по проведению публичных слушаний не установила, что следует из пояснений истца и представителя ответчика в судебном заседании.

Данные обстоятельства административный истец также подтвердил и в суде апелляционной инстанции.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к правильному и обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что доводы ответчика о том, что Думой Шкотовоского муниципального района публичные слушания не проводились не нашли своего подтверждения, в связи с чем оснований для признания публичных слушаний несостоявшимися у суда обоснованно не имелось.

При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что цель публичных слушаний это информирование местных жителей и выяснение их мнения относительно планируемых мероприятий и по данному делу согласно ст.3 ч.1 указанного Положения результат таких слушаний носит рекомендательный характер.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О «По жалобе гражданки Андроновой на нарушение её конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса РФ и …», будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определённым вопросам.

Таким образом, решения, принятые на публичных слушаниях, не имеют властно-обязывающего характера и не порождают непосредственно правовых последствий.

Судебная коллегия считает, что порядок проведения публичных слушаний соблюдён и соглашается с выводом суда о том, что проведением публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ никаких прав и законных интересов истца нарушено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда у суда также не имелось.

В силу положений ст.227 ч.2 п.1-2 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу данной нормы закона суд может удовлетворить требования истца только при наличии двух обстоятельств: 1) незаконности решений, действий (бездействия) органа, наделённого государственными или иными публичными полномочиями и 2) нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Установив вышеуказанные обстоятельства, с учётом представленных сторонами доказательств суд первой инстанции не нашёл оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку материалами дела подтверждён факт проведения Думой Шкотовского муниципального района Приморского края публичных слушаний, в связи с чем пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку у суда имелись достаточные, фактические и правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд немотивированно отказал истцу в вызове и допросе свидетелей являются несостоятельными, поскольку опровергаются как протоколом судебного заседания, так и аудиопротоколом, согласно которым ни перед началом рассмотрения дела по существу, ни перед окончанием рассмотрения дела по существу и переходом к прениям сторон на вопрос суда о наличии ходатайств у сторон от административного истца никаких ходатайств не поступило (л.д.40-45).

По существу доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности обжалуемого решения, аналогичны доводам искового заявления и сводятся к переоценке обстоятельств, установленных в судебном заседании первой инстанции, что не является основанием для отмены судебного решения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении административного дела по существу судом первой инстанции определены и установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, им дана надлежащая правовая оценка с учётом норм действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, нормы материального и процессуального права применены правильно, в результате чего вынесено законное и обоснованное решение.

В связи с чем оснований для отмены или изменения решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шкотовского районного суда Приморского края от 25.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Азерляна А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи