Судья 1 инстанции Чагочкина М.В. | 38RS0019-01-2020-001845-43 |
Судья-докладчик Бутина Е.Г. | № 33а-3560/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,
судей Абрамчика И.М., Гусаровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2247/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству о признании незаконными актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию
по апелляционной жалобе Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 11 декабря 2020 г.,
установила:
в обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Братского района проанализирована деятельность по ведению Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству (далее - Падунское лесничество) лесного реестра, в результате чего выявлены нарушения при составлении и утверждении актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, внесении информации в государственный лесной реестр. Проверкой установлено, что начальником Падунского лесничества утверждены оспариваемые акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, что повлекло за собой внесение недостоверных сведений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, а также в последующем необоснованную рубку лесных насаждений по договорам купли-продажи лесных насаждений. Таким образом, вышеуказанные действия привели к нарушению прав Российской Федерации, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии лесов содержащеюся в государственном лесном реестре.
На основании изложенного административный истец просил суд: признать незаконными акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (номер изъят) от 06.12.2018, (номер изъят) от 18.09.2019, (номер изъят) от 28.05.2019, (номер изъят) от 28.05.2019,
(номер изъят) от 25.01.2019, (номер изъят) от 25.01.2019, (номер изъят) от 25.01.2019,
(номер изъят) от 25.01.2019, (номер изъят) от 25.01.2019, утверждённые начальником Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству;
- обязать Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству исключить из государственного лесного реестра недостоверную информацию об основных таксационных показателей (состав, возраст, бонитет, полнота, запас) выделов (номер изъят) квартала (номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выделов (номер изъят) квартала (номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выдела (номер изъят) квартала (номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выдела (номер изъят) квартала
(номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выделов (номер изъят) квартала (номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выделов (номер изъят) квартала (номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выделов (номер изъят) квартала (номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выдела (номер изъят) квартала (номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, выдела (номер изъят) квартала
(номер изъят)(данные изъяты) Падунского лесничества, внесенных на основании вышеперечисленных актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 6 августа 2020 г. административные дела по административным исковым заявлениям объединены в одно производство.
Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 10 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 7 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 11 декабря 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Падунского лесничества ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов к отмене решения выражает несогласие с выводом суда о том, что акты несоответствия данных государственного реестра натурному обследованию являются незаконными, поскольку таксационные показатели лесных участков указаны не по выделу, а по части выдела. Приведенный вывод не соответствует положениям Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от
13 сентября 2016 г. № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», на основании которых производится заготовка древесины. Согласно отчетам лесопользователей по окончании заготовки древесины объем, количественные и качественные характеристики заготовленной ими древесины соответствует основным таксационным показателям (состав, возраст, бонитет, полнота, запас), содержащимся в составленных актах несоответствия данных государственного реестра натурному обследованию и занесенных в Государственный лесной реестр сведений. Указывает на то, что в настоящее время действующим законодательством установлены процедура (административный порядок) и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков. Одним из документов, на основании которого вносится документированная информация в государственный лесной реестр и ее изменения, являются акты несоответствия. Несмотря на то, что составление акта несоответствия по части выдела не предусмотрено, прямого запрета на такое обследование действующее законодательство не содержит. Обращает внимание на то, что административный истец вводит суд в заблуждение, подменяя понятие лесоустройство лесов и понятие таксация лесосек, поскольку лесоустройство проводится специализированными организациями, где минимальным лесным участком является выдел. Лесосека же представляет собой лесной участок, расположенный в пределах лесного квартала, в который могут входить как целые выделы, так и части нескольких выделов.
В возражениях относительно доводов жалобы прокурор, участвующий в деле, Крашковец О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад, объяснения прокурора Вокиной А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, и неисполнение требований лесного законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.
Право граждан при пребывании в лесах определены статьей
11 Лесного кодекса РФ.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.
Несоблюдение требований лесного законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено статьей 4, статьей 15 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству (далее по тексту – Положение) Падунское лесничество является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с пунктом 12, 13 статьи 8 Положения Территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Падунского лесничества осуществляет следующие функции: ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда; утверждение актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Судом установлено, что начальником Падунского лесничества утверждены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию по части вышеуказанных выделов, а не выделу в целом.
Административным ответчиком не оспаривалось, что таксационные показатели лесных насаждений указаны не по выделу, а по части выдела.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленное административным истцом исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляются при выявлении несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов (состав, возраст, бонитет, полнота) их фактическому состоянию и последующего внесения этих сведений в государственный лесной реестр, при этом составление акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию по части выдела не предусмотрено.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с выводами суда, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Согласно частям первой и второй статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 91 Лесного кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2.1 Приказа Минприроды от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее Приказ Минприроды № 496) одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Основанием для оформления указанных Актов и внесения в них документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 данного приказа.
В соответствии с пунктом 4.3 Приказа Минприроды № 496 (в редакции действовавшей на момент составления оспариваемых актов) Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
В соответствии с письмом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2015 (номер изъят) «О применении Приказа № 496» акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию должен составляться в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в ГЛР, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия (ошибок) основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным Лесоустроительной инструкцией.
Согласно статье 41 Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В силу пункта 37 Приказа от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» таксация лесов проводится методом классов возраста. Метод классов возраста заключается в образовании хозяйств (хвойное, твердолиственное, мягколиственное), хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по породному составу, возрасту и продуктивности лесных насаждений.
Первичной учетной единицей таксации лесов по методу класса возраста является лесотаксационный выдел.
В соответствии с пунктом 51 «Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации», утвержденного Приказом Рослесхоза от 15.06.1993 № 155 (Далее по тексту - Наставления) таксационная характеристика выдела по материалам лесоустройства считается правильной, если в процессе проверки не выявлено отклонений от данных лесоустройства: по возрасту - соответствие отнесения к спелым древостоям, по запасу - не более 10%, по составу - не более двух единиц, по товарности - ошибка не допускается. При наличии не допускаемых отклонений хотя бы в одном из этих показателей материалы лесоустройства для целей таксации лесосек не используются, а таксация лесосек производится другими, указанными в Наставлении методами.
Пунктом 49 Наставлений предусмотрено, что контроль за соответствием таксационной характеристики намеченного к отводу насаждения данным лесоустройства осуществляется по выделам путем закладки в них круговых реласкопических площадок или площадок постоянного радиуса и определения средней характеристики выделов по основным таксационным показателям: составу, возрасту, высоте, диаметру, видовой высоте, сумме площадей сечений, запасу и классу товарности. При этом состав древостоя определяется по доле участия составляющих пород в общем запасе, а возраст древостоя путем подсчета числа годичных слоев на пнях срубленных модельных деревьев или кернах, взятых возрастным буравом.
Таким образом, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется при выявлении несоответствия документированной информации, содержащейся в ГЛР, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов (состав, возраст, бонитет, полнота) их фактическому состоянию и последующего внесения этих сведений в государственный лесной реестр, при этом составление акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию по части выдела не предусмотрено.
Как верно указал суд, Правила заготовки древесины, на которые ссылался ответчик, разработаны в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса РФ и устанавливают требования к заготовке древесины, а не к порядку составления актов несоответствия и внесению сведений в государственный лесной реестр.
Учитывая, что акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию утверждены с нарушением установленного порядка, составлены в нарушение требований Лесного кодекса РФ и пункта 4.3 Приказа Минприроды № 496, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания их незаконными и о возложении обязанности на административного ответчика по исключению из государственного лесного реестра недостоверной информации об основных таксационных показателях.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к субъективному изложению обстоятельств и переоценке доказательств, которым судом дана правильная оценка.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определила:
решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 11 декабря 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Е.Г. Бутина |
Судьи | И.М. Абрамчик |
Л.В. Гусарова |