ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3598/2022 от 24.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0038-01-2021-001624-82 Дело № 33а-3598/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2022 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Бочкаревой Е.Ю., Кориновской О.Л.,

при помощнике судьи Шестаковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1130/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Невьянского городского округа об оспаривании бездействия

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1

на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 18 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Кориновской О.Л., объяснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, судебная коллегия

установила:

Аман Г.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Невьянского городского округа (далее также – Администрация), выразившееся в нерассмотрении вопроса о подготовке предложений о внесении в генеральный план Невьянского городского округа изменений применительно к земельным участкам под существующими объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности.

В обоснование заявленных требований административный истец Аман Г.Г. указал на то, что на основании решения суда от 02 сентября 2020 года он является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№>, расположенных по адресу: <адрес>. 20 июля 2021 года Аман Г.Г. на основании части 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в генеральный план Невьянского городского округа применительно к земельным участкам под существующими объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности. 27 июля 2021 года на обращение ФИО1 Администрацией дан ответ, зарегистрированный за № 6124, согласно которому граница поселка Аник утверждена в составе генерального плана Невьянского городского округа и состоит на государственном кадастровом учете, при этом проведение работ по внесению изменений в генеральный план Невьянского городского округа под существующими объектами недвижимости, принадлежащими Аману Г.Г., не требуется и не планируется. Административный истец считает Администрацией допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении вопроса о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Невьянского городского округа, которое является незаконным и нарушает его права на оформление прав на земельные участки под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимого имущества, при том, что Аман Г.Г. и его сын ... имеют регистрацию по месту жительства в жилых домах, расположенных на этих земельных участках, с 1993 года. При подготовке проекта генерального плана Невьянского городского округа Администрация должна была учесть фактически существующие объекты недвижимого имущества и включить земельные участки под ними в границы населенного пункта <адрес>.

Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 18 ноября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 отказано.

Административный истец Аман А.А. подал апелляционную жалобу, в которой, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по административному делу новое решение – об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор ссылается на то, что Администрация не предприняла мер по вынесению вопроса о внесении изменений в генеральный план Невьянского городского округа на рассмотрение Думы Невьянского городского округа, к исключительной компетенции которой относится решение данного вопроса, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1– ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Административный истец Аман Г.Г., представитель административного ответчика Администрации Невьянского городского округа, заинтересованное лицо глава Невьянского городского округа ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного истца, возражения административного ответчика Администрации Невьянского городского округа на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными принимается судом при установлении совокупности таких условий как несоответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам, законам и нарушение этими решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1).

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16).

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 9, 24 и 25 названного Кодекса (часть 17).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Аман Г.Г. является собственником индивидуального жилого дома усадебного типа с кадастровым номером <№>, площадью 115,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; индивидуального жилого дома усадебного типа с кадастровым номером <№>, площадью 115,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания – овощехранилища с кадастровым номером <№> площадью 74,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Право собственности на перечисленные объекты недвижимости возникло у ФИО1 на основании решения Невьянского городского суда Свердловской области от 02 сентября 2020 года, вступившего в законную силу 06 октября 2020 года, и зарегистрировано в установленном законом порядке.

Постановлением Администрации Невьянского городского округа от 24 ноября 2020 года № 1585-п элементу планировочной структуры территории, расположенной в Невьянском городском округе, присвоено наименование: <адрес>, а жилым домам с кадастровыми номерами <№> присвоены вышеуказанные адреса.

Постановлением Администрации Невьянского городского округа от 12 мая 2021 года № 673-п, вынесенным по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от 20 апреля 2021 года, под существующим объектом недвижимости утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 2271,0 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства по адресу: <адрес> находящегося в зоне сельскохозяйственных угодий.

Постановлением Администрации Невьянского городского округа от 02 июня 2021 года № 799-п признано утратившим силу Постановление Администрации Невьянского городского округа от 12 мая 2021 года № 673-п.

30 июня 2021 года Администрация направила в адрес ФИО1 письмо, согласно которому ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 2271,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории под сельскохозяйственное производство, поскольку на образуемом земельном участке расположен индивидуальный дом, однако на землях сельскохозяйственного назначения могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Генеральный план Невьянского городского округа утвержден Решением Думы Невьянского городского округа от 23 июня 2020 года № 58.

20 июля 2021 года Аман Г.Г. обратился с обращением на имя главы Администрации, в котором на основании части 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации просил рассмотреть вопрос о внесении изменений в Генеральный план Невьянского городского округа применительно к земельным участкам под существующими объектами недвижимости, расположенными в поселке <адрес> и принадлежащими ему на праве собственности.

27 июля 2021 года Администрация направила в адрес ФИО1 ответ на его обращение от 20 июля 2021 года, из которого следует, что указанный последним земельный участок не относится к территории населенного пункта <адрес> и является межселенной территорией. Граница <адрес> утверждена в составе генерального плана Невьянского городского округа и состоит на государственном кадастровом учете. Проведение работ по внесению изменений в генеральный план Невьянского городского округа под существующими объектами недвижимости с кадастровыми номерами <№> не требуется и не планируется.

Указанный ответ подготовлен должностным лицом отдела архитектуры администрации Невьянского городского округа и подписан главой Невьянского городского округа ФИО4

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных Аманом Г.Г. требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что при рассмотрении заявления административного истца Администрацией не допущено какого-либо бездействия по выполнению возложенных на неё обязанностей в рамках процедуры внесения изменений в генеральный план, установленной статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суд исходил из того, что внесение изменений в документы территориального планирования отнесено к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления в сфере нормативного регулирования в области земельных отношений и градостроительной деятельности. Понуждение названных органов к реализации соответствующих полномочий, за исключением прямо указанных в законе случаев, запрещено в силу конституционных принципов разделения и самостоятельности властей (статьи 10, 12, 130, 132, 133 Конституции Российской Федерации). Положения главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применимы, а администрация городского округа на наделена полномочиями по утверждению документов территориального планирования. Суд не усмотрел оснований для признания оспариваемого бездействия Администрации незаконным и указал, что несогласие административного истца с данным ему ответом не свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 6 статьи 28 Устава Невьянского городского округа глава городского округа как глава администрации городского округа наделено таким полномочием как принятие решения о подготовке проекта генерального плана городского округа, проекта правил землепользования и застройки территории городского округа, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план городского округа, в правила землепользования и застройки территории городского округа изменений.

В целях обеспечения устойчивого развития территории Невьянского городского округа и подготовки градостроительной документации Решением Думы Невьянского городского округа от 17 декабря 2008 года № 128 утверждено Положение о составе, порядке подготовки (корректировки) и утверждения генерального плана Невьянского городского округа (далее – Положение).

В силу подпунктов 5.1, 5.2 Положения решение главы Невьянского городского округа о подготовке изменений в утвержденный генеральный план (корректировке генерального плана) принимается при наличии обоснования внесения таких изменений, подготовленного уполномоченным органом по вопросам градостроительной деятельности – комитетом по архитектуре и градостроительству администрации Невьянского городского округа.

Порядок внесения изменений в генеральный план (корректировка генерального плана) установлен данным Положением.

Согласно пункту 2 Положения о комиссии по подготовке проекта генерального плана Невьянского городского округа – Приложения 4 к Решению Думы Невьянского городского округа от 17 декабря 2008 года № 128 (далее – Положение о комиссии) указанная комиссия создается для координации разработки, согласования, обсуждения и направления на утверждение в Думу Невьянского городского округа проекта генерального плана Невьянского городского округа.

Функциями комиссии по подготовке проекта генерального плана Невьянского городского округа, в частности являются подготовка к рассмотрению и утверждению проекта генерального плана городского округа, согласование проекта генерального плана городского округа, направление его главе Невьянского городского округа и в Думу Невьянского городского округа (подпункты 1.1, 1.6 главы II Положения о комиссии).

Исходя из пунктов 1, 7 главы III Положения о комиссии последняя осуществляет свою деятельность в форме заседаний путем личного участия ее членов, итоги каждого заседания оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем этой комиссии.

Как указано выше, 20 июля 2021 года Аман Г.Г., реализовав право, установленное частью 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратился к главе Администрации с предложением о внесении изменений в генеральный план Невьянского городского округа применительно к земельным участкам под объектами недвижимости, расположенными на территории <адрес> и принадлежащими ему на праве собственности.

Обращение ФИО1 от 20 июля 2021 года рассмотрено Администрацией, которая отказала в проведении работы по внесению изменений в генеральный план Невьянского городского округа под существующими объектами недвижимости с кадастровыми номерами <№>, указав, что этого не требуется и не планируется.

Между тем в материалы административного дела не представлены сведения о вынесении данного вопроса на рассмотрение комиссии по подготовке проекта генерального плана Невьянского городского округа, к компетенции которой относится подготовка к рассмотрению и утверждению проекта генерального плана городского округа и, в силу подпункта 5.2 Положения, изменений в него, согласование проекта генерального плана городского округа, направление его главе Невьянского городского округа и в Думу Невьянского городского округа.

Отклоняя предложение ФИО1 о внесении изменений в генеральный план применительно к спорной территории, Администрация не обосновала такой отказ, формально перечислив нормы действующего законодательства в ответе, направленном в адрес административного истца.

Судебная коллегия, оценив установленные по административному делу обстоятельства и приведенные выше нормы, приходит к выводу о том, что порядок рассмотрения вопроса о подготовке предложений о внесении в генеральный план Невьянского городского округа изменений на основании обращения ФИО1 в данном случае соблюден не был, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Доводы Администрации, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, о том, что Аман Г.Г. не приложил к своему обращению предложения по внесению изменений в генеральный план, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку из ответа на это обращение не следует, что отказ Администрации в подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план обусловлен неполнотой представленных заявителем документов либо их неправильным оформлением, при этом в своем обращении Аман Г.Г. указал, применительно к какому земельному участку он предлагает внести изменения в генеральный план.

Доводы Администрации об отсутствии у нее обязанности по принятию решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план, поскольку это является ее правом, также не свидетельствуют об отсутствии бездействия при рассмотрении обращения ФИО1, ввиду того, что последний в силу закона имеет право обратиться с предложением о внесении изменений в генеральный план, которое подлежит рассмотрению в установленном порядке.

Допущенное Администрацией при рассмотрении обращения ФИО1 бездействие нарушает право последнего на эффективное использование земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, в том числе жилой дом, котором он зарегистрирован по месту жительства, и, соответственно, имеет право, в частности на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, обеспечение условий для оказания медицинской помощи, первичных мер пожарной безопасности, что относится к вопросам местного значения городского округа.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием по административному делу нового решения – об удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

Во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Невьянского городского суда Свердловской области от 18 ноября 2021 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Невьянского городского округа, выразившееся в нерассмотрении вопроса о подготовке предложений о внесении в генеральный план Невьянского городского округа изменений на основании обращения ФИО1.

Обязать административного ответчика Администрацию Невьянского городского округа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца, об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Шабалдина

Судьи Е.Ю. Бочкарева

О.Л. Кориновская