ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3599/2022 от 30.06.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33a-3599/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 30 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.,

судей Астапенко С.А., Шулындиной С.А.,

при секретаре Кирьяновой В.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Выборгского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 октября 2021 года, которым частично удовлетворен административный иск администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области к Выборгскому отделу Управления Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным уведомление от 12.07.2021 об отказе в государственном кадастровом учете автомобильной дороги общего пользования, об обязании произвести государственный кадастровый учет автомобильной дороги и регистрацию права.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., возражения представителя административного истца администрации Петровой Н.С., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

административный истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, указав в обосновании требований, что решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 18.07.2019 по делу администрацию муниципального образования «Первомайское сельское поселение» (далее администрация) обязали совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество – автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 1000 п.м., в срок до 31.07.2021.

В целях исполнения решения суда от 18.07.2019 администрацией изготовлен технический план сооружения дорожного транспорта – автомобильной дороги по в , который был подан в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности посредством электронного сервиса ТехноКад. В результате рассмотрения вышеуказанного заявления был получен отказ в осуществлении кадастрового учета от 17.03.2020, отказ в регистрации права собственности от 17.03.2020.

В целях устранения замечаний, указанных в решении об отказе в кадастровом учете и регистрации права собственности администрацией были собраны дополнительные документы в отношении данной автомобильной дороги, кадастровым инженером составлен новый технический план, который вновь был подан на постановку на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности на автомобильную дорогу по в . В результате вновь получен отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав № от 12.07.2021, указав в качестве основания на несоответствие представленного технического плана требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а именно: поскольку покрытие проезжей части – грунт, объект не является сооружением.

Административный истец считает уведомление незаконным и необоснованным и просит суд признать незаконным уведомление №КУВД-001/2021-12024177/3 от 12.07.2021, обязав административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную кадастровую регистрацию прав объекта недвижимости.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15.10.2021 исковые требования удовлетворены частично (л.д. 63-69).

В апелляционной жалобе, содержащее ходатайство о восстановлении срока на ее подачу, административный ответчик просит решение суда отменить, поскольку основано на неправильном толковании норм права и принято с нарушением норм материального права (л.д. 77-80).

Определением суда от 10.01.2022 срок для подачи апелляционной жалобы восстановлен (л.д. 82-83).

Административный ответчик, заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания, в заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении не заявляли.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения представителя административного истца, оценив материалы административного дела, и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения суда и необходимости направления дела на новое рассмотрение ввиду следующего.

Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 ст. 221 КАС РФ).

На основании ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, соответственно в качестве ответчика привлекается также должностное лицо, чье решение является предметом оспаривания.

В соответствии с частью 1 статьи 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Правильное разрешение вопроса о выборе надлежащего ответчика по делу зависит от правильного определения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.

Как установлено п. 4 "Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", названная Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п. 2, п. 3 "Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации", утв. Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2016 N 180, Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований, является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах.

В соответствии с п. 7.14 названного Типового положения Управление участвует в судах, осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

Согласно Положению о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 г. № П/0263), таким органом в Ленинградской области является Управление Росреестра по Ленинградской области (Приложение №50 к приказу).

При обращении в суд административный истец указал в качестве административного ответчика Выборгский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области, который является территориальным отделом, осуществляющий полномочия Управления на территориях муниципального образования (в данном случае Выборгский район) и не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает процессуальной правоспособностью и не может быть административным ответчиком по делу.

Однако судом вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области не разрешался. Указанный орган к участию в деле не привлечен.

Поскольку суд первой инстанции разрешил спор о правах лица, не привлеченного к участию в деле, при этом допущенное нарушение норм процессуального права является существенным, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела, суду надлежит привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика Управление Росреестра по Ленинградской области, дать оценку всем доказательствам в соответствии с законом.

Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 октября 2021 года - отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 30.06.2022

(Судья Гришин Д.Ю.)