ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3615/2016 от 27.09.2016 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Романов А.В. Дело 33а-3615/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2016 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Ивановой О.А.,

судей: Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,

при секретаре: Кожановой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Велижский район» Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 23 июня 2016 года.

Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., судебная коллегия,

установила:

Прокурор Велижского района, в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных требований, обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Велижский район», Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании бездействия Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также принятия мер организационного характера для ликвидации несанкционированных свалок незаконным; о признании бездействия Администрации МО «Велижский район» в части участия в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также участия в принятии мер организационного характера для ликвидации несанкционированных свалок незаконным; о возложении на Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии обязанности принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке местности, расположенном ...; о возложении на Администрацию МО «Велижский район» обязанности принять участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на данном участке местности.

В обоснование иска сослался на то, что прокурорской проверкой от (дата) исполнения санитарного законодательства в части размещения отходов на территории муниципального образования «Велижский район» на указанном участке местности была обнаружена несанкционированная свалка. Непринятие административными ответчиками мер по её ликвидации является нарушением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «Велижский район» на благоприятную окружающую среду от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В судебном заседании помощник прокурора Ковалев В.В. поддержал заявленные требования.

Представитель Администрации МО «Велижский район» Смоленской области Федорова Е.А. административный иск не признала, указала, что к полномочиям органов местного самоуправления относится лишь участие в осуществлении мер организационно-властного воздействия, направленных на сбор и транспортирование отходов на территории поселения. Форма и пределы такого участия не определены. Из иска не ясно, какие конкретно действия должна совершить Администрация МО «Велижский район», чтобы подтвердить свое участие в организации сбора и транспортировании отходов.

Представитель Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в судебное заседание не явился, о времени и месте был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его участие не является обязательным, что не препятствовало рассмотрению дела (ч.2 ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ). В представленных возражениях на иск представитель Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии просил отказать в удовлетворении предъявленных к Департаменту требований, так как с их стороны отсутствует бездействие в части организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов. Осуществление данной функции возложено на Департамент с (дата) . В настоящее время проводится конкурс, при этом постановлением Правительства РФ от (дата) введение территориальной схемы должно быть осуществлено до (дата) . С учетом возложенных до (дата) непосредственно обязанностей на органы местного самоуправления по сбору и вывозу ТБО с учетом, что свалка расположена на территории МО «Велижское городское поселение», собственник земельного участка отсутствует, обязанность должна быть возложена на Администрацию МО «Велижский район».

Решением Велижского районного суда Смоленской области от 23 июня 2016 года заявленный прокурором Велижского района административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие администрации МО «Велижский район» в части участия в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также участия в принятии мер организационного характера для ликвидации несанкционированных свалок; возложена обязанность на Администрацию МО «Велижский район» принять участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке местности, расположенном на расстоянии около 1,5 км от дорожного знака 5.24.1 «Конец населенного пункта» ул. Ивановская г. Велижа Смоленской области справа от проезжей части автодороги Велиж-Сеньково по движению в направлении д. Сеньково, где находится съезд на проселочную дорогу, по ходу движения по которой на удалении 100 м. на правой обочине; в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Велижский районный суд и прокурору Велижского района. В удовлетворении административного иска к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии отказано.

В апелляционной жалобе Администрация МО «Велижский район» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия отказать, а в части возложения обязанностей - производство по делу прекратить, сославшись на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для административного дела; неправильно применены нормы материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

Прокурор Велижского района в письменных возражениях на апелляционную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятого судом решения и необоснованность доводов жалобы.

В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся представителей Администрации МО «Велижский район» и Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.

Проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Велижского района на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 8 приведенного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с учетом положений ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3.1 ст. 29 Устава МО «Велижский район», п. 19 ч. 1 ст. 7, п. 18 ч. 7 ст. 29, ч. 1. ст. 29 Устава МО «Велижское городское поселение», решением от (дата) с (дата) на территории МО «Велижское городское поселение» исполнение полномочий городского поселения осуществляет Администрация МО «Велижский район».

Таким образом, вопросы, связанные с участием в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Велижское городское поселение», относятся к компетенции Администрации МО «Велижский район».

(дата) прокуратурой Велижского района была проведена проверка исполнения санитарного законодательства в части размещения отходов на территории муниципального образования «Велижский район», в результате которой на территории поселения была выявлена несанкционированная свалка, расположенная на ...

На представленных прокурором фотографиях от (дата) видны большие скопления различного мусора, разбросанные пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.п., что подтверждает факт несанкционированного размещения отходов - свалки, расположенной на указанном участке местности.

С учетом представленных выкопировок из Генерального плана МО «Велижское городское поселение» видно, что участок местности с координатами , , где находится несанкционированная свалка, в том числе и по результатам повторной проверки от (дата) ., находится в границах МО «Велижское городское поселение».

По данным филиала ФГБУ «ФКП Росерестра по Смоленской области» на участке местности с координатами , не имеется сведении о сформированном земельном участке и собственнике.

Согласно справке Велижского филиала СОГБУ «Смоленскавтодор» автодорога <данные изъяты> зона обслуживания 1м. от подошвы насыпи.

Таким образом, свалка находится в границах муниципального образования «Велижского городского поселения», государственная собственность на земельные участки в указанном месте не разграничена, собственник земельного участка отсутствует. Наличие свалки сторонами не оспаривается.

На Администрацию МО «Велижский район», являющуюся исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории городского поселения в пределах своей компетенции.

Согласно п. 1.1. Положения, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от (дата) , Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии является специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере охраны окружающей среды и экологии, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.

К полномочиям Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии относится обязанность организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обеззараживание и захоронение твердых коммунальных отходов, т.е. фактически организационная обязанность, без непосредственного участия в ликвидации несанкционированных свалок.

Возложенные на Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии функции осуществляются с (дата) .

В этих целях Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии объявлен открытый конкурс на оказание услуг «Разработка территориальной схемы обращения с отходами в том числе, с твердыми коммунальными отходами Смоленской области».

Удовлетворяя заявленные требования прокурора частично, суд пришел к выводу о том, что непринятие Администрацией МО «Велижский район» мер к участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также участия в принятии мер организационного характера для ликвидации несанкционированной свалки свидетельствует о допущенных нарушениях Федеральных законов от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Образование несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в непосредственной близости от г. Велижа свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, что при надлежащей организации земельного контроля должно своевременно выявляться и пресекаться Администрацией МО «Велижский район». Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер Администрацией МО «Велижский район» не представлено, что указывает на незаконное бездействие Администрации.

Объявление Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии открытого конкурса на оказание услуг «Разработка территориальной схемы обращения с отходами в том числе, с твердыми коммунальными отходами Смоленской области» суд расценил как свидетельство о принятии Департаментом организационных мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и отказал в удовлетворении иска в указанной части.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они мотивированы и соответствуют вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку она не содержит ссылок на неисследованные судом обстоятельства, содержащиеся в ней доводы направлены на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.

Отсутствие в решении суда конкретного перечня действий, необходимого для устранения несанкционированной свалки не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта, поскольку Администрация МО «Велижский район» должна исполнить установленные судом обязанности в соответствии с возложенными не нее полномочиями действующим законодательством.

Указание в апелляционной жалобе на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в неверно выбранном виде судопроизводства, основано на неправильном толковании норм процессуального права.

Так, п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти и должностных лиц, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4).

Прокурор Велижского района обратился с требованиями об оспаривании бездействий Администрации и Департамента, в связи с чем дело правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке, предусмотренном КАС РФ.

При изложенных обстоятельствах поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку она не содержит ссылок на неисследованные судом обстоятельства, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Велижского районного суда Смоленской области от 23 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Велижский район» Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: