Судья: Рыбкин М.И. Дело <данные изъяты>а-36163/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам
Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Елизаровой М.Ю., Варламовой Е.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2018 года апелляционную жалобу Росавиации на решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Глотова Ю. Н. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным и отмене приказа в части, возложении обязанности исключить отметки об аннулировании свидетельств,
заслушав доклад судьи Елизаровой М.Ю.,
объяснения Глотова Ю.Н., адвоката Миролевича А.В.
установила:
Глотов Ю.Н. обратился в Железнодорожный городской суд <данные изъяты> с административным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от <данные изъяты><данные изъяты>-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота III П <данные изъяты> от <данные изъяты> и свидетельства линейного пилота <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданных Глотову Ю.Н., незаконным. Просил суд возложить на Росавиацию обязанность исключить соответствующие отметки об аннулировании свидетельств авиационного персонала в Федеральной государственной информационной системе «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала». Считал приказ незаконным, поскольку, по мнению административного истца, полученная им профессиональная подготовка соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и свидетельствует о наличии у него навыков и знаний, предусмотренных действующим законодательством; пройденные им обучающие программы утверждены Росавиацией в соответствующем порядке, что исключает основания для аннулирования выданных свидетельств авиационного персонала.
Решением Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен, решение обжаловано Федеральным агентством воздушного транспорта.
Апелляционным определением Московского областного суда от <данные изъяты> решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Росавиации без удовлетворения.
Постановлением президиума Московского областного суда от <данные изъяты> апелляционное определение Московского областного суда от <данные изъяты> отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 329 КАС РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.
При новом апелляционном рассмотрении податель апелляционной жалобы Федеральное агентство воздушного транспорта в суд представителя не направило извещено.
Административный истец Глотов Ю.Н. и его представитель Миролевич А.В. против доводов апелляционной жалобы возражали, выразили согласие с принятым решением судом первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что заинтересованные по делу лица извещены о времени и месте рассмотрения дела, на официальном сайте Московского областного суда имеется информация о судебном заседании, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав административного истца и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как установлено судом при рассмотрении дела с <данные изъяты> по <данные изъяты>Глотов Ю.Н. прошел краткосрочное обучение в Авиационном учебном центре Государственного предприятия «2 Московский аэроклуб», имевшем выданный уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификат, по программе первоначального летного обучения пилотов планеристов планера Л-13 «Бланик» в объеме теоретическая подготовка 66 часов, наземная подготовка 34 часа, общий налет 49 часов 06 минут, о чем выдано удостоверение о краткосрочном повышении квалификации регистрационный номер GPL 000041/07.
С <данные изъяты> по <данные изъяты>Глотов Ю.Н. прошел краткосрочное обучение в Авиационном учебном центре НП «С. авиаторов «Крылья» по программе «Переподготовки пилотов на самолет Як-18Т» в объеме теоретическая подготовка 71 час, наземная подготовка 20 часов, летная подготовка 22 часа 39 минут, о чем выдано удостоверение о краткосрочном повышении квалификации регистрационный <данные изъяты>.
С <данные изъяты> по <данные изъяты>Глотов Ю.Н. прошел краткосрочное обучение в Авиационном учебном центре Государственного предприятия «2-й Московский аэроклуб» по программе курсов повышения квалификации пилотов самолетов Вильга-35А и ЕЭВС СТВ-35А в объеме 101 час.
<данные изъяты>Глотову Ю.Н. выдан диплом ВСГ 4680682 ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», согласно которому решением Государственной аттестационной комиссии от <данные изъяты> административному истцу присуждена квалификация «Инженер» по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов».
<данные изъяты> уполномоченным органом исполнительной власти в области гражданской авиации Глотову Ю.Н. выдано свидетельство пилота коммерческой авиации III П <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> административный истец принят на работу в ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» пилотом учебно-летного отряда Департамента производства полетов.
На основании успешного освоения утвержденной уполномоченным органом программы переподготовки пилотов на самолет Airbus 319/320/321 решением Высшей квалификационной комиссии <данные изъяты> Росавиации <данные изъяты> в ранее выданное свидетельство коммерческого пилота внесена квалификационная отметка «Самолет многодвигательный сухопутный А-319/320/321 Второй пилот ВС». Также в процессе переподготовки пройдены все необходимые программы для допуска к самостоятельным полетам в качестве второго пилота самолета Airbus 319/320/321.
По окончании рейсовой тренировки с инструктором <данные изъяты> административный истец допущен к самостоятельным полетам и переведен на должность второго пилота А320 летного отряда ВС А320 Департамента производства полетов.
<данные изъяты> Росавиация административному истцу выдала свидетельство линейного пилота с квалификационной отметкой «самолет (airplane) АЗ 19/320/321 Co-pilot».
После успешного окончания утвержденной уполномоченным органом программы подготовки к полетам в качестве командира воздушного судна на самолетах А320/321, <данные изъяты> Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта <данные изъяты>ов Росавиации заменило ранее выданное свидетельство линейного пилота на новое III <данные изъяты> с квалификационной отметкой «самолет (airplane) АЗ 19/320/321».
Приказом Росавиации от <данные изъяты><данные изъяты>-П за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, свидетельство пилота коммерческой авиации III П <данные изъяты> от <данные изъяты> и свидетельство линейного пилота III <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданные Глотову Ю.Н., <данные изъяты> года рождения, аннулированы.
В соответствии со статьей 28 Воздушного кодекса Российской Федерации целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполнения гражданской авиации работ и оказываемых услуг (пункт 1).
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (пункт 6).
В силу пункта 5 раздела II Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 396, абзаца 3 пункта 8 «Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 670, Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право аннулировать свидетельства, выданные на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) данный кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также безопасности полётов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку в силу статьи 20 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную, соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полётов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полётов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.
На основании пункта 1 статьи 52 ВК РФ и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> пилоты включены в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 и пунктами 2, 4, 5 статьи 54 ВК РФ порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна устанавливается федеральными авиационными правилами (Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров», утверждённые приказом Федеральной авиационной службы России от <данные изъяты><данные изъяты>) и осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В силу статьи 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. На основании пункта 1 статьи 53 ВК РФ правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение таких свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила их выдачи установлены постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>.
Из анализа приведенных законоположений следует, что к осуществлению функций члена экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица, которые соответствуют определенным законам критериям, гарантирующим безопасность полётов, в том числе профессионального образования по учебным программам и курсам подготовки, определяющие квалификацию специалиста гражданской авиации, утверждённым государственным полномочным органом в области гражданской авиации, и обладает выданным ему свидетельством.
Аналогичные требования предъявлялись к членам экипажа гражданского воздушного судна и на момент получения истцом свидетельства коммерческого пилота.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ВК РФ (в редакции от <данные изъяты>, действовавшей на момент выдачи Глотову Ю.Н. свидетельства пилота
коммерческой авиации) к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку.
Содержание специальной подготовки раскрывается в статье 54 ВК РФ в той же редакции от <данные изъяты> и направлено на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Сертификаты выдавались образовательным учреждениям гражданской авиации в соответствии со статьями 2 и 8 ВК РФ и принятыми во исполнение указанных правовых норм Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утв. приказом Федеральной авиационной службы России от <данные изъяты><данные изъяты>.
В силу пунктов 3.1.3 и 3.2.3 раздела I, пунктов 1 и 5.1 раздела II, пункта 2.3 раздела III этих правил, действовавших на период спорных правоотношений, образовательное учреждение гражданской авиации должно было: разработать программу подготовки специалистов авиационного персонала соответствующего уровня, представить её на утверждение в уполномоченный государственный орган - в Росавиацию (пункт 5.3.3 Положения о Росавиации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>), представить утверждённую Росавиацией программу подготовки при сертификации данного образовательного учреждения, провести полный курс обучения специалистов авиационного персонала соответствующего уровня по утверждённой Росавиацией программе.
Внесение изменений в статью 54 ВК РФ, уточняющих, что подготовка специалистов авиационного персонала осуществляется по программам, утверждённым уполномоченным органом гражданской авиации и вступивших в силу <данные изъяты>, не изменило существовавшие требования к обучению пилотов.
При этом законодательством не предусматривалась возможность замены утверждённой уполномоченным государственным органом программы иной программой.
Однако суд при рассмотрении дела в нарушение требований статей 62, 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установил, имел ли авиационный учебный центр ГП «2й Московский аэроклуб» разрешение на подготовку коммерческих пилотов, разрабатывал ли программу обучения таких специалистов и представлял ли ее на утверждение в Росавиацию.
Согласно пункту 1.1 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (далее - ФАП-147) данные правила разработаны в соответствии со статьёй 53 Воздушного кодекса Российской Федерации о допуске лиц из числа авиационного персонала к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна.
В соответствии с пунктом 1.2 ФАП-147 коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала.
Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 ФАП-147).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.3 ФАП-147 обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере; а также должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в определенных областях.
Согласно подпункту «б» пункта 4.3 ФАП-147 обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна «самолёт» помимо налёта часов, указанного в подпункте «а» пункта 4.3 ФАП-147, должен пройти лётную подготовку на самолётах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов, в том числе в области: распознавания и контролирования факторов угрозы и ошибок; полёта на критически низких воздушных скоростях; предотвращения штопора; распознавания начального и развившегося сваливания и выход из него; полётов с асимметричной тягой (при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями); полётов на критически высоких воздушных скоростях; взлётов с коротким разбегом (с укороченной взлётной полосы с учётом высоты пролёта препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров; основных маневров и выхода из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов; полёта при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки.
Согласно пункту 2.13 ФАП-147 обучаемому лицу или владельцу свидетельства пилота засчитывается в налёт время, в течение которого он выполнял полёты самостоятельно, с инструктором на самолете с двойным управлением и в качестве командира воздушного судна, которое включается в общее время налета, необходимого для получения свидетельства пилота. При этом согласно приложению <данные изъяты> к ФАП-147 самостоятельный налёт - это
время полёта, в течение которого пилот-курсант является единственным лицом на борту воздушного судна; налёт с инструктором - полётное время, в течение которого какое-либо лицо проходит лётную подготовку на борту воздушного судна с пилотом-инструктором, имеющим соответствующее свидетельство.
Таким образом, положения ФАП-147 применяются исключительно к лицам, имеющим профессиональную подготовку по утверждённым Росавиацией программам обучения (статьи 52 и 54 ВК РФ).
Как установлено судом, лётная подготовка Глотова Ю.Н. производилась в Авиационном учебном центре государственного предприятия «2й Московский аэроклуб» по программе первоначального лётного обучения пилотов-планеристов и в Авиационном учебном центре некоммерческого партнёрства «С. авиаторов «Крылья» по программе переподготовки пилотов на другой тип воздушного судна в 2005 г. и 2009 г. соответственно.
При таких данных у суда отсутствовали основания квалифицировать произведённый административным истцом налёт часов в качестве пилота- планериста как налёт часов в качестве пилота коммерческой авиации.
Распоряжением Росавиации от <данные изъяты> N АЮ-241-р, действовавшим до издания Приказа Росавиации от <данные изъяты> N 675-П, была утверждена Программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации.
Распоряжением Росавиации от <данные изъяты> № АЮ-241-р проведение подготовительных мероприятий и организация подготовки пилотов коммерческой авиации с использованием утвержденной программы было поручено следующим образовательным учреждениям: ФГОУ ВПО "Санкт- Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова". ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского С. Т. Г.А. летное училище гражданской авиации".
Программа предназначалась для подготовки пилотов коммерческой авиации, не имеющих предшествующего летного опыта, и являлась базой, на основании которой должны разрабатываться курсы учебно-летной подготовки и методические рекомендации по выполнению полетов на конкретных типах самолетов.
Таким образом, распоряжение Росавиации от <данные изъяты> № АЮ-241-р является правовым актом, действие которого распространяется на ограниченный круг образовательных учреждений гражданской авиации, в число которых под действие указанной программы не включены Авиационный учебный центр государственного предприятия «2й Московский аэроклуб» и Авиационный центр некоммерческого партнёрства «С. авиаторов «Крылья», в которых проходил обучение Глотов Ю.Н..
В ходе апелляционного рассмотрения доказательства имел ли авиационный учебный центр ГП «2й Московский аэроклуб» разрешение на подготовку коммерческих пилотов, разрабатывал ли программу обучения таких специалистов и представлял ли ее на утверждение в Росавиацию не предоставлены и у суда апелляционной инстанции отсутствовали таковые сведения.
Факт того, что Глотов Ю.Н. при прохождении заочного обучения в ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по специальности «Лётная эксплуатация воздушных судов» с присвоением квалификация «инженер», полётов на воздушных судах университета не осуществлял, судом установлен (л.д.124-125).
С учетом изложенного, судебная коллегия находит вывод суда о том, что в соответствии с пунктом 1.6.3 Программы подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Росавиации от <данные изъяты> № АЮ-241-р, и подпунктом «а» пункта 4.3 Правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от <данные изъяты><данные изъяты>, подготовка административного истца в качестве пилота коммерческой авиации могла осуществляться как по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, так и вне рамок данных программ и Глотову Ю.Н. законно выдано свидетельство пилота коммерческой авиации, нельзя признать правомерным.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отменнее.
Решение суда подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Учитывая, что по делу установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения спора, судебная коллегия, считает необходимым постановить по делу новое решение, которым отказать Глотову Ю.Н. в удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
определила:
решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Принять по делу новое решение. В удовлетворении требований Глотову Ю.Н. отказать.
Председательствующий
Судьи