ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3619/20 от 11.11.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

дело № 33а-3619/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 11 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Степина А.Б.,

судей областного суда Обносовой М.В., Берстневой Н.Н.,

при помощнике судьи Кондратьеве С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 17 сентября 2020 года по административному иску ФИО1 к УГИБДД УМВД России по Астраханской области, ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району Астраханской области о признании незаконным действий по отказу в предоставлении государственной услуги по замене водительского удостоверения,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району в замене водительского удостоверения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

В обоснование своих административных исковых требований административный истец указал, что 04 декабря 2019 года он посредством сайта «Госуслуги» обратился в ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району с заявлением о выдаче водительского удостоверения в связи с истечением срока действия ранее выданного ему водительского удостоверения, приложив все необходимые документы для предоставления соответствующей государственной услуги. Однако в ее предоставлении ему отказано ввиду наличия в ведомственных учетах сведений о лишении его права управление транспортными средствами. По утверждению административного истца факт привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления мирового судьи от 29 июня 2012 года и назначении ему административного наказания 1 год 6 месяцев лишения права управления транспортными средствами им не оспаривается. Вместе с тем, участия в судебном заседании он не принимал, водительское удостоверение у него изъято при составлении протокола об административном правонарушении, в последующем весной 2014 года сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району. Водительское удостоверение ему возвращено, т.е. им выполнена обязанность по исполнению административного наказания, предусмотренная статьей 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того начиная с 2015 года он трижды привлекался к административной ответственности по главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в октябре 2018 года в ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району ставил на регистрационный учет приобретенный им автомобиль, однако сотрудники подразделения ни при составлении протоколов об административных правонарушениях, ни при постановке автомобиля на учет требований о сдаче водительского удостоверения не предъявляли.

ФИО1 считает данный отказ в замене водительского удостоверения незаконным, поскольку выполнил обязанность по исполнению административного наказания, пользовался правами и ездил вплоть до срока окончания их действия в 2019 г. Просил признать незаконными действия административного ответчика об отказе в замене водительского удостоверения, обязать оказать административному истцу государственную услугу по обмену водительского удостоверения.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району, ОМВД России по Ахтубинскому району, УМВД России по Астраханской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, в связи с неправильным толкованием норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание не явились представители ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району, ОМВД России по Ахтубинскому району, УМВД России по Астраханской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Выслушав ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что постановлением и.о. мирового судьи судебного участка Ахтубинского района Астраханской области мирового судьи судебного участка Ахтубинского района Астраханской области от 29 июня 2012 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством на 1 год 6 месяцев. Постановление вступило в законную силу 17 июля 2012 года.

04 декабря 2019 года ФИО1 обратился в ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району с заявлением для получения государственной услуги-замена водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия 04 декабря 2019 года.

Однако в замене водительского удостоверения административному истцу отказано, поскольку сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району при проверке по федеральным учетам установлено, что ФИО1 постановлением мирового судьи 29 июня 2012 года лишен права управления транспортным средством на срок 1 год 6 месяцев в связи с привлечением к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения о начале и окончании сроков лишения специального права в базе данных «ФИС ГИБДД-М» отсутствуют.

16 декабря 2019 года в связи с отказом в предоставлении государственной услуги-замена водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия, ФИО1 обратился с жалобой к начальнику ОМВД России по Ахтубинскому району и просил предоставить государственную услугу - заменить водительское удостоверение в связи с истечением срока его действия.

17 января 2020 года начальником ОМВД России по Ахтубинскому району в замене водительского удостоверения отказано, так как отсутствуют сведения, подтверждающие начало и окончание срока лишения права управления транспортными средствами, назначенного постановлением мирового судьи, предложено для начала исчисления срока лишения права управления транспортными средствами сдать водительское удостоверение в группу по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району.

22 января 2020 года ФИО1 обратился с жалобой в УГИБДД УМВД России по Астраханской области, в которой просил предоставить государственную услугу-замена водительского удостоверения при истечении срока его действия.

31 января 2020 года начальником УГИБДД УМВД России по Астраханской области в замене водительского удостоверения отказано по аналогичным основаниям, также рекомендовано для начала исчисления срока лишения права управления транспортными средствами сдать водительское удостоверение в группу по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 29 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097, выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов при истечении срока действия водительского удостоверения.

Порядок замены водительских удостоверений определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным Приказом МВД России от 20 октября 2015 г. № 995.

Как следует из содержания пункта 27.3 Административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по замене водительского удостоверения является наличие сведений о лишении заявителя права управления транспортными средствами.

В силу положений статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (часть 2 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о лишении права управления транспортным средством исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

Согласно части 1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения.

В соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1-3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (часть 1.1).

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (часть 2).

Разрешая административные исковые требования, районный суд обоснованно пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку водительское удостоверение ФИО1 в установленном действующим законодательством порядке в органы ОГИБДД не сдавалось и срок лишения административного истца права управления транспортными средствами не истек.

Доказательств, подтверждающих факт сдачи водительского удостоверения ФИО1 в подразделение ОГИБДД, представлено не было.

Доводы жалобы на нарушение прав и законных интересов ФИО1 ненадлежащим исполнением сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Ахтубинскому району своих должностных обязанностей по изъятию у него водительского удостоверения при совершении им других административных правонарушений предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку федеральным законодателем обязанность по сдаче водительского удостоверения в срок и в порядке, установленном статьей 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возлагается непосредственно на лицо, лишенное права управления транспортными средствами. Не управление транспортным средством в течение 1 года 6 месяцев, не подтверждает факт того, что обязанность ФИО1 по сдаче водительского удостоверения в органы ОГИБДД в установленные сроки была выполнена.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию вынесенного по делу решения, что не является основанием к его отмене.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.