Судья Макарова О.В. Дело № 33а-362/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Георгиновой Н.А., Сорокина С.В.,
при секретаре Киселевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области о признании незаконными действий по прекращению регистрации транспортного средства,
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО2 на решение Советского районного суда города Орла от 28ноября 2016 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Сорокина С.В., объяснения административного истца Р.М.АБ., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФИО3 и заинтересованного лица старшего государственного инспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области – Н., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области (далее по тексту – УМВД России по Орловской области) о признании незаконным решения Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Орловской области (далее по тексту – МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области) о прекращении регистрации транспортного средства.
В обоснование заявленных требований указывал, что имеет в собственности транспортное средство марки <...> года выпуска, с государственным регистрационным знаком <...>, с установленным на нем в <...> газобаллонным оборудованием.
10 мая 2016 года МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области была прекращена регистрация указанного транспортного средства, поскольку, по мнению регистрирующего органа, в конструкцию указанного транспортного средства внесены изменения (установлено газобаллонное оборудование) без разрешения ГИБДД, что влечет запрет эксплуатации транспортного средства.
Ссылался на то, что принадлежащее ему транспортное средство марки <...> было переоборудовано на газобаллонное оборудование 6 июля 2012 года на сертифицированной станции технического обслуживания, в связи с чем были выданы свидетельство о соответствии автотранспортного средства с установленным на нем газобаллонным оборудованием требованиям безопасности и свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве, со сроком следующего испытания – 6 июля 2017 года.
Оспаривая действия административного ответчика, указывал на то, что переоборудованные на газобаллонное оборудование транспортные средства до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», при наличии вышеуказанных документов, не требовали и не требуют при эксплуатации необходимости внесения изменений в паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации.
Поскольку действия административного ответчика на законе не основаны, а из-за отсутствия регистрации транспортного средства он не может им распоряжаться по своему усмотрению, просил признать оспариваемое действие незаконным и восстановить его нарушенное право.
В судебном заседании представитель административного ответчика административный иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе, представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 просит решение районного суда отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение – удовлетворить административный иск.
Ссылается на то, что районным судом не принято во внимание, что по двум делам об административных правонарушениях в отношении ВВВ по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за управление 18 и 19 апреля 2016 года транспортным средством, принадлежащим ФИО1, с установленным на нем газобаллонным оборудованием не зарегистрированным в установленном порядке, производство было прекращено в связи с отсутствием в действиях указанного лица состава административного правонарушения.
В решениях по названным делам установлено, что газобаллонное оборудование установлено на транспортном средстве в 2012году, срок действия свидетельства о соответствии автотранспортного средства с установленным на нем газобаллонным оборудованием требованиям безопасности истекает в июне 2017 года, следовательно эти обстоятельства должны были быть учтены судом при рассмотрении настоящего дела.
Полагает, что у административного ответчика не было законных оснований для принятия оспариваемого решения 10 мая 2016 года, так как проверка проводилась только в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит решение подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 части 2, пунктами 1 и 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению и неправильное истолкование закона.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 10декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
В соответствии с пунктом 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к указанным Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации) запрещается эксплуатация транспортного средства, если в его конструкцию внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Решение) Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - Технический регламент Таможенного союза), с 1января 2015 года вступил в силу, размещен на официальном интернет-сайте Комиссии Таможенного союза 15 декабря 2011 года.
Согласно пункту 3.2 Решения документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.
Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Также данные документы могут использоваться в качестве доказательственных материалов в целях проверки выполнения требований настоящего технического регламента, в том числе для распространения действия указанных документов на территорию всех государств - членов Таможенного союза.
При распространении указанных в абзаце первом настоящего пункта документов в порядке, установленном настоящим техническим регламентом, применяются требования, действовавшие до вступления в силу настоящего технического регламента на момент оформления указанных документов. В подобном случае срок действия документа, выданного на основании технического регламента, должен соответствовать сроку действия документа, действовавшего до вступления в силу настоящего технического регламента.
Со дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
Согласно приложению № 9 к Техническому регламенту установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом (компримированным природным газом - КПГ, сжиженным нефтяным газом - СНГ) и демонтаж такого оборудования признается внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия, в частности с транспортными средствами, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
В силу пункта 51 указанных Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении проверки соблюдения нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области было установлено, что в конструкцию транспортного средства марки <...> года выпуска, с государственным регистрационным знаком <...>, принадлежащего ФИО1 внесены изменения без разрешения ГИБДД УМВД России по Орловской области.
По результатам проверки регистрация указанного транспортного средства была аннулирована, а свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационные знаки выставлены в розыск.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исследовал паспорт транспортного средства <...>, принадлежащего с <...> года ФИО1, в котором отсутствуют отметки о разрешении установки на нем газобаллонного оборудования, письмо МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области Р.М.АВ. с карточкой учета транспортного средства, согласно которым регистрация указанного транспортного средства аннулирована 10мая 2016 года в связи с тем, что в конструкцию транспортного средства внесены изменения (установлено газобаллонное оборудование) без разрешения Госавтоинспекции, и пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято сотрудниками ГИБДД в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, и не нарушает права гражданина.
С указанным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 80 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009года № 720 (действовавшему до 19 февраля 2015 года) не является внесением изменений в конструкцию замена компонентов на компоненты, которые не поставляются на сборочное производство, но разрешены изготовителем транспортного средства для установки на транспортные средства соответствующего типа.
Согласно Приложению № 1, к ранее действовавшему Техническому регламенту оборудование для питания двигателя газообразным топливом (компримированным природным газом - КПГ, сжиженным нефтяным газом - СНГ, сжиженным углеводородным газом - СУГ, сжиженным природным газом - СПГ, диметиловым эфиром топливным - ДМЭт) отнесено к компонентам транспортных средств, которые являются объектами технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Согласно пунктам 4, 6, 21 Методических рекомендаций по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства (далее – КТС), находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30июля 2012 года № НА-96-р, установка комплекта ГБО на конкретную категорию КТС определяется инструкцией по монтажу комплектов газового оборудования заводов-изготовителей.
Техническое состояние колесных транспортных средств, принимаемых для установки ГБО, соответствует эксплуатационной документации заводов, изготавливающих КТС.
По окончании работ заказчику установщиком ГБО выдаются:
заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на выполнение услуг по установке, проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания;
заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2а о соответствии колесного транспортного средства с установленным на него ГБО требованиям безопасности;
заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на автотранспортном средстве.
Таким образом, установка газобаллонного оборудования признается изменением конструкции транспортного средства с 1 января 2015 года - со дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза, и с этого времени установка такого оборудования должна осуществляться по разрешению и под контролем органа ГИБДД с внесением соответствующих отметок в регистрационные документы.
При этом ранее выданные документы об оценке (подтверждении) соответствия транспортного средства обязательным требованиям действовали до 1 июля 2016 года, а впоследствии, до окончания срока их действия принимаются органами ГИБДД в качестве доказательственных материалов в целях проверки выполнения требований Технического регламента Таможенного союза.
Как видно из материалов дела, Р.М.АГ. приобрел транспортное средство <...> на основании договора купли-продажи от <дата>, в этот же день МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области, ему выдано свидетельство о регистрации транспортного средства <адрес>.
В июле этого же года на указанное транспортное средство было установлено газобаллонное оборудование, о чем свидетельствуют копии сертификатов соответствия на выполнение услуг по переоборудованию, проверке герметичности и опрессовке систем питания газобаллонных автомобилей; заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2а о соответствии колесного транспортного средства с установленным на него газобаллонным оборудованием требованиям безопасности от 6 июля 2012года; заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на автотранспортном средстве от 6 июля 2012 года, со сроком следующего испытания газотопливной системы и освидетельствования в июне 2017 года (л.д. 18-31).
<дата> в связи с заменой регистрационных номеров МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области Р.М.АВ. выдано свидетельство о регистрации транспортного средства <адрес> и государственный регистрационный знак <...> (л.д. 16-17).
Таким образом, указанные письменные доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1 в 2012 году законно установил на принадлежащее ему транспортное средство газобаллонное оборудование и эксплуатировал данное транспортное средство в установленном законом порядке до аннулирования его регистрации 10 мая 2016 года.
Судебная коллегия находит, что оспариваемыми действиями административного ответчика нарушены права административного истца как собственника транспортного средства, так как он лишен возможности в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации), при этом решение МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области от 10 мая 2016года о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства не соответствует вышеприведенным нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Поскольку Технический регламент Таможенного союза обязывает органы ГИБДД принимать во внимание ранее выданные документы об оценке (подтверждении) соответствия транспортного средства обязательным требованиям, которые имеются у ФИО1, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 28 ноября 2016года отменить, принять по административному делу новое решение.
Административный иск ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области удовлетворить.
Признать незаконным решение МРЭО ГИБДД Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области от 10 мая 2016 года о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства <...> года выпуска, идентификационный номер <...>, с государственным регистрационным знаком <...>, принадлежащего ФИО1
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области восстановить регистрационный учет указанного транспортного средства.
Председательствующий
Судьи