ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3642/19 от 20.06.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-3642/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 20 июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.,

судей Астапенко С.А., Муратовой С.В.,

при секретаре Гринь Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 марта 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке деятельности главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ советом депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято решение «Об оценке деятельности Главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Считает, что неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования влияет на наступление негативных последствий для главы муниципального образования, предусмотренных статьей 74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой Совет депутатов в соответствии с ФЗ №131-ФЗ вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе совета депутатов. Административный истец считает, что совет депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области повторно оценил деятельность главы муниципального образования, что недопустимо в силу закона, поскольку ранее уже рассматривал отчет, согласно утвержденного решением совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ графика, 17.04.2018 г. в повестку дня очередного заседания был включен проект решения «Об оценке деятельности Главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», решение принято не было, по мнению административного истца, депутатами 17.04.2018 г. было принято решение не оценивать деятельность главы муниципального образования как неудовлетворительную.

Административный истец полагает, что оспариваемое решение носит индивидуально-правовой характер, то есть не является нормативным правовым актом, в связи с чем, уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, просит суд:

- признать незаконным решение совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке деятельности главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области».

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец, ее представитель уточненные административные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по мотивам, изложенным в административных исках.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано ( полный текст решения изготовлен 11.03.2019 г., т. 2 л.д.2-13).

Административным истцом на указанное решение подана апелляционная жалоба.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, по доводам, изложенным в исковом заявлении (т. 2 л.д.24-27).

Административный истец направил в судебное заседание представителя по доверенности ФИО2, административный ответчик не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 11.1 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. В соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Материалами административного дела установлено, что Решением №21 от 13.06.2009 г. совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области принят Устав муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Решением совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №29 от 25.10.2018 г. внесены изменения (т.1 л.д. 103).

Уставом муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области определены правовые основы местного самоуправления на территории муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов его жителей, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.

Согласно пункту 15.1 статьи 25 Устава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, к компетенции Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области относится заслушивать ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы администрации о результатах их деятельности, деятельности администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе решении вопросов, поставленных советом депутатов (т.1 л.д. 116об.).

В соответствии с пунктами 2.1 и 3 статьи 29 Устава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Глава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области подконтрольная и подотчетна Совету депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; представляет Совету депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и населению ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, перед утверждением отчета об исполнении бюджета муниципального образования за очередной год (т.1 л.д. 118 об.).

Решением совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №57 от 01.12.2015 утвержден регламент работы совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (т.1 л.д. 135).

05.03.2018 г. Глава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО1 давала отчет перед населением и Советом депутатов по итогам деятельности за 2017 год, отчет был опубликован на официальном сайте Муниципального образования, данный факт сторонами не оспаривался и подтверждается материалами дела (т.1, л.д.61).

Согласно графика проведения очередных заседаний совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2018 год, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №55 от 12.12.2017 (т.1 л.д. 62 об), Распоряжения №31 главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 23.11.2018 г. «О созыве заседания совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» (т.1 л.д. 95) 27.11.2018 г. состоялось очередное заседание совета депутатов «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

На заседании фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Совете депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 05.11.2018 г., вопрос об оценки деятельности главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – ФИО1 за 2017 год был рассмотрен, 8 депутатов проголосовали за включение в повестку дня заседания Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, проекта данного решения (т.1 л.д. 181).

Письмами фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Совете депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, полученными Советом депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 06.11.2018 г. (входящий номер 399), 13.11.2018 г. (входящий номер 409), 16.11.2018 г. (входящий номер 425) был инициирован вопрос о включении в повестку дня заседания Совета депутатов (т.1 л.д. 179-180, 190-191, 1,92-193).

Так же 06.11.2018 г. было проведено заседание расширенной комиссии совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, на котором присутствовало 14 депутатов из общей численности 15 депутатов, так же был рассмотрен вопрос о включении в повестку дня заседания Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области проекта решения «Об оценке деятельности Главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области за 2017 год» (т.1 л.д. 177).

Распоряжением №31 от 23.11.2018 главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – ФИО1 утвержден проект повестки дня заседания Совета депутатов на ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложению (т.1 л.д. 95-96).

Из приложения к Распоряжению №31 от 23.11.2018 г. следует, что в проект повестки дня очередного заседания Совета депутатов на ДД.ММ.ГГГГ включен в том числе и проект решения:

- «Об оценке деятельности Главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> за 2017 год» (пункт 12).

Из листа регистрации депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ присутствовало 12 депутатов из общего числа – 15 депутатов, кворум есть (часть 3 статьи 26 Устава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области) (т.1 л.д. 97).

Из протокола очередного заседания совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пунктом 12 повестки дня являлся проект «Об оценке деятельности Главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области за 2017 год» (т.1 л.д. 201-215).

По пункту 12 повестки дня, ФИО1 вынесено на рассмотрение принятие проекта решения «Об оценке деятельности Главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области за 2017 год».

Проголосовали: «за» - 9; «против» - 0; «воздержалось» - 3.

Депутаты решили: принять проект решения за основу.

Как усматривается из протокола заседания: ФИО1 поставила на голосование предложение депутата ФИО6 поставить оценку главе муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – неудовлетворительно.

Проголосовали: «за» - 8; «против» - 4; «воздержалось» - 0, депутаты решили принять проект решения в целом с оценкой неудовлетворительно.

Согласно п. 6 ст. 26 Устава решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного уставом числа депутатов.

В журнале регистрации решений совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области за 2018 год, решению совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке деятельности Глав муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» присвоен (т.1 л.д. 225-231).

В газете «Невский Берег», являющейся приложением к газете «Всеволожские вести», в номере 20 от 06.12.2018, опубликовано «обнародовано» решение от ДД.ММ.ГГГГ совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области «Об оценке деятельности Главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», в соответствии с которым, деятельность главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – ФИО1 по результатам ее отчета перед населением и Советом депутатов о результатах своей деятельности за 2017 год оценены неудовлетворительно (т.1 л.д. 101 об).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с полномочиями совета депутатов, в соответствии с уставом и регламентом, порядок принятия решения соблюден. Оценка деятельности главы муниципального образования дана советом депутатов в пределах своих полномочий.

Довод апелляционной жалобы о повторности решения об оценке деятельности главы опровергается материалами дела, в которых представлен выпиской из протокола очередного заседания совета депутатов от 17.04.2018 г., согласно которому по предложению депутата ФИО7 проведено голосование о принятии решения: считать работу главы муниципального образования удовлетворительной, однако по результатам голосования решение не было принято (т.1, л.д.68).

Ссылки представителя административного истца на те обстоятельства, что депутаты ФИО10 17.04.2018 г. голосовали за оценку работы главы удовлетворительно, а 27.11.2018 г. изменили свое мнение – правового значения не имеют, поскольку волеизъявление депутата зависит от его субъективного усмотрения и если по его результатам не принято решения, то и окончательным оно являться не может.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) закреплены положения о том, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (пп. 5.1 п. 5 ст.36).

Из названных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

(Судья Береза С.В.)