ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Кузнецова Н.В.
Дело №(суд первой инстанции)
Дело № (суд апелляционной инстанции)
Уникальный идентификатор дела №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Чегодаевой О.П.,
судей Сентяковой Н.Н., Захарчука О.В.,
при секретаре Степановой А.Н.,
рассмотрела 4 октября 2023 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к Администрации МО «город Ижевск» об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушение права, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
ФИО1 и ФИО2 (далее – административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «город Ижевск» (далее – административный ответчик, Администрация города Ижевска), в котором с учетом поданного заявления об уточнении административного иска просят:
признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ижевск № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ИП ФИО4 предоставлено разрешение на размещение элементов благоустройства (асфальтовое покрытие площадью 701 кв.м, скамьи – 2 шт., цветочные клумбы – 4 шт.);
обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истцов путем досрочного прекращения действия разрешения, установленного пунктом 1 постановления Администрации города Ижевск № от ДД.ММ.ГГГГ, которым земельный участок с кадастровым номером 18:26:020016:787 был передан ИП ФИО4 для размещение элементов благоустройства (асфальтовое покрытие площадью 701 кв.м, скамьи – 2 шт., цветочные клумбы – 4 шт.).
Требования мотивированы тем, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками блока гаражей в ГСК «Чайка», расположенных по <адрес>
Постановлением Администрации города Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 предоставлено разрешение на размещение элементов благоустройства (асфальтовое покрытие площадью 701 кв.м, скамьи – 2 шт., цветочные клумбы – 4 шт.), на земельном участке, расположенном с западной и северной сторон от земельного участка с кадастровым № по <адрес>, на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровых кварталах № в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, сроком на 1 год.
Административные истцы считают данное постановление незаконным, нарушающим их права и интересы, а также нарушающим требования противопожарного законодательства. Полагают, что оспариваемое постановление не было опубликовано в установленном порядке. Указывают, что ФИО5 помимо разрешенных элементов благоустройства незаконно и самовольно, без получения разрешения на производство земляных работ разместил на земельном участке бордюрные камни, чем перекрыл доступ к гаражам, принадлежащим истцам, и на территорию ГСК «Чайка». На основании изложенного просят удовлетворить заявленные требования.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов ФИО3, выражая не согласие с вынесенным решением, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В качестве оснований для отмены решения суда указывает, что оспариваемое постановление относится к категории муниципального правого акта, поэтому подлежало опубликованию в соответствии с установленным порядком. Нарушение порядка опубликования исключает его вступление в законную силу и возможность применения. Полагает, что действия ФИО4, связанные с установкой бордюрного камня на предоставленном земельном участке противоречит постановлению Администрации города Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому считает, что разрешение на размещение элементов благоустройства должно быть досрочно прекращено по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ истцами было подано в Администрацию города Ижевска заявление, но никаких мер по нему принято не было.
ФИО1, ФИО2, ФИО4, ГСК «Чайка», Администрация МО «город Ижевск» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, руководствуясь положениями части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником блока гаражей с номерами 21, 21а, 1869, 64, 64а, 64б с кадастровым №, расположенных по <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым № расположенного по № (л.д.16-18).
ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратился в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации города Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов – элементов благоустройства территории (асфальтовое покрытие площадью 705 кв.м, скамьи – 2 шт., цветочные клумбы – 4 шт., бордюры), № непосредственно прилегающей к его земельному участку с кадастровым № на срок 3 года, согласно приложенной схеме. Заявление зарегистрировано в Администрации города Ижевска ДД.ММ.ГГГГ под номером № (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГФИО4 подано в адрес Комиссии по землепользованию и застройке Администрации города Ижевска уточняющее заявление, в котором заявитель просил считать правильным площадь испрашиваемого земельного участка 701 кв.м. Заявление зарегистрировано в Администрации города Ижевска ДД.ММ.ГГГГ под номером № (л.д.28).
Из ответа Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ№ данного в адрес Главного управления архитектуры с градостроительства Администрации города Ижевска усматривается, что испрашиваемая территория расположена на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровых кварталах № (л.д. 89).
Согласно пункту 3.14 протокола № заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГФИО4 предоставлено разрешение на размещение элементов благоустройства (асфальтовое покрытие площадью 701 кв.м, скамьи – 2 шт., цветочные клумбы – 4 шт.), на земельном участке, расположенном с западной и северной сторон от земельного участка с кадастровым № по <адрес>, на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровых кварталах № в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, сроком на 1 год (л.д.91-92).
Постановлением Администрации города Ижевск № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 предоставлено разрешение на размещение элементов благоустройства (асфальтовое покрытие площадью 701 кв.м, скамьи – 2 шт., цветочные клумбы – 4 шт.), на земельном участке, расположенном с западной и северной сторон от земельного участка с кадастровым № по <адрес>, на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровых кварталах № в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, сроком на 1 год (л.д.90).
Полагая, что указанное постановление вынесено с нарушением закона и нарушает права и законные интересы административных истцов, ФИО6 обратились в суд с настоящим административным иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону, свободы и законные интересы административных истцов не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в силу следующего.
Земельные отношения по выдаче разрешения на использование земельного участка, урегулированы положениями Земельного кодека Российской Федерации.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения объектов, виды которых закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Постановление №).
В указанном Перечне также находятся элементы благоустройства территории (пункт 4 Постановления №).
Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет общие понятия, согласно которым: элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок и условия размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В пункте 2 Порядка указано, что заявление о выдаче разрешения на размещение объектов подает физическое или юридическое лицо либо представитель заявителя подает в уполномоченный орган.
Согласно пункту 3 Порядка в заявлении должны быть указаны: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом; 2) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом, либо сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем; 3) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; 4) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; 5) предполагаемые цели использования земель или земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и технические характеристики предполагаемого к размещению объекта; 6) кадастровые номера земельных участков и их частей в случае осуществления их кадастрового учета; 7) срок использования земель, земельных участков или их частей (п. 3 Положения).
К заявлению прилагаются: 1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя; 2) копии документов, удостоверяющих личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; 3) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием местной системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости) - если планируется использовать земли или части земельных участков, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 4 пункта 4 Положения;4) проектная документация - в случаях размещения газопроводов-вводов с проектным рабочим давлением не более 0,005 Мпа, расстояние от газоиспользующего оборудования которых до сети газораспределения, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров (без устройства пунктов редуцирования газа) (пункт 4 Порядка).
Уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня подачи заявления регистрирует заявление. В случае если представленные заявление и приложенные к нему документы не соответствуют по составу и содержанию требованиям, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления возвращает заявление и приложенные к нему документы заявителю с указанием причин возврата. Возврат заявления и приложенных к нему документов не препятствует повторному обращению в уполномоченный орган для принятия решения о выдаче разрешения после устранения причин возврата (п. 7 Положения).
В силу пункта 8 Порядка, если представленные заявление и приложенные к нему документы соответствуют по составу и содержанию требованиям, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения.
Согласно пункту 9 Порядка решение о выдаче разрешения должно содержать: 1) сведения о размещаемом объекте; 2) сведения о землях или земельных участках, на которых предполагается размещение объекта; 3) сведения о лице, получающем решение о выдаче разрешения; 4) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить предусмотренные статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков; 5) указание о возможности досрочного прекращения действия разрешения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 6) указание на необходимость установления охранных или санитарно-защитных зон объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 7) указание на необходимость оформления прав на земельные участки под построенными объектами недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; 8) срок использования земель, земельных участков или частей земельных участков.
Уполномоченным органом по землям или земельным находящимся в государственной собственности Удмуртской Республики является Комиссия по землепользованию и застройке города Ижевска при Администрации города Ижевска, сформированная в целях реализации Правил землепользования и застройки города Ижевска, а также в целях реализации Администрацией города Ижевска государственной политики в области предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, а также по использованию земель или земельных участков без их предоставления и установления сервитутов (пункты 1.1, 1.3 постановления Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения и состава Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска»).
К функциям Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ указанного Положения также относится рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц о перераспределении земель и (или) земельных участков).
Решение Комиссии принимается коллегиально путем открытого голосования простым большинством голосов. В соответствии с пунктом 3.7. Положения о Комиссии на заседаниях Комиссии ведется протокол, в котором указывается формулировка рассматриваемых вопросов, принятое по каждому вопросу решение, а также поручение Комиссии.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление принято Администрацией города Ижевска в пределах предоставленных ей полномочий на основании решения Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска, которое истцами не оспорено, и в установленном законодательством порядке незаконным не признано.
Таким образом, при предоставлении ФИО4 разрешения на размещение элементов благоустройства Администрацией города Ижевска нормы действующего законодательства были соблюдены.
В материалах дела представлены документы подтверждающие, что сквозного проезда на территорию ГСК «Чайка» через участок, который был предоставлен ФИО4 для благоустройства, никогда не существовало, у гаражного кооператива имеется центральный въезд, доступ к проезду не ограничен.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что выданное ФИО4 разрешение на размещение элементов благоустройства не являлось бессрочным, а выдано сроком на 1 год, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, по истечении которого, согласно пункту 2.1 оспариваемого постановления заинтересованное лицо обязано привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешённым использованием и выполнить необходимые работы по рекультивации, в случае если использование земельного участка привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в его границах.
Также судебная коллегия отмечает, что обращение заинтересованного лица суд за защитой обусловлено нарушением их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
При этом в силу части 1 статьи 62 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В ходе рассмотрения данного дела ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств бесспорно свидетельствующих о нарушении прав истцов принятым Администрацией постановлением.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения требования административного искового заявления ФИО6
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемое постановление Администрации города Ижевск № от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным правовым актом по следующим основаниям.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П нормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В пункте 4.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П разъяснено, что под ненормативными правовыми актами имеются в виду акты индивидуальные, направленные на конкретное правоотношение, характеризующиеся индивидуально-распорядительным воздействием на общественные отношения.
На основании приведенного законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое постановление является правовым актом индивидуального характера, ввиду отсутствия необходимых элементов, таких как обязательность для неопределенного круга лиц и неоднократное применение.
Иные доводы приведенные в апелляционной жалобе основаны на неверном толковании закона, повторяют позицию административных истцов в суде инстанции, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 КАС РФ в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев, через суд, принявший решение.
Председательствующий судья О.П. Чегодаева
Судьи Н.Н. Сентякова
О.В. Захарчук