ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3664/18 от 25.06.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Смирнов А.Г. дело № 33а-3664/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Соболева В.М.

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 25 июня 2018 года административное дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2018 года, которым признан незаконным отказ администрации МОГО "Сыктывкар" от 21 февраля 2018 года № 76/124162 в присвоении адреса объекту адресации - незавершенному строительством индивидуальному жилому дому, расположенному в границах принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>

Возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность присвоить адрес объекту адресации - незавершенному строительством индивидуальному жилому дому, расположенному в границах принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Заслушав доклад материалов дела судьи Машкиной И.М., судебная коллегия

установила:

ФИО2, действующая на основании доверенности в интересах ФИО1, обратилась в суд с административным иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в присвоении адреса объекту адресации - индивидуальный жилой дом, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, обязании подготовить и выдать решение о присвоении объекту адресации адреса.

В судебном заседании ФИО1, извещенный надлежащим образом, участия не принимал. Представитель административного истца заявленные требования поддержала.

Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании с административным иском не согласился.

Судом вынесено вышеизложенное решение при имеющейся явке лиц.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

По делу установлено, что в собственности ФИО1 находится земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью ... кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство.

26.01.2018 ФИО1 выдано разрешение на строительство на указанном земельном участке индивидуального жилого дома.

ФИО1 обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о присвоении адреса объекту адресации - индивидуальный жилой дом, строительство которого производится на земельном участке, находящемся в собственности, в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Присвоение, изменение и аннулирование адреса объекту адресации на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденном Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 04.09.2015 N 9/2905.

21.02.2018 администрацией МО ГО "Сыктывкар" в адрес ФИО1 направлено решение № 76/124162 о том, что на основании пункта 3.34 Положения об адресном реестре города Сыктывкара и о порядке присвоения, изменения и аннулирования адресов", утвержденного постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар от 27.08.2015 года № 8/2831, ему отказано в присвоении адреса объекту адресации (индивидуальный жилой дом), расположенному по адресу г.Сыктывкар, в связи с отсутствием случая для присвоения объекту адресации адреса, указанного в пункте 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2017 года № 1221, устанавливающий, что объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества. По результатам осмотра местонахождения объекта адресации выявлено отсутствие объекта адресации, указанного в заявлении о присвоении адреса объекту адресации (завершенный строительством индивидуальный жилой дом этажностью в 2 этажа, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ...).

Заявитель, полагая отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" не законным, обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для присвоения спорному объекту адресации адреса на основании имеющегося у административного истца выданного разрешения на строительство индивидуального дома, и того, что отсутствие завершенного строительством индивидуального жилого дома на земельном участке не является основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее Правила).

В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Присвоение объектам адресации адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (пункт 7 Правил).

В силу абзацем 1 подпунктом "б" пункта 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдача (получения) разрешения на строительство здания или сооружения.

В пункте 40 Правил предусмотрены случаи отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, если, в том числе: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Аналогичные основания для присвоения либо отказа в присвоении адреса объекту адресации указаны в пункте 3.34 Положения об адресном реестре г. Сыктывкара и о порядке присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" № 8/2831 от 27.08.2015 и пункте 2.10.2 Административного регламента "Предоставление муниципальной услуги "Присвоение, изменение и аннулирование адреса объекту адресации на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" № 9/2905 от 04.09.2015.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Правил, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из разъяснений, данных в абзаце 5 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).

Согласно подпункту 5 пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 30 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.

Как следует из материалов дела, в отношении объекта адресации (индивидуальный жилой дом), в отношении которого административный истец обратился с заявлением о присвоении адреса, последнему выдано разрешение на строительство.

В настоящее время, указанный объект находится в стадии строительства, в виде заложенного фундамента на земельном участке, который в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" имеет кадастровый номер, сведения о котором внесены в единый государственный реестр недвижимости, в том числе с указанием сведений о том, что правообладателем земельного участка как собственник на основании договора купли-продажи от 18.08.2017 является ФИО1

Применительно к требованиям части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, а также с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции правильно указал на то, что спорный объект адресации является объектом незавершенного строительства.

Кроме того, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.04.2018, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18.06.2018, решение администрации МО ГО "Сыктывкар" об отказе в присвоении объекту адресации адреса от 21.02.2018, признано незаконным и отменено. На администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность присвоить адрес объекту адресации - земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, относящемуся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в г. Сыктывкаре Республики Коми, принадлежащего ФИО1 на праве собственности.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в данной ситуации основания для присвоения адреса объекту адресации в соответствии с абзацем 1 подпункта "б" пункта 8 Правил. Заявление о присвоении объекту адресации адрес подано надлежащим лицом, что соответствует требованиям пункта 27 Правил, в уполномоченный орган.

С учетом требований части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которой в случае признания решения незаконным орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, суд правомерно возложил на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность присвоить спорному объекту незавершенного строительства адрес.

Доводы апелляционной жалобы в обоснование несогласия с выводами суда о том, что основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации не имеется в силу пункта 5 Правил, так как заявленный объект - нежилой дом отсутствуют, судебной коллегией отклоняются по вышеизложенным мотивам.

Признаются ошибочными и доводы апелляционной жалобы о том, что присвоить адрес индивидуальному жилому дому не представляется возможным, так как на данной местности не существует какого-либо элемента улично-дорожной сети, а также не разработана планировка территории, на которой расположен индивидуальный жилой дом, поскольку как указывалось выше случаи отказа в присвоении объекту адресации адреса предусмотрены пунктом 40 Правил и данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. При этом, как усматривается из пунктов 5, 8 - 11, 14 - 18 Правил, ни отсутствие элементов улично-дорожной сети, ни отсутствие разработанного плана территории не являются основаниями для отказа в присвоении адреса объекту адресации.

Кроме того, следует отметить, что в силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги, в свою очередь орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель. При этом положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.

Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29.10.2002 № 150, в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 предусмотрено, что проект планировки это градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки, по заказу застройщиков или органов местного самоуправления.

Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе данного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что при рассмотрении заявления ФИО3 о присвоении адреса объекту незавершенного строительства (индивидуальному жилому дому), в целях обеспечения надлежащего предоставления заявителю услуги административный ответчик вправе организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с представлением ее на утверждение, поскольку отсутствие таковой не является основанием для отказа в предоставлении услуги.

Судебная коллегия признает, что состоявшееся решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает

Руководствуясь статьёй 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: