В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а- 3668
строка № 3.198
28.07.2020 года г.Воронеж
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Меремьянина Р.В.,
судей Калугиной С.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Жуковской И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Калугиной С.В.
дело по административному исковому ФИО1 к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче справки о сдаче квартиры, с возложением обязанности выдать справку о сдаче служебной трехкомнатной квартиры № 63 в доме № 4а по проспекту 50-летия Победы в г. Богучаре Воронежской области,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 25 февраля 2020 года,
(судья районного суда Яковлев А.С.),
УСТАНОВИЛА:
решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 25 февраля 2020 отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче справки о сдаче квартиры, с возложением обязанности выдать справку о сдаче служебной трехкомнатной квартиры <адрес>.
Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Административный истец ФИО1 надлежащим образом извещен о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал, что административному истцу должны быть выдана справка о сдаче жилого помещения, поскольку от наличия такой справки зависит обеспечение его жилым помещением, как военнослужащего, уволенного в запас. Административный ответчик обязан был предоставить справку о сдаче жилого помещения, для того, чтобы быть обеспеченным жилым помещением по последнему месту службы. Отсутствие такой справки нарушает его право на обеспечение жилым помещением. Административный истец ФИО1 предпринимал меры к освобождению жилого помещения, в настоящее время в нем проживают бывшие члены его семьи, повлиять на которых с целью освобождения жилого помещения он не имеет возможности. Должностное лицо Министерства обороны обязано было выдать справку о сдаче жилого помещения, поскольку ФИО1 его освободил. Полагает, что приказ Министерства обороны Российской Федерации от 12.07.2011 № 1133 не может применяться, поскольку он не зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации.
Административный ответчик – начальник 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4 надлежащим образом извещен о дне рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В представленных письменных возражениях полагал решение суда законным и обоснованным, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель административного ответчика начальника 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО5, - ФИО6 в судебном заседании полагал решение суда законным и обоснованным. Справка о сдаче жилого помещения не могла быть выдана административному истцу ФИО1, поскольку им не были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации № 1133 от 12.07.2011 года.
Иные лица надлежащим образом извещены о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, руководствуясь ст.150, ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствии.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Форма и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 1133 утверждена Инструкция об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы (далее - Инструкция № 1133).
В соответствии с пунктом 1 Инструкции № 1133 справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими. Образец справки определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (пункт 2).
Согласно пункту 3 Инструкции № 1133 оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 данного акта.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. В силу пункта 17 названной Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к данной инструкции.
Пунктом 18 той же Инструкции предусмотрено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 указанной Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Также приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, согласно пункту 2 которой для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) с приложением, в том числе, справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 (далее - приказ № 1455) Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (пункт 1). Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2).
Как следует из материалов дела и подтверждено выпиской из приказа командира войсковой части 46451 от 15 октября 2019 № 193, старший прапорщик ФИО1, старший техник группы обслуживания инженерно-авиационной службы (эскадрильи) авиационной эскадрильи (на Су-24М) войсковой части 46451 Южного военного округа, уволенный приказом командира 27 смешанной авиационной дивизии (по личному составу) от 07 октября 2019 года № 43 с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, 15 октября 2019 исключен из списков личного состава войсковой части 46451 Южного военного округа и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат города Евпатория, Саки и Сакского района Республики Крым.
ФИО1 обратился к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 с заявлением о выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения по адресу: Воронежская область, <адрес> мотивировав свою просьбу тем, что решением суда он и его дочь ФИО14 признаны утратившими право пользования данным жилым помещением. Данное решение было исполнено, с регистрационного учета по данному адресу места жительства они были сняты.
Письмом начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 от 19.11.2019 № 01-11/4101/19 в выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения было отказано со ссылкой на положения Инструкции «Об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы», утвержденной приказом МО РФ от 12.07.2011 № 1133, согласно которой справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими. Кроме того, заявителем, в нарушение п. 5 Инструкции, не представлены: акт приема передачи и акт технического состояния служебного жилого помещения, выписка из домовой книги и финансово-лицевого счета, сведения о снятии с регистрационного учета. Как указано в оспариваемом ответе, отсутствие указанных документов свидетельствует об отсутствии правовых оснований для оформления справки о сдаче служебного жилого помещения.
Также из материалов дела следует, что 01 октября 2004 решением жилищной комиссии войсковой части 35509 на время прохождения службы в Богучарском гарнизоне старшему сержанту ФИО1 на состав семьи четыре человека: ФИО1, ФИО15. – жена, ФИО16. – сын жены, ФИО17 года рождения – сын жены, была распределена жилая площадь в виде отдельной служебной трехкомнатной квартиры по адресу: Воронежская область, <адрес>. Указанное жилое помещение находилось в оперативном управлении Богучарской КЭЧ МВО.
02 ноября 2007 брак между ФИО1 и ФИО18. был расторгнут.
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 09 февраля 2011 отказано в удовлетворении исковых требований ФГКЭУ «Богучарской КЭЧ района» Минобороны России к ФИО15., ФИО16., ФИО21 о признании утратившими права пользования служебными жилым помещением квартирой <адрес> Воронежской области, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
05 ноября 2009 ФИО1 заключил брак с ФИО22. Согласно решения Богучарского районного суда Воронежской области от 11.10.2010 ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана членом семьи ФИО1
В вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы: ФИО1, ФИО15, ФИО16, ФИО17
Согласно выписке из протокола № 28 заседания жилищной комиссии в/ч 21108 от 21.10.2010 – ФИО1 включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья.
10 сентября 2018 Богучарским районным судом Воронежской области рассмотрены исковые требования ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ к ФИО1, ФИО15, ФИО17 и ФИО23 о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении.
Определением суда от 10.09.2018 г. производство по гражданскому делу в части требований к ФИО15., ФИО17 прекращено, в связи с имеющимся вступившим в законную силу решением Богучарского районного суда от 09.02.2011.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в настоящее время ФИО1 военнослужащим Богучарского гарнизона не является. Согласно адресным справкам, ФИО1, ФИО15., ФИО17. и ФИО23 зарегистрированы по адресу: Воронежская область, <адрес>.
Судом установлено, что ФИО1 утратил право пользования служебным жилым помещением, в связи с чем, оно подлежит сдаче в установленном законом порядке, что последним исполнено не было.
Решением суда от 10 сентября 2018 ФИО1, ФИО23 признаны утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: Воронежская область, г. <адрес>, с их выселением. Как видно из представленной в дело копии паспорта, решение суда истцом было исполнено только 17.10.2019.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требованиях, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорное служебное помещение до настоящего времени не освобождено всеми проживающими в нем лицами, в связи с чем, оснований для выдачи справки об освобождении жилого помещения не усмотрел.
Поскольку факт освобождения и сдачи жилого помещения как военнослужащим, так и бывшими членами его семьи, не нашел своего подтверждения, в нарушение положений приказа Министерства обороны РФ от 12.07.2011 № 1133, ФИО1 наряду с соответствующим заявлением не были представлены предусмотренные данной утвержденной Инструкцией документы, административным истцом не соблюден порядок обращения в части документального подтверждения и исполнения возложенных на него обязанностей по сдаче жилья, у административного ответчика отсутствовали основания для принятия иного решения, чем отказа в выдаче такой справки.
Начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ действовал в рамках предоставленных ему полномочий в строгом соответствии с Инструкцией «Об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы», оценивая на момент принятия решения полноту необходимых документов.
При этом указанная Инструкция действует в отношении всех без исключения военнослужащих и лиц, ранее проходивших военную службу, и не содержит в себе каких-либо положений, исключающих для заявителя необходимость предоставления тех или иных документов, либо освобождающих их от исполнения такой обязанности.
Проанализировав представленные доказательства и требования законодательства суд пришел к выводу, что отсутствие справки о сдаче жилого помещения не предусмотрено в качестве основания для отказа в признании нуждающимся в получении жилых помещений, а право истца состоять на учете реализовано.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. В силу пункта 17 названной Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к данной инструкции.
Согласно п. п. 1, 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 1133 "Об утверждении Инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы" справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими. Оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции.
Таким образом, документы о сдаче жилых помещений представляются военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей при наличии у них в пользовании каких-либо жилых помещений и при поступлении документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения.
Поскольку факт освобождения и сдачи жилого помещения не нашел своего подтверждения, то отказом в выдаче требуемой административным истцом справки о сдаче жилого помещения права административного истца нарушены не были.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 12.07.2011 № 1133 является недействующим, так как он не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации является несостоятельным, поскольку приказом утверждена Инструкция об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, то есть, утвержден нормативный акт, направленный на реализацию исполнения принятых ранее решений и не содержащий новых правовых норм. (п.15 Разъяснения о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 №88 – редакция, действующая на момент издания приказа Министерства обороны).
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 25 февраля 2020 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: