ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3683/18 от 09.10.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Куделина И.А. Дело 33а-3683/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 октября 2018 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда

в составе:

председательствующего: Штейнле А.Л.,

судей: Волынчук Н.В., Туникене М.В.,

при секретаре: Прозоровой Я.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании требования налогового органа об уплате земельного налога, возврате суммы излишне уплаченного налога с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 26 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Инспекции ФНС РФ по г.Смоленску ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с административным иском к Инспекции ФНС РФ по г.Смоленску об оспаривании требования №50527 по состоянию на 15.12.2017г. в части уплаты земельного налога за пользование земельным участком с кадастровым номером 494, возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 14400 руб. и пени-749,25 руб.

В обоснование требований указал, что земельный налог в размере 14400 руб. за период 2014-2016г.г. за долю в праве на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020802:494, находившемся у него в пользовании, начислен необоснованно, поскольку в 2007г. право бессрочного пользования земельным участком было прекращено в связи с передачей его в собственность истцу. С указанного времени он оплачивает земельный налог за данный земельный участок, которому присвоен кадастровый номер 116. Просит признать незаконным требование налогового органа №50527 по состоянию на 15.12.2017г. по оплате земельного налога за пользование земельным участком с кадастровым номером :494 в размере 14973,79 руб., взыскать с ИФНС РФ по г.Смоленску ошибочно оплаченные денежные средства в размере 14400 руб. и 749,25 руб.

В суде административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика ФИО3 иск не признала, указала, что земельный налог был доначислен после получения информации о зарегистрированных правах налогоплательщика. Налоговый орган не обладает правомочиями по проверке данной информации. В требование №50527 включена недоимка по налоговому уведомлению от 02.07.2017г. на общую сумму 11574 руб.-налог; 41,38 руб.-пени.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 26.07.2018 г. в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано, в том числе и по основанию пропуска срока обращения в суд.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Приводит доводы о том, что земельный участок под его гаражом, приобретенным в 1999г., находившийся ранее в бессрочном пользовании с 26.04.2000г., является частью земельного участка приобретенного в собственность по договору от 20.07.2007г. под этим же гаражом, в связи с чем начисление налогов на данный земельный участок является двойным налогообложением.

Также указывает, что 3-месячный срок обжалования решения налогового органа в суд должен исчисляться с даты получения решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика, поданной в порядке подчиненности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные законом для отмены судебного решения и принятия нового решения об удовлетворения требований ФИО1 в части.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В силу ч.2 ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки:

с кадастровым номером :116, общей площадью 56 кв.м, по адресу: ... право собственности зарегистрировано с 26.09.2007г.;

с кадастровым номером 162, общей площадью 52 кв.м по адресу: ... с 09.12.2013г.;

с кадастровым номером :161, общей площадью 43 кв.м, по адресу: ... с 09.12.2013г.;

107/3606 долей в праве на земельный участок с кадастровым номером :494, общей площадью 3606 кв.м, по адресу: г... принадлежали административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования с 26.04.2000г., право постоянного (бессрочного) пользования прекращено 20.11.2017г.

05.05.2016г. в адрес налогового органа поступили сведения об объекте налогообложения-земельном участке с кадастровым номером :494, правообладатель ФИО1, доля в праве 107/3606.

Налоговым органом сформировано налоговое уведомление для ФИО1 №157402198 от 03.04.2017г., в которое включен земельный налог, начисленный за 2014-2015г.г. за земельный участок, с кадастровым номером :494 (доля в праве 107/3606) в размере 9600 руб.

Налоговое уведомление направлено в адрес ФИО1 заказным письмом 15.04.2017г.

В связи с неисполнением данного налогового уведомления в адрес ответчика 07.06.2017г. направлено требование N 29727 об уплате налога по состоянию на 01.06.2017 в размере 9600 руб. со сроком уплаты до 26.05.2017г., а также пеня в размере 14,80 руб.

Налоговым органом сформировано налоговое уведомление для ФИО1 №1317613 от 02.07.2017г., в которое включен земельный налог, начисленный за 2016г.г. за четыре земельных участка, в том числе с кадастровым номером 494 (доля в праве 107/3606) в размере 4800 руб., общая сумма налога к уплате-11547 руб.

Налоговое уведомление направлено в адрес ФИО1 заказным письмом 15.07.2017г.

В связи с неисполнением данного налогового уведомления в адрес ответчиканаправлено требование N 50527 об уплате налога по состоянию на 15.12.2017 в размере 11 547 руб. со сроком уплаты до 01.12.2017г., а также пеня в размере 41,38 руб. В требовании также указано на наличие общей задолженности в размере 14973,76 руб.

Сумма задолженности в размере 14400 руб., 749,25 руб. оплачены административным истцом 13.02.2018г., задолженность в размере 6774 руб. оплачена истцом 27.11.2017г.

Решением заместителя руководителя УФНС России по Смоленской области от 18.04.2018г. жалоба ФИО1 на требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №50527 оставлена без удовлетворения.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд исходил из правомерности доначисления ФИО1 земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 494 за 2014-2016г.г. и соответствии требования №50527 об уплате налога по состоянию на 15.12.2017г. налоговому законодательству.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в данной части по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Состав этих элементов и условия установления налога уточнены в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно положениям статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Исходя из аналогичных положений части 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Обязательная государственная регистрация прав на недвижимое имущество предусмотрена положениями части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также положениями статьи 4 ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно положениям п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Учитывая это, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации на праве постоянного (бессрочного) пользования после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", возникает и прекращается с даты государственной регистрации соответственно возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Судом установлено, что по договору купли-продажи от 15.07.1999г. ФИО1 у ООО <данные изъяты> был приобретен кирпичный гараж, общей площадью 40,2 кв.м по адресу: ..., расположенный на земельном участке, общей площадью 3606 кв.м.

Постановлением Главы Администрации г.Смоленска от 21.02.2000г. №368 изъята часть земельного участка, площадью 107 кв.м, предоставленного в бессрочное пользование ТОО «<данные изъяты> ФИО1 в бессрочное пользование под приобретенный им в 1999г. гараж предоставлено 107/3606 долей земельного участка, площадью 3606 кв.м, расположенного по адресу: ..., без выдела в натуре.

Земельный участок с кадастровым номером :494 (ранее :0035), площадью 3606 кв.м, поставлен на кадастровый учет 21.02.2000г., 26.04.2000г. произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Попова на указанный земельный участок.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 16.03.2007г. №751-адм прекращено право бессрочного (постоянного) пользования ФИО1 на указанный земельный участок, утвержден проект границ земельного участка, площадью 56 кв.м, по адресу: ..., под кирпичным гаражом.

Регистрация прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФИО1 на 107/3606 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером :494 произведена 20.11.2017г.

Земельный участок, площадью 56 кв.м с кадастровым номером 116 поставлен на кадастровый учет 16.03.2007г.; право собственности за ФИО1 зарегистрировано 26.09.2007г. на основании договора купли-продажи от 20.07.2007г.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что указанный земельный участок предоставлялся ФИО1 в 2000 и в 2007г.г. под один объект недвижимости (кирпичный гараж, общей площадью 40,2 кв.м по адресу: ...).

Земельный участок с кадастровым номером :116, приобретенный административным истцом по договору купли-продажи от 20.07.2007г., по своему размеру включил в себя объект налогообложения- 107/3606 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером 494, в связи с чем в данной ситуации, независимо от того, что только 20.11.2017г. было зарегистрировано прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ФИО1 на 107/3606 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером :494, данный объект налогообложения прекратил свое действие с 20.07.2007г., т.к. полностью вошел в земельный участок, с кадастровым номером 116 и фактически является одним и тем же объектом.

Указанное обстоятельство подтверждается также выпиской из Единого государственного реестре недвижимости об объекте недвижимости от 21.06.2018г. (л.д.115-116), согласно которой земельный участок с кадастровым номером :116 имеет статус «актуальный, ранее учтенный».

Поскольку установлено, что фактически земельный участок с кадастровым номером 494 и земельный участок с кадастровым номером 116 являются одним и тем же объектом налогообложения, с учетом того, что право бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером :494 прекращено, то начисление административным ответчиком земельного налога после 2007г. за земельный участок с кадастровым номером :494 незаконно.

Судом первой инстанции данные обстоятельства не учтены.

Кроме того, выводы суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с заявлением также нельзя признать обоснованными.

Статьей 138 НК РФ (в ред. ФЗ от 02.07.2013 г. N 153-ФЗ) предусмотрен порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц.

С 01.01.2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, за исключением ненормативных актов, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, которые могут быть обжалованы, как в вышестоящем органе, так и в суде, а также ненормативных актов Федеральной налоговой службы России, которые могут быть обжалованы только в суде. (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговом органом решении по соответствующей жалобе.

Как видно из материалов дела, ФИО1 обжаловал требование ИФНС России по г.Смоленску №50527 в Управление ФНС по Смоленской области, решением которого от 18.04.2018г. жалоба оставлена без удовлетворения.

Следовательно, трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ, должен исчисляться с 18.04.2018г. Административный иск был предъявлен ФИО1 28.04.2018г., то есть в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском процессуального срока на обращение в суд.

На основании п.п.3,4 ч.2 ст.310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а административный иск ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.

Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое требование ИФНС России по г.Смоленску №50527 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15.12.2017г. содержит информацию по задолженности по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером :494 в сумме 4800 руб. и пени в сумме 41,38 руб. за 2016 г.

Задолженность по земельному налогу за данный земельный участок за период 2014-2015г.г. в сумме 9600 руб. была указана в требовании №29727, которое истцом в обязательном досудебном порядке для данной категории дел в УФНС России по Смоленской области не обжаловано, в связи с чем, в пользу административного истца подлежит возврату на основании п. п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, п. п. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ только произведенная им оплата за земельный участок с кадастровым номером 494 в размере 4800 руб. за 2016г. и пени в сумме 41,38 руб. В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 26 июля 2018 г. - отменить.

Принять по делу новое решение, которым требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействительным требование ИФНС России по г.Смоленску №50527 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15.12.2017г. в части начисления ФИО1 задолженности по земельному налогу за период 2016г.г. за земельный участок с кадастровым номером :494 в размере 4800 руб. и пени 41,38 руб.

Обязать ИФНС России по г.Смоленску произвести возврат ФИО1 сумму излишне уплаченного налога в размере 4800 (четыре тысячи восемьсот) руб., и пени в размере 41 (сорок один) руб. 38 коп.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 26 июля 2018 г. оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: