ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3684 от 04.09.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а- 3684 судья Комарова Е.С. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2019 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Воробьевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сиротиной Е.С.,

административное дело по апелляционному представлению прокурора Пролетарского района г. Твери на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Администрации города Твери удовлетворить.

Признать представление прокурора Пролетарского района города Твери от 26 февраля 2019 г. № 12.1б-2019 об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным».

Судебная коллегия

установила:

Администрация города Твери обратилась в суд с административным иском о признании незаконным представления прокурора Пролетарского района города Твери от 26 февраля 2019 г. № 12.1б-2019 об устранении нарушений жилищного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что представление прокурора внесено ненадлежащим образом, поскольку в представлении не указано, какие необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. Администрацию города Твери возглавляет Глава города Твери, а не Глава администрации города Твери. Администрация города Твери не осуществляет расчет и начисление платы за наем для граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях по договорам социального найма. Законом Тверской области должен быть установлен порядок признания граждан малоимущими вне зависимости от дальнейшей реализации малоимущими гражданами права на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и/или освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Постановлением администрации Тверской области от 21 февраля 2006 года № 19-па утверждена форма заявления граждан о признании малоимущими (приложение 1), согласно которой документы представляются с целью признания гражданина и членов семьи малоимущим(и) в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) администрацией направлены предложения о внесении в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» соответствующих изменений. Постоянным комитетом по вопросам развития городской инфраструктуры Тверской городской Думы 26 марта 2019 года принято решение о внесении органами местного самоуправления города Твери в качестве законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области проекта по изменению Закона в порядке статьи 100 Устава Тверской области.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом».

В судебном заседании представитель административного истца Цымбал М.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что администрация не может исполнить представление, поскольку не производит начисления и не выставляет платежные документы. Представление является неисполнимым, конкретные требования не изложены. При этом в городе Твери нет такой категории малоимущих, в Тверской области не имеется законодательной базы для принятия соответствующего порядка освобождения от платы за наем.

В судебном заседании прокурор Степенкова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого представления прокурора.

Представитель заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом» (МКУ «УМЖФ») Зятькова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что МКУ «УМЖФ» осуществляет функции наймодателя жилых помещений в муниципальном жилищном фонде г. Твери на основании Постановления Главы Администрации г. Твери от 16 декабря 2010 года № 2726, осуществляет свою деятельное в соответствии с Уставом, согласно которому видами деятельности учреждения являются выполнение функций наймодателя в муниципальном жилищном фонде города Твери в соответствии с требованиями действующего законодательства; осуществление контроля за использованием и сохранность муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; учет, начисление и контроль за полным своевременным поступлением платы за наем муниципальных жилых помещений в доход бюджета города Твери. В целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), необходимо внесение в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» соответствующих изменений.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурором Пролетарского района г. Твери ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, приводятся доводы о том, что согласно Уставу города Твери в компетенцию администрации города Твери в области жилищной политики входит решение вопросов о найме жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе и об освобождении от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, проживающими в муниципальных жилых помещениях. Одним из видов деятельности МКУ «УМЖФ», созданного администрацией города Твери в целях управления муниципальным жилым фондом, является учет, начисление и обеспечение полного поступления платы за пользование жилыми помещениями и её взысканием в доход бюджета города Твери. Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Во избежание вмешательства в административно-хозяйственную деятельность администрации города в представлении прокурора не указаны конкретные способы его исполнения.

От администрации города Твери и Муниципального казенного учреждения города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом» на апелляционное представление прокурора поступили возражения.

Прокурор Лебедев К.А. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционного представления.

Представитель административного истца Цымбал М.А. возражала против удовлетворения апелляционного представления, ссылаясь на законность судебного акта.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит изложенные в представлении прокурора доводы обоснованными, а принятое по делу судебное постановление подлежащими отмене.

С приведенными в оспариваемом постановлении суда первой инстанции суждениями согласиться не представляется возможным, поскольку судебная коллегия находит их постановленными с нарушением норм материального права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение прокурора, внесённое им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, подлежит оспариванию в порядке, определённом главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на основании поручения прокуратуры Тверской области от 7 февраля 2019 года № 7-294-2011/11791 прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка доводов обращения П. Н.А., поступившего на личном приеме в приемной Президента Российской Федерации в Тверской области.

Согласно ответу начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 22 февраля 2019 года № 28/721-й в целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими и занимающих муниципальные жилые помещения по договорам социального найма, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), необходимо внесение изменений в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда».

26 февраля 2019 года по результатам проведенной проверки прокурором Пролетарского района города Твери в адрес Главы администрации города Твери Огонькова А.В. внесено представление №12.16-2019 о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Представлением установлено, что 9 сентября 2015 года между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» и П. Н.А. заключен договор найма комнат , <адрес>. П. Н.А. и члены ее семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Пролетарского района города Твери с 21 июня 2001 года. Приказом администрации Пролетарского района города Твери от 22 июля 2016 года № 142-р семья П. Н.А. признана малоимущей. В нарушение части 9 статьи 156, части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» П. Н.А. не освобождена от внесения платы за пользование жилым помещением как признанная в установленном порядке малоимущей. Неисполнение администрацией города Твери обязанности по освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, повлекло нарушение прав социально незащищенных граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях.

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не доказано, что освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, проживающих в муниципальных жилых помещениях, является обязанностью Администрации города Твери.

Суд первой инстанции ссылается на то, что ни в оспариваемом представлении, ни в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не указана конкретная норма действующего законодательства, закрепляющая обязанность Администрации города Твери по освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, проживающих в муниципальных жилых помещениях.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность административного ответчика по освобождению от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания незаконным оспариваемого решения прокурора.

В силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П, применимыми не только к некоммерческим организациям, возложение Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры публичных функций, которые связаны с осуществлением от имени Российской Федерации - независимо от иных государственных органов - надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми поименованными в данном Федеральном законе субъектами права, обусловлено, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, целями обеспечения верховенства закона, единства правового пространства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации; при этом на органы прокуратуры распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а реализация прокурором его полномочий не должна приводить к подмене функций других органов публичной власти (постановления от 18 февраля 2000 года № 3-П и от 11 апреля 2000 года № 6-П, Определение от 24 февраля 2005 года № 84-О).

По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).

Несмотря на то, что суды не уполномочены проверять целесообразность решений органов прокуратуры, которые действуют в рамках предоставленных им законом дискреционных полномочий, необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов при осуществлении прокурорского надзора как сферы властной деятельности государства предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе мероприятий прокурорского надзора, о проведении прокурорских проверок, представлении документов и материалов и т.д.

В силу статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что принятие прокурором мер реагирования является его правомочием и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, которое основано на изучении доводов жалобы заявителя и материалах проверки.

Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Частью 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (пункт 1 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). От внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, признанные в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма (часть 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.

Статьями 12-14 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно пунктам 3, 3.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В силу пунктов 2, 2.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Законом Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 2 принят Устав города Твери.

В соответствии со статьей 38 Устава города Твери Глава города Твери является выборным высшим должностным лицом города Твери, возглавляет администрацию города Твери и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 41 Устава города Твери администрация города Твери осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери; устанавливает размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

В силу статьи 57 Устава города Твери Тверская городская Дума определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в том числе в соответствии с действующим законодательством устанавливает порядок приватизации муниципального имущества, утверждает методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом, устанавливает порядок передачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, устанавливает порядок предоставления льгот по платежам в бюджет города Твери за пользование муниципальным имуществом.

Постановлением Администрации города Твери от 16 декабря 2010 года № 2726 функциями наймодателя жилых помещений в муниципальном жилищном фонде города Твери наделено Муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом», которое, в том числе, осуществляет учет, начисление и обеспечение полного и своевременного поступления платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда города Твери (платы за наем) в доход бюджета города Твери и ее взыскание в установленном законом порядке в доход бюджета города Твери. Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Администрацией города Твери, в соответствии с определенными Уставом города полномочиями приняты Постановление от 23 января 2019 года № 38 «Об утверждении положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на территории города Твери» и Постановление от 23 января 2019 года № 43 «Об установлении базового размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на территории города Твери».

Руководствуясь пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», судебная коллегия приходит к выводу о том, что освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, должно производиться в силу прямого указания закона - части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.

Представление прокурора является определённым, содержит конкретные сведения о допущенном нарушении прав малоимущих граждан. Представление не содержит неясности, не позволяющие определить пределы, в которых его следует исполнить. Внесение такого представления не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.

При этом, судебная коллегия исходит из того, что исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, и для его исполнения устанавливается определённый срок, за невыполнение которого предусмотрена административная ответственность.

Внесенное прокурором представление реально исполнимо, содержит законные требования, конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Оснований для признания оспариваемого решения незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, не имеется.

На основании изложенного, учитывая, что судебной коллегией не установлены основания для удовлетворения заявленных административных исковых требованиям, решение суда первой инстанции законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене.

Принимая во внимание, что имеющие значение обстоятельства административного дела районным судом установлены, сбор дополнительных доказательств не требуется, но допущены ошибки в применении норм материального права, судебная коллегия, исходя из отсутствия предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного искового заявления администрации города Твери о признании незаконным представления прокурора Пролетарского района г. Твери от 26 февраля 2019 года № 12.16-2019, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пролетарского районного суда г. Твери от 29 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований администрации города Твери о признании незаконным представления прокурора Пролетарского района г. Твери от 26 февраля 2019 года № 12.16-2019 отказать.

Председательствующий

Судьи