ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3690/2022 от 29.11.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Картавых М.Н.

Дело №33а-3690/2022

9а-1660/2022

10RS0011-01-2022-015606-74

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2022 г.

г. Петрозаводск

Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия Коваленко В.В., рассмотрев частную жалобу представителя административного истца - (...) на определение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.11.2022 о возвращении административного искового заявления Никифорова О.П., действующего в интересах Никифорова Д.П., к Призывной комиссии по мобилизации Петрозаводского городского округа, Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения о призыве на военную службу по частичной мобилизации,

УСТАНОВИЛ:

Никифоров О.П., действуя в интересах Никифорова Д.П., обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском к Призывной комиссии по мобилизации Петрозаводского городского округа, Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения о призыве Никифорова Д.П. на военную службу по частичной мобилизации.

Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.11.2022 указанное административное исковое заявление возвращено Никифорову О.П. по мотиву неподсудности заявленных административным истцом требований Петрозаводскому городскому суду Республики Карелия, поскольку Никифоров Д.П. проходит мобилизационную (военную) подготовку в войсковой части в г.(...)(...) и имеет статус военнослужащего, рассмотрение дела подсудно Петрозаводскому гарнизонному военному суду.

В частной жалобе представитель административного истца просит отменить определение судьи от 01.11.2022 и разрешить дело по существу, поскольку считает его незаконным и необоснованным. Указывает на то, что на момент возникновения спорных правоотношений (принятия решения о мобилизации) Никифоров Д.П. не имел статуса военнослужащего (бывшего военнослужащего), в связи с чем, по мнению заявителя, дело подсудно Петрозаводскому городскому суду Республики Карелия.

С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов частной жалобы частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания в порядке ст. 315 КАС РФ.

Изучив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (подпункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).

Согласно части 5 статьи 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Как следует из материалов дела, 31.10.2022 в адрес Петрозаводского городского суда Республики Карелия поступило административное исковое заявление представителя административного истца – адвоката (...). к Призывной комиссии по мобилизации Петрозаводского городского округа, Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения от 27.09.2022 о призыве Никифорова Д.П. на военную службу по частичной мобилизации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации осуществляется в Вооруженные Силы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51.2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

Исходя из положения статей 52 и 57 Федерального закона № 53-ФЗ лицам, пребывающим в запасе, присваиваются воинские звания.

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 31-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 31-ФЗ под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона № 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 31-ФЗ призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Из пункта 1 ст. 21 Федерального закона № 31-ФЗ следует, что при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов.

Согласно пункту 10 статьи 38 Федерального закона № 53-ФЗ началом военной службы считается: для граждан, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, - дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.

При этом контракт вступает в силу со дня его подписания уполномоченным должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ (пункт 8 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237).

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать граждане, пребывающие в запасе, в том числе лица, пребывающие в мобилизационном людском резерве (пункт 1 статьи 34, пункт 2 статьи 51.2 Федерального закона № 53-ФЗ).

Для лиц, пребывающих в мобилизационном людском резерве, а также граждан, подлежащих призыву по мобилизации, которым выдано мобилизационное предписание до объявления мобилизации, обязанных в силу мобилизационного предписания явиться в воинскую часть в срок, указанный в таком предписании, днем начала военной службы является день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части (статья 3, подпункт 2 пункта 1 статьи 10, Закона о мобилизации, статья 3, пункт 2 статьи 54, пункт 1 статьи 57.7 Федерального закона № 53-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Так, правовое значение при определении подсудности административного дела по требованиям административного истца имеет дата начала военной службы, которая определяется либо датой издания приказа военного комиссариата о направлении к месту прохождения военной службы, либо день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, либо день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части.

Таким образом, лица, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащего с даты начала военной службы.

Из административного иска следует, что Никифоров Д.П. с 29.09.2022 проходит мобилизационную (военную) подготовку в войсковой части в г.(...).

Возвращая административное исковое заявление административному истцу, судья указал на то, что заявленные административным истцом требования неподсудны Петрозаводскому городскому суду Республики Карелия, поскольку Никифоров Д.П. на момент обращения с иском в суд имеет статус военнослужащего в связи с тем, что проходит мобилизационную (военную) подготовку в войсковой части.

Таким образом, оспариваемое определение является законным и обоснованным, оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации право административного истца на судебную защиту обжалуемым определением нарушено не было, реализация такого права должна осуществляться в установленном процессуальном порядке, возможность обращения в Петрозаводский гарнизонный военный суд Республики Карелия с административным иском разъяснена.

Доводы частной жалобы о возможности подачи административного искового заявления в Петрозаводский городской суд Республики Карелия основаны на неверном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что доводы частной жалобы не опровергают содержащиеся в определении выводы, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, не допущено, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены определения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 315-316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.11.2022 оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Судья В.В. Коваленко