ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3693/2022 от 26.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №33а-3693/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Павловского Е.Г., Агина В.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Савочкиной С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковалёва В.Л., Ковалёвой Р.В. в своих интересах и в интересах малолетнего ФИО20, Трофимовой (Антошкиной) В.Е. к Администрации Советского района Республики Крым, комиссии Администрации Советского района Республики Крым по подтверждению нуждаемости и признанию граждан участниками мероприятий по обеспечению жилыми помещениями, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Администрации Советского района Республики Крым Музафарова С.С. на решение Советского районного суда Республики Крым от 19 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения административного истца Ковалёвой Р.В., представителя административного истца Туляновой Т.Р., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просят: признать решение комиссии Администрации Советского района Республики Крым по подтверждению нуждаемости и признанию граждан участниками мероприятий по обеспечению помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополю» (далее - Указ № 116) от 22 декабря 2020 года об отказе в признании Ковалёва В.Л. и членов его семьи: Ковалёвой Р.В., ФИО23, Антошкиной В.Е. участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями незаконным и отменить; обязать Администрацию Советского района Республики Крым признать Ковалёва В.Л. и членов его семьи: Ковалёву Р.В., ФИО22, Антошкину В.Е. участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116 и подтвердить их нуждаемость в жилых помещениях в соответствии с вышеназванным Указом № 116.

Требования мотивированы тем, что решением комиссии Администрации Советского района Республики Крым по подтверждению нуждаемости и признанию граждан участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116 от 22 декабря 2020 года, Ковалёву В.Л. и членам его семьи было отказано в признании их участниками мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116. Оспариваемое решение административные истцы считают незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и подлежащим отмене.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 19 апреля 2021 года, с учетом определения об устранении описки от 11 мая 2021 года, административный иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным решением, представитель Администрации Советского района Республики Крым Музафаров С.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, а также на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование указано, что решением Комиссии о признании участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116 административным истцам отказано законно.

В судебном заседании административный истец Ковалёва Р.В. и представитель административного истца Тулянова Т.Р. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От заведующего сектором правовой работы общего отдела аппарата Администрации Советского района Республики Крым Музафарова С.С. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, доводы жалобы поддержал.

Заслушав административного истца и ее представителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Установлено, что 30 ноября 2020 года Ковалёва Р.В., действующая в интересах Ковалёва В.Л. на основании доверенности, обратилась в адрес Главы администрации муниципального образования Советского района Республики Крым с заявлением, в котором просила: подтвердить нуждаемость гражданина Ковалёва В.Л. в жилом помещении с даты постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба; признать Ковалёва В.Л. участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом №116 и включить в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя». В заявлении указано, что Ковалёв В.Л. и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.

В соответствии с решением комиссии Администрации Советского района Республики Крым по подтверждению нуждаемости и признанию граждан участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116 от 22 декабря 2020 года, Ковалёву В.Л. и членам его семьи было отказано в признании участниками мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116.

Оспариваемое решение мотивировано тем, что административные истцы на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 28 июня 2017 года, заключенного между административными истцами с ФИО10, являющимся собственником помещения, проживают в <адрес>, общей площадью 227,4 кв.м. С учетом всех проживающих и зарегистрированных лиц в указанном доме, размер учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения составляет 28,425 кв.м, что превышает норму 11,0 кв.м, установленную постановлением администрации Советского сельского поселения «Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального образования Советского сельского поселения Советского района Республики Крым». Указано, что административные истцы в соответствии с положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к членам семьи собственника жилого помещения, что, по мнению административного ответчика, противоречит требованиям положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей лиц, которые нуждаются в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, административный ответчик пришел к выводу, что нуждаемость административных истцов в жилом помещении отсутствует. Разъяснена возможность обращения Ковалёва В.Л., ФИО24 и Антошкиной В.Е. в Администрацию г. Евпатория Республики Крым по месту регистрации для участия в мероприятии по обеспечению жилым помещением отдельных категорий граждан Российской Федерации в соответствии с Указом №116.

Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административные истцы собственниками жилого помещения по адресу <адрес> не являются, равно как и не являются в силу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи его собственника, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и подлежит отмене, а административное исковое заявление удовлетворению в полном объеме.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, проверяя данные выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из содержания части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).

Названный Федеральный закон N 76-ФЗ, устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:

а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года: с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба; с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым; со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 2 Указа № 116 обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктами 3, 4 Указа N 116 установлено, что порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с данным Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя. Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан.

В целях исполнения Указа № 116 принят Закон Республики Крым от 04 июля 2018 года N 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 04 июля 2018 года N 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» органы местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий имеют право принимать муниципальные правовые акты с целью осуществления отдельных полномочий.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года № 384 был утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Порядок N 384).

Положениями пункта 2 Порядка N 384, которые аналогичны положениям пункта 1 Указа №116, установлено право на обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым.

Применительно к условиям мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116 членами семьи гражданина - участника мероприятия (заявителя) признаются следующие граждане: постоянно проживающие с гражданином - участником мероприятия супруг (супруга), дети и родители заявителя; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица, постоянно проживающие совместно с заявителем, если они признаны членами семьи заявителя в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 Порядка N 384, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 указанного Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116.

В настоящем Порядке под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116.

При определении для граждан уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых гражданами и членами семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам семьи на праве собственности.

В соответствии с пунктом 18 Порядка граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в срок не позднее 31 декабря 2020 года обращаются в органы местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением в двух экземплярах (приложение 3 к настоящему Порядку). Заявление подается гражданином с приложением документов, указанных в подпунктах 1 - 10 пункта 19 настоящего Порядка.

Орган местного самоуправления регистрирует заявление в день его принятия. Один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления, второй - подшивается в его учетное дело.

Органы местного самоуправления запрашивают в порядке межведомственного взаимодействия документы, являющиеся основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

На основании пункта 20 Порядка органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка. В ходе проверки органы местного самоуправления устанавливают соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства, после чего в течение 30 рабочих дней принимают решение о признании (отказе в признании) граждан нуждающимися в жилых помещениях с даты их постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, в рамках реализации Указа N 116 и признании (отказе в признании) участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116.

Согласно пункту 22 Порядка основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и для включения в список является: 1) несоответствие граждан категории, установленной Указом N 116; 2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований; 5) отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.

Повторное обращение с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта.

Основанием для принятия оспариваемого решения административного ответчика от 22 декабря 2020 года послужило отсутствие нуждаемости в жилом помещении Ковалёва В.Л. и членов его семьи.

Как следует из извлечения из приказа № 490 от 10 ноября 2005 года капитан Ковалёв В.Л., начальник отделения технического обслуживания и ремонта 514 отдельного зенитного ракетного дивизиона 55 зенитного ракетного полка тактической группы Воздушных Сил «Крым», был уволен, в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины с оставлением на квартирном учете для внеочередного получения жилья за счет жилого фонда МО Украины. Согласно данного приказу Ковалёв В.Л. проходил службу с 1 августа 1992 года.

С 2007 года Ковалёв В.Л. состоит в зарегистрированном браке с Ковалёвой Р.В. От брака имеют малолетнего ребенка ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. У Ковалёвой Р.В. от первого брака также имеется дочь Антошкина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно материалам дела, на момент увольнения и до настоящего времени Ковалёв В.Л. служебным жильем не обеспечен.

По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 22 апреля 2022 года №28505/18, сведения о зарегистрированных правах на территории Российской Федерации в отношении Ковалёва В.Л., Ковалёвой Р.В., ФИО26, Трофимовой (Антошкиной) В.Е. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Ковалёв В.Л., ФИО30, Антошкина В.Е. на основании постановления Правительства Российской Федерации №1379 от 15 ноября 2017 года зарегистрированы по адресу: <адрес>, постоянно с 27 ноября 2019 года, Ковалёва Р.В. с 28 июля 2017 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности отцу Ковалёвой Р.В. – ФИО10, дата регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости - 19 мая 2017 года.

На основании договора безвозмездного пользования жилым помещением №1 от 28 июня 2017 года, заключенного с отцом Ковалёвой Р.В. – ФИО10, административным истцам (нанимателям) предоставлен в фактическое пользование для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с пунктом 5.1 указанного договора, он является срочным, действует до 28 июня 2023 года, при этом в случае прекращения действия настоящего договора у нанимателей имеется обязанность вернуть помещение в состоянии, пригодном для проживания.

В соответствии с указанным договором местом жительства Ковалёвой Р.В. на момент заключения договора являлась: <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда Республики Крым от 23 сентября 2020 года по делу №2-449/2020, Антошкина В.Е. признана членом семьи Ковалёва В.Л. и установлен факт проживания семьи Ковалёва В.Л. – Ковалёва В.Л., Ковалёвой Р.В., Антошкиной В.Е., несовершеннолетнего ФИО27 по адресу: <адрес>.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из положений частей 1, 2 и 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как следует из справки, выданной исполнительным комитетом Вишенковского сельского совета Хмельницкого района Винницкой области от 24 декабря 2020 года №122, ФИО10, являющийся собственником жилого помещения по адресу <адрес>, по данному адресу не проживает с января 2017 года, в связи с выездом на постоянное проживание за пределы Республики Крым.

В соответствии с актами обследования материально-бытовых условий семьи Ковалёвой Р.В. №287 от 27 ноября 2020 года, №29 от 26 января 2021 года, по вышеуказанному адресу проживает только семья административных истцов.

Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования жилым помещением №1 от 28 июня 2017 года, а также в силу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Ковалёв В.Л., Ковалёва Р.В., ФИО28, Трофимова (Антошкина) В.Е. не могут быть отнесены к членам семьи собственника жилого помещения, поскольку вселялись ФИО10 в жилое помещение не как члены семьи, а в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования жилым помещением, с момента вселения совместно с собственником жилого помещения и по настоящее время не проживают.

Таким образом, административные истцы подтвердили нуждаемость в жилом помещении по основаниям, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Выводы административного ответчика об обратном не основаны на изложенных выше нормах жилищного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

При этом принятие немотивированного решения в отсутствие каких – либо доказательств наличия оснований для его принятия, исходя из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является достаточным основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

С учетом изложенного, применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает верными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение комиссии Администрации Советского района Республики Крым не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, его законность административным ответчиком не доказана, при этом, оно нарушает права административных истцов на признание их участниками мероприятий по обеспечению помещениями и подтверждению нуждаемости в жилых помещениях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополю», в связи с чем, оспариваемое решение от 22 декабря 2020 года правомерно признано судом первой инстанции незаконным.

При этом, признав незаконным решение административного ответчика, суд первой инстанции, указав, что нарушенное право административных истцов подлежит восстановлению путем признания Ковалёва В.Л. и членов его семьи участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями и подтверждения их нуждаемости в жилых помещениях в соответствии с Указом №116, не учел следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Таким образом, суд не может обязать административного ответчика, уполномоченного принимать решение о подтверждении нуждаемости и признании гражданина и членов его семьи участниками мероприятий по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116, принять конкретное решение при осуществлении возложенных на него полномочий.

Руководствуясь изложенным и статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания Ковалёва В.Л. и членов его семьи участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями и подтверждении их нуждаемости в жилых помещениях в соответствии с Указом №116.

В порядке статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с целью устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Ковалёвой Р.В., действующей в интересах Ковалёва В.Л. о подтверждении нуждаемости и признанию гражданина Ковалёва В.Л. и членов его семьи участниками мероприятий по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116.

В остальной части решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Советского районного суда Республики Крым от 19 апреля 2021 года отменить в части возложения обязанности на Администрацию Советского района Республики Крым признать Ковалёва В.Л. и членов его семьи: Ковалёву Р.В., ФИО29, Антошкину В.Е. участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 и подтвердить их нуждаемость в жилых помещениях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116, в указанной части принять по делу новое решение.

Возложить обязанность на Администрацию Советского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ковалёвой Р.В., действующей в интересах Ковалёва В.Л. о подтверждении нуждаемости и признанию гражданина Ковалёва В.Л. и членов его семьи участниками мероприятий по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

В остальной части решение Советского районного суда Республики Крым от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Советского района Республики Крым Музафарова С.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: Е.Г. Павловский

Судья: В.В. Агин