ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3724/2023 от 20.10.2023 Томского областного суда (Томская область)

Судья Ребус А.В. Дело № 33а-3724/2023

УИД 70RS0003-01-2023-004231-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 октября 2023г.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей Кулинченко Ю.В., Точилина Е.С.

при секретаре Волкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-1274/2023 по административному иску Петровой Татьяны Александровны к Управлению имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным

по апелляционной жалобе представителя административного истца Петровой Татьяны Александровны Кологривого Павла Александровича на решение Северского городского суда Томской области от 17.07.2023,

заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца Кологривого П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,

установила:

Петрова Т.А. обратилась в Северский городской суд Томской области с административным иском к Управлению имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск в котором просила признать незаконным отказ Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск Томской области от 13.04.2023 № 21-01-10/660; обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: /__/.

В обоснование указала, что административному истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, находящийся на земельном участке с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м., разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: /__/. Истец является арендатором земельного участка на основании договора аренды земельного участка №29 от 23.06.2021, заключенного с административным ответчиком. 04.04.2023 истец через своего представителя Кологривого П.А. направил Управлению имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск заявление о предоставлении земельного участка в собственность. 13.04.2023 поступил ответ, в котором содержался отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером /__/ в собственность. В обосновании отказа было указано, что указанный земельный участок ограничен в обороте согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для расторжения договора аренды и предоставления его в собственность. Также в ответе было указано, что спорный земельный участок расположен в коммунальной зоне «КП», согласно правилам землепользования и застройки ЗАТО Северск № 9/8 от 25.02.2021, предназначен для обеспечения правовых условий размещения объектов коммунального, производственного, складского назначения и транспортного обслуживания. Отказ в предоставлении земельного участка и правовое трактование статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, которое допустил ответчик, являются ошибочными и нарушают права истца. Территориальная зона спорного участка, его назначение и местоположение не подтверждают, что он входит в состав ЗАТО Северск, которые предназначены для обеспечения безопасности оборонной промышленности и которые не могут принадлежать гражданам на праве собственности, а, следовательно, указанный участок может быть предоставлен истцу в порядке, установленным земельным законодательством. Ответчиком допущено неверное толкование норм материального права, при котором все земельные участки, находящиеся на территории ЗАТО, являются ограниченными в обороте и которые не могут быть предоставлены в собственность граждан.

Представитель административного истца Петровой Т.А. Кологривый П.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал. Пояснил, что административному истцу на праве собственности принадлежит дом на спорном земельном участке, в связи с чем административный истец имеет право оформить земельный участок в собственность. Территориальная зона «КП» поставлена на кадастровый учет. Земельный участок сформирован до формирования зоны «КП», внесен в ЕГРН для использования и может быть оформлен физическими лицами в собственность. В территории зоны «КП» есть отдельные зоны ТОСЭР, но спорный участок туда не входит. По выписке видно, что земельный участок не входит в зону «КП». ЕГРН является единственным источником прав, где указано назначение земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.

Представитель административного ответчика Гервальд О.В. в судебном заседании не согласилась с административными исковыми требованиями, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, где указано, что в силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок, расположенный в границах города Северска, который согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508 является закрытым административно - территориальным образованием, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность. В этой связи, отказ Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск в предоставлении Петровой Т.А. земельного участка в собственность является законным и основан на правовых нормах.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Решением Северского городского суда Томской области от 17.07.2023 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Петоровой Т.А, Кологривый П.А. просит решение Северского городского суда Томской области от 17.07.2023 отменить, принять новое решение – об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает следующее

суд не учел положения абзаца 2 пункта 2 статьи 27 и подпункта 7 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым из оборота изымаются только те земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и заняты объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО;

материалы дела не содержат сведений о том, что испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью, а также сведения о занятости данного участка объектами (оборонная промышленность), в связи с чем суд не установил юридически значимые обстоятельства;

в материалы дела представлены доказательства подтверждающие, что на земельном участке расположен жилой дом, который построен в период 1950-1960 годов, то есть за долго до образования ЗАТО Северск, земельный участок имеет назначение – для ИЖС, что подтверждается сведениями ЕГРН;

в опровержении доводов ответчика о невозможности предоставления земельного участка в зоне КП, стороной истца представлены доказательства того, что смежные земельные участки находятся в собственности граждан.

В подтверждение доводов жалобы ссылается на судебную практику, в том числе на определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2.04.2016 № 9-АПГ16-4.

Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком принесены возражения (л.д. 133-135).

На основании части 1 статьи 307, части. 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, представителя административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, приобщенные на основании статьи 63, части 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Петровой Т.А. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, находящийся на земельном участке с кадастровым номером /__/, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 5-6).

Решением Северского городского суда Томской области от 15.01.2020 удовлетворен иск П. к Администрации ЗАТО Северск о признании права собственности на жилой дом; за П. признано право собственности на жилой дом с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м., расположенный по адресу: /__/, в силу приобретательной давности.

Постановлением Главы Администрации № 91 от 14.01.1999 в аренду П. передан земельный участок по /__/; между Администрацией г. Северска и П. 10.03.1999 заключен договора аренды № 2877, указанный договор неоднократно продлялся на основании дополнительных соглашений.

Постановлением Администрации ЗАТО Северск № 1331 от 13.08.2020 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории №70/22/0010702 в целях его образования для предоставления без проведения торгов, П. образован земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, расположенный по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

На основании договора-купли продажи от 07.05.2020 право собственности на жилой дом с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м., расположенный по адресу: /__/ перешло Петровой Т.А., что подтверждается выпиской Единого государственного реестра недвижимости от 13.06.2023 (л.д. 5-6).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 13.06.2023 следует, что земельный участок с кадастровым номером /__/, площадью /__/ +/- 12.92 кв.м расположен по адресу: /__/, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Указанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка №29 от 23.06.2021, акта приема-передачи № 29 от 23.06.2021 Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск предоставлен Петровой Т.А. в аренду на срок с 14.04.2021 по 13.04.2070 (на 49 лет).

04.04.2023 Петрова Т.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, расположенном по адресу: /__/.

13.04.2023 начальником Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск дан ответ № 21-01-10/660, согласно которому Петровой Т.А. отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка. В данном ответе административный ответчик сослался на положения статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Между Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, действующим от имени и в интересах городского округа ЗАТО Северск Томской области, и Петровой Т.А. заключен договор аренды земельного участка от 23.06.2021 №29, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Срок аренды установлен договором по 13.04.2070. Учитывая положение статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, а также факт ограничения в обороте земельного участка, в настоящее время у Администрации ЗАТО Северск отсутствуют правовые основания для расторжения Договора и предоставления земельного участка и собственность. Решение Думы ЗАТО Северск от 18.03.2010 № 94/4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки ЗАТО Северск», на которое Петрова Т.А. ссылается в заявлении, утратило силу на основании решения Думы ЗАТО Северск от 25.02.2021 № 9/8 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа ЗАТО Северск Томской области». В настоящее время, согласно Правилам земельный участок расположен в коммунальной зоне «КП», которая выделена для обеспечения правовых условий размещения объектов коммунального, производственного, складского назначения и транспортного обслуживания.

Не согласившись с указанным ответом, Петрова Т.А. обратилась в Северский городской суд Томской области с административным исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении требования административного истца, суд исходил из того, что поскольку в силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок, расположенный в границах города Северска, который согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 №508 является закрытым административно-территориальным образованием, относится к землям, ограниченным в обороте, не может быть предоставлен в частную собственность, то договор купли-продажи земельного участка между сторонами спора не может быть заключен, в связи с чем отказ Администрации ЗАТО Северск является правомерным.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 указанного Кодекса (подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу части 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

На основании пунктов 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельный кодексом Российской Федерации.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах закрытых административно-территориальных образований, и не указанные в пункте 4 данной статьи, ограничены в обороте. При этом в пункте 4 статьи 27 указан перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, изъятых из оборота.

Таким образом, все земельные участки, на территории закрытого административно-территориального образования, являются или изъятыми из оборота или ограниченными в обороте, при этом и та и другая категория не могут предоставляться в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508 город Северск является закрытым административно-территориальным образованием.

Правовой статус закрытого административно-территориального образования и особенности местного самоуправления такого образования определены Законом Российской Федерации от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, либо иные сделки с таким имуществом могут совершаться только гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования, гражданами Российской Федерации, работающими на данной территории на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организациями, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, и юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на территории закрытого административно-территориального образования (пункт 1, 2.1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»).

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», определяющей особенности землепользования в закрытом административно-территориальном образовании, не предусмотрена возможность предоставления в частную собственность земельных участков, расположенных в границах ЗАТО, которые ограничены в обороте.

Вопреки доводам жалобы, отношения землепользования регулируются не статьей 8, а статьей 6 указанного Закона, которая является специальной, устанавливает особенности землепользования в закрытом административно-территориальном образовании и не предусматривает возможность предоставления в частную собственность земельных участков, расположенных в границах закрытого административно-территориальном образования. Не содержат такого положения и иные федеральные законы.

Пунктом 4 статьи 6 указанного Закона, регламентирующей особенности землепользования в ЗАТО, также предусмотрено, что особый режим использования земель в ЗАТО устанавливается по решению Правительства Российской Федерации.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, принятого позднее Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить кодексу Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении от 11.05.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88а-8443/2022.

На территории ЗАТО Северск предоставление земельных участков в частную собственность граждан осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области», утвержденным постановлением Администрации ЗАТО Северск от 28.05.2018 № 945.

Согласно пункту 9 Административного регламента уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги является Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск; непосредственный исполнитель муниципальной услуги - отдел учета земли и сделок с ней Управления.

Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск является отраслевым органом Администрации ЗАТО Северск, входящим в ее структуру (пункт 1 Положения об Управлении имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, утвержденное решением Думы ЗАТО Северск от 24.06.2021 №15/1).

Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются: 1) в аренду - гражданам и юридическим лицам; 2) в собственность (за плату, бесплатно) - гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для объектов гаражного назначения (индивидуальных гаражных боксов, гаражных боксов в составе гаражно-строительных потребительских обществ); 3) в постоянное (бессрочное) пользование - органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий; 4) в безвозмездное пользование - гражданам и юридическим лицам в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 Административного регламента).

Административный регламент не распространяется на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации (пункт 7 Административного регламента).

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находится в пределах закрытого административно-территориального образования и не используется для целей, указанных в пункте 6 Административного регламента. Данное обстоятельство (нахождение спорного участка на территории ЗАТО и его использование) не оспаривается сторонами.

Согласно пункту 10 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является один из следующих документов:1) постановление Администрации ЗАТО Северск Томской области о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или на праве постоянного (бессрочного) пользования; 2) договор аренды земельного участка; 3) договор купли-продажи земельного участка (в случае предоставления земельного участка в собственность за плату); 4) договор безвозмездного пользования земельным участком; 5) письмо об отказе в предоставлении земельного участка.

С учетом изложенного вывод суда о законности решения административного органа об отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка в собственность Петровой Т.А. является правильным. Отказ Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск в передаче земельного участка в собственность административного истца соответствовал действующему законодательству, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Указание апеллянта на то обстоятельство, что смежные земельные участки предоставлены в собственность иным лицам не свидетельствует о незаконности решения, поскольку не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что представленная в материалы дела выписка из ЕГРН от 08.07.2023 № КУВИ-001/2023-157510967 (л.д. 82-92), из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером /__/ предоставлен в собственность физического лица не свидетельствует об обязанности органа предоставить в собственность Петровой Т.А. земельный участок с кадастровым номером /__/ исходя из следующего.

Согласно подпункту 2 пункта 6 Административного регламента в собственность (за плату) - гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для объектов гаражного назначения (индивидуальных гаражных боксов, гаражных боксов в составе гаражно-строительных потребительских обществ).

Из раздела «Виды разрешенного использования» выписки из ЕГРН от 08.07.2023 №КУВИ-001/2023-157510967 (л.д. 82-92) следует, что земельный участок с кадастровым номером /__/ имеет вил разрешённого использования – хранение автотранспорта, для эксплуатации гаражного бокса, что свидетельствует о наличии оснований у органа в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Административного регламента во взаимосвязи с другими положениями Административного регламента, положениями Земельного кодекса Российской Федерации предоставить земельный участок с таким видом разрешенного использования в собственность.

Однако, земельный участок Петровой Т.А. имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», в связи с чем орган при вынесении решения не мог руководствоваться подпунктом 2 пункта 6 Административного регламента.

Из ответа Комитета архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск от 19.10.2023 №07-01-12/686 следует, что земельный участок с кадастровым номером /__/ в соответствии с Правилами землепользования и застройки ЗАТО Северск, утвержденным решением Думы ЗАТО Северск от 25.02.2021 №9/8 расположен в коммунальной зоне «КП». Коммунальная зона выделена для обеспечения правовых условий размещения объектов коммунального производства, складского назначения и транспортного обслуживания.

Отсутствие сведений об ограничении оборотоспособности земельного участка в выписке из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о незаконности принятого ответа исходя из следующего.

Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968. Формы выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений утверждены приказами Минэкономразвития России от 25.12.205 № 975, от 20.06.2016 № 378.

Пунктом 24 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений, предусмотрено внесение в кадастр недвижимости дополнительных сведений об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если такой земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с Законом № 218-ФЗ.

При этом положениями Закона № 218-ФЗ, Порядком не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений об оборотоспособности земельных участков, указанных в подпункте 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2013 №119-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рабиновича Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что в силу Закона №3297-1 закрытые административно-территориальные образования создаются в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на их территории организаций и объектов, предназначенных для обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 статьи 1). При этом определение территории и границ закрытого административно-территориального образования осуществляется исходя из особого режима безопасного функционирования таких организаций и (или) объектов (пункт 2 статьи 1), включающего ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан, а также ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом (пункт 1 статьи 3).

В связи с изложенным законоположения, обеспечивающие использование земли в границах закрытого административно-территориального образования в соответствии с его предназначением и учитывающие необходимый баланс конституционно значимых интересов государства и граждан, не могут сами по себе рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену обжалуемого решения, а направлены на иное толкование норм права, которым судом первой инстанции им дана правильная правовая оценка.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 17.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Петровой Татьяны Александровны Кологривого Павла Александровича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев с момента вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Северский городской суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2023 г.