Судья Надысина Е.В. дело № 33а-3725/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2019 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Репиной Е.В.,
судей Окуневой Л.А., Шелахаевой Е.М.,
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 на решение Городищенского районного суда Пензенской области от 25 июля 2019 г., которым постановлено:
«исковые требования ФИО1 к Комитету местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области об оспаривании решения Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области от 19.02.2019 № 624-128/6 «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, назначаемого по контракту», решения Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области от 10.04.2019 № 648-131/6 «О назначении на должность главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, назначаемого по контракту», оставить без удовлетворения»,
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя административного ответчика Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области ФИО3, заинтересованного лица главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Комитету местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области (далее - Комитет, КМС) указав, что 19 февраля 2019 г. Комитетом местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области шестого созыва на сессии № 128 депутатов Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области принял решение № 624-128/6 «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, назначаемого по контракту», а 10 апреля 2019 г. Комитетом на сессии № 131 принято решение № 648-131/6 «О назначении на должность главы администрации Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области, назначаемого по контракту». Данные решения Комитета являются незаконными, поскольку в соответствии с оспариваемыми решениями, глава администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области назначен на два года, т.е. на срок, превышающий полномочия КМС, назначившего главу администрации. Учитывая, что срок полномочий Комитета истекает в сентябре 2019 года, данный Комитет не имел права на назначение главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района на срок, превышающий полномочия Комитета.
По изложенным основаниям, просил признать незаконными решения Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области от 19.02.2019 № 624-128/6, от 10.04.2019 № 648-131/6.
Городищенский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих юридическое значение, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Доводы жалобы, в частности, сводятся к тем обстоятельствам, что судом первой инстанции не дано оценки допущенным ответчикам нарушениям при применении положений п.2 ч.2 ст. 37 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Административный истец ФИО1, его представитель ФИО2, извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, Комитет местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области является представительным органом Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Верхнеелюзанского сельсовета в соответствии с действующим законодательством на основе единой нормы представительства избирателей, сроком на пять лет.
Решением Комитета от 19.02.2019 № 624-128/6 на 10.04.2019 в здании администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области назначен конкурс на замещение должности главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района по контракту.
Решением Комитета от 10.04.2019 № 648-131/6 «О назначении на должность главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, назначаемого по контракту», на должность муниципальной службы главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской должности назначен ФИО4 с 08 мая 2019 г. на срок полномочий Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области шестого созыва, но не менее, чем на два года.
Оспаривая законность принятых Комитетом решений от 19 февраля 2019 г. и 10 апреля 2019 г., административный истец указал, что глава администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области назначен на два года, то есть на срок, превышающий полномочия Комитета местного самоуправления. Срок полномочий КМС истекает в сентябре 2019 года, следовательно, оснований для назначения конкурса и принятия решения о назначении на должность главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района на срок, превышающий полномочия Комитета, не имелось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятых административным ответчиком решений, соответствии их положениям части 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым публичным правоотношениям.
Согласно подпункту «б» пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, а также основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Частями 1,2,3,7 статьи 34 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч 2,5,6 ст. 37 Закона № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Как предусмотрено положениями ст. 18 Устава Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, структуру органа местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области составляют: комитет местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области - представительный орган сельсовета;глава Верхнеелюзанского сельсовета - глава муниципального образования – сельсовета; администрация Верхнеелюзанского сельсовета - местная администрация, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета;ревизионная комиссия Верхнеелюзанского сельсовета – контрольно-счетный орган Верхнеелюзанского сельсовета.
В исключительной компетенции Комитета местного самоуправления находятся, в том числе, назначение на должность главы администрации, принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы администрации в случаях, предусмотренных федеральными законами, утверждение условий контракта для главы администрации в части, касающейся осуществления полномочий по вопросам местного значения, установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации (п. 9 ч. 3 ст. 19 Устава).
Согласно ч.3 ст. 21 Устава Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, лицо назначается на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, на срок полномочий Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета. Контракт с главой администрации Верхнеелюзанского сельсовета заключается на срок полномочий Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета (до дня начала работы Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета нового созыва), но не менее, чем на два года.
Как установлено судом первой инстанции, решением Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района № 620-128/16 временно исполняющим обязанности главы Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области была назначена депутат Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета шестого созыва ФИО5, которая на основании трудового договора от 17.07.2017 исполняла обязанности и.о. главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета.
Должность главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета была вакантна.
Решением Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельсовета от 19.02.2019 № 624-128/6 о назначении конкурса на замещение должности главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района по контракту на 10 апреля 2019 г., принято большинством голосов (присутствующие депутаты в количестве 6 человек проголосовали «за»).
Решением Комитета от 19.02.2019 № 625-128/6, а также распоряжением главы администрации Городищенкого района Пензенской области от 20.02.2019 № 11-р назначены члены конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района, назначаемого по контракту.
В конкурсную комиссию на замещение должности главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области, назначаемого по контракту, поступило пять заявлений на замещение должности главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета. В конкурсе участвовали четыре кандидата: ФИО6, ФИО7, ФИО4 и ФИО2
По результатам конкурса принято решение о назначении на должность муниципальной службы главы администрации Верхнеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской ФИО4 с 08 мая 2019 г. на срок полномочий Комитета местного самоуправления Верхнеелюзанского сельского совета Городищенского района Пензенской области шестого созыва, но не менее, чем на два года.
Учитывая изложенное, проанализировав положения действующего законодательства и установленные обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Комитет местного самоуправления при принятии оспариваемых решений действовал в пределах, предоставленных ему полномочий и с соблюдением соответствующей процедуры принятия подобных решений.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что положения п. 2 части 2 статьи 37 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагают назначение главы местной администрации на срок, превышающий полномочия Комитета, основана на неверном толковании норм права, поскольку вне зависимости от способа формирования представительного органа и срока окончания его полномочий, законодателем установлена для победителей конкурса гарантия соблюдения минимального двухлетнего срока заключения контракта.
Таким образом, определенный Комитетом местного самоуправления в оспариваемом решении срок полномочий главы местной администрации соответствует закону и не противоречит установленным федеральным законодателем ограничениям. По истечении двухлетнего срока полномочий новый состав представительного органа муниципального образования назначит на должность главу местной администрации на срок своих полномочий.
Принятое решение не нарушает права и законные интересы административного истца.
Неправильное толкование положений нормативных правовых актов административным истцом и его представителем, не свидетельствует о том, что оспариваемые решения не соответствует действующему законодательству. Положения п.2 ч.2 ст. 37 Закона № 131-ФЗ не могут рассматриваться в качестве ограничения на объявление конкурса и возможности конкурсного замещения должности главы местной администрации.
Доводы ФИО1, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия-
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Городищенского районного суда Пензенской области от 25 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: