Судья Точилин Е.С. Дело № 33а-3759/2019
УСД 70 RS0005-01-2019-001211-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.
судей: Кущ Н.Г., Бондаревой Н.А.
при секретаре Климашевской Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора Томского района Томской области к муниципальному образованию «Томский район» в лице администрации Томского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, возложении обязанности принять меры по сбору и транспортированию отходов
по апелляционному представлению представителя административного истца помощника прокурора Томского района Томской области Ф.О. Меленчук на решение Томского районного суда Томской области от 9 августа 2019.
Заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснения представителя административного истца ФИО1, полагавшего, что решение суда подлежит отменен, судебная коллегия
установила:
Прокурор Томского района Томской области, с учетом уточнения заявленных требований, обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к муниципальному образованию Томский район в лице администрации Томского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов площадью 181 кв.м в окрестностях д. Черная речка и окрестностях д. Кисловка и возложении обязанности принять меры по сбору и транспортированию отходов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверочных мероприятий по соблюдению требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Томского района Томской области, проведенных прокуратурой района с привлечением специалиста Управления Росреестра по Томской области, выявлено несанкционированное размещение отходов площадью 181 кв.м в окрестностях д. Черная речка и окрестностях д. Кисловка, состав свалки - отходы производства и потребления (твердые коммунальные отходы). Проверкой установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, в пределах указанных в иске географических координат расположен на землях государственной собственности (которые не разграничены) в границах муниципального образования «Томский район». Непринятие администрацией муниципального образования «Томский район» мер, направленных на ликвидацию несанкционированного места размещения отходов и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, является недопустимым и нарушает гарантированное Конституцией РФ права граждан - жителей Томского района Томской области на благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
Определением суда от 09.08.2019 производству по делу в части требований, заявленных к административному ответчику муниципальному образованию «Заречное сельское поселение» Томского района в лице администрации «Заречного сельского поселения» прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Меленчук Ф.О. требования административного иска с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что имеется несанкционированное размещение отходов, что установлено при повторном выезде на место.
Представитель административного ответчика Муниципального образования «Томский район» ФИО2, не отрицая наличия несанкционированного объекта размещения отходов на землях, государственная собственности на которые не разграничена, в географических координатах, указанных административным истцом, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку у администрации Томского района отсутствует обязанность по контролю за несанкционированным размещением отходов на территории поселений. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством обязанность ликвидации свалок лежит на региональном операторе, которым в Томском районе является УМП «Спецавтохозяйство».
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица СНТ «Кисловское».
Обжалуемым решением суда административное исковое заявление удовлетворено частично: признано незаконным бездействие муниципального образования «Томский район» в лице администрации Томского района по непринятию мер по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов площадью 181,8 кв.м в окр. д. Черная сечка и окр. д. Кисловка (координаты: (точка 18) у4322829.6440 х343540.4170, (точка 19) -322827.5260 х343533.5120, (точка 20) у4322820.1360 х343536.4460, (точка 21) -322827.4660 х343556.9530, (точка 24) у4322836.3850 х343554.8537 - земельный участок, государственная собственность на который не разграничена).
В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении представитель административного истца указывает, что в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на Администрацию Томского района возложены обязанности по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Томского района Томской области. В силу частей 1, 2, 4 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрация Томского района осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Утвержденными в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила) предусмотрен специальный порядок ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Ссылаясь на положения п. 16, 17 апеллянт указывает что обязанность ликвидировать несанкционированное объект размещение отходов лежит в том числе на органе местного самоуправления. Также указывает, что из пункта 18 Правил следует, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. На территории Томского района региональным оператором является УМП «Спецавтохозяйство». Поскольку решением признано незаконным бездействие Администрации Томского района, на нее должна была быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и по принятию мер по транспортированию отходов. Доказательств того, что УМП «Спецавтохозяйство» владело информацией о данном несанкционированном объекте размещения отходов в судебное заседание Администрацией Томского района не представлено. Следовательно, вывод суда о том, что обязанность по принятию мер по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, а также по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов обеспечивается региональным оператором является несостоятельным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Администрации Томского района Томской области, представителей заинтересованного лица СНТ «Кисловское» и Совета Заречного сельского поселения Томского района Томской области, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решения суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 данного Кодекса.
Согласно статье 37 приведенного Кодекса к лицам, участвующим в деле, относятся, в том числе стороны и заинтересованные лица.
Согласно ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Из пунктов 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что размещение отходов допускается только на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом в соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое), которые включают в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Судом первой инстанции верно указано на то, что доказательств того, что земельный участок, на котором размещаются не санкционированно размещенные твердые коммунальные отходы, не отведен администрацией Томского района Томской области под размещение отходов и не является местом временного складирования отходов производства и потребления Также не представлено доказательств того, что данный участок не является землей, находящейся в ведении муниципального образования Томский район, и относится к ведению и пользованию других лиц, которые и должны нести обязанность по ликвидации не санкционированно размещенных отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также – природоохранная деятельность);
Статьей 3 названного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе относиться организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает в полном объеме органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В тоже время уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежал привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Законом Томской области № 118-ОЗ от 10.11.2017 «О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области» установлено, что органы государственной власти Томской области осуществляют нормативное регулирование в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Томской области, а также организуют деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с абзацем 10 подпункта 8-3 пункта 9, подпунктом 6 пункта 9 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153, указанный Департамент организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также осуществляет государственный экологический надзор.
Соответственно органом государственной власти, подлежащим привлечению к участию в деле является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
В соответствии с подп. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Томской области от 29.07.2019 № 107 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в ом числе с твердыми коммунальными отходами.
11.12.2018 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключено соглашение об организации деятельности по обращению твердыми коммунальными с отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора.
В соответствии с указанным соглашением УПМ «Спецавтохозяйство г. Томска» является региональным оператором, который обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на территории Заречного сельского поселения Томского района Томской области.
Из положений п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 следует, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Если же собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из приведенных выше положений закона с учетом положений Правил следует, что деятельность по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов, в том числе в случае обнаружения несанкционированных мест размещения отходов осуществляется в том числе с участием регионального опера.
С учетом изложенного УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» также подлежало привлечению к участию в деле.
При новом рассмотрении суду надлежит правильно определить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в административном деле, и с учетом их компетенции по принятию решений относительно спорного вопроса и разрешить заявленные истцом требования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 9 августа 2019 отменить, административное дело по административному иску прокурора Томского района Томской области к муниципальному образованию «Томский район» в лице администрации Томского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, возложении обязанности принять меры по сбору и транспортированию отходов направить на новое рассмотрение в Томский районный суд Томской области.
Председательствующий
Судьи: