ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3769/20 от 21.04.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-3769/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>

21 апреля 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей - Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чусова А.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица - Симферопольский районный совет Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным приказа и о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Чусова А.А. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 января 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Чусов А.А. обратился с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 августа 2019 года № 2821 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым принять приказ о передаче Чусову А.А. в собственность указанного земельного участка; взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым государственную пошлину в размере 300 рублей.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым от 13 января 2012 года № 99-р Чусову А.А. было разрешено разработать проект землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2,0 га. пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе <адрес>. 09 июля 2019 года Чусов А.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. По результатам рассмотрения этого заявления административным ответчиком был издан приказ от 30 августа 2019 года № 2821 «Об отказе в предоставлении земельного участка» со ссылкой на подпункт 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с несоответствием месторасположения земельного участка градостроительной документации. Административный истец считает, что решение административного ответчика носит формальный характер, из его содержания однозначно не следует, какой конкретно градостроительной документации и какого уровня (федерального, регионального или местного) не соответствует местоположение земельного участка и в чем конкретно заключается данное несоответствие. Указанный отказ нарушает его право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 января 2020 года в удовлетворении административного иска Чусова А.А.- отказано.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права. Судом не дана оценка тому, что при принятии обжалуемого отказа Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым нарушены положения подпункта 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», не учтено, что месторасположение испрашиваемого земельного участка полностью соответствовало документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года.

Административный истец в судебное заседание не явился, представителем административного истца Шинкевичем Д.В. подано ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание также не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В письменных возражениях административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Чусова А.А. – без удовлетворение. Обжалуемый истцом приказ №2821 от 30.08.2019г. был принят на основании п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации.

Заинтересованные лица - Симферопольский районный совет Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явились, подали заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 13 января 2012 года № 99-р Чусову А.А. была разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2, 0 га. пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе <адрес>.

30 сентября 2016 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <адрес>

12 июля 2019 года Макаревич А.К., действуя в интересах Чусова А.А., обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 90:12:042301:381, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г.№ 313.

Как усматривается из материалов рассмотрения заявления Чусова А.А., в результате межведомственного взаимодействия Министерством получено письмо Администрации Симферопольского района от 20 августа 2019 года № 58/4670/01-108/1. В письме указано о том, что согласно генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденного решением 85 сессии Симферопольского района Республики Крым 1 созыва от 06 декабря 2018 года, Правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района, земельный участок площадью 20 000 кв. м. (кадастровый ), расположенный в районе <адрес>, предоставляемый Чусову А.А. для ведения личного подсобного хозяйства в порядке завершения оформления прав на земельный участок, расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1), где ведение личного подсобного хозяйства не предусмотрено.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 августа 2019 года № 2821 Чусову А.А. было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером площадью 20 000 кв. м. на основании подпункта 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с несоответствием месторасположения земельного участка градостроительной документации.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 августа 2019 года № 2821 принят в соответствии с положениями Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Советом министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, а также Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года № 44, и на основании данных, изложенных в письме Администрации Симферопольского района Республики Крым от 20 августа 2019 года № 58/4670/01-108/1.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями, должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК).

Согласно части 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г.№ 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (пункт 1 Порядка).

В силу пункта 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.

Из материалов дела следует, что приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 августа 2019 года № 2821 отказано Чусову А.А. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 20 000 кв. м. (кадастровый ), расположенного в районе <адрес>, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации.

Правовым основанием для отказа указан подпункт 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», положениями которого предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.

Вместе с тем, из оспариваемого постановления не усматривается какой градостроительной документации не соответствует испрашиваемый земельный участок. В материалах дела не содержится доказательств несоответствия месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года.

Учитывая изложение, из оспариваемого приказа не представляется возможным установить, на чем основан отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

При этом принятие немотивированного решения в отсутствие каких – либо доказательств наличия оснований для его принятия, исходя из положений главы 22 КАС РФ, является достаточным основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Учитывая выше установленные обстоятельства, а также принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом отказ нарушает законные интересы истца на получение земельного участка в собственность, данный отказ подлежит признанию незаконным.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Таким образом, неправильно определив обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также неправильно применив нормы материального права, регулирующие правоотношения в сфере земельного законодательства, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении административного иска, в связи с чем, с учетом требований пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска в части признания незаконным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 августа 2019 года № 2821.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления в части возложения обязанности на административного ответчика принять приказ о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, поскольку в силу действующих положений Конституции Российской Федерации суд не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Признав незаконным Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 августа 2019 года № 2821, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения заявления административного истца, поступившее 12 июля 2019 года, о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20000 кв. м. (кадастровый ), расположенного в районе <адрес> в порядке завершения оформления прав, а также обязать сообщить об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 января 2020 года - отменить, принять по административному делу новое решение.

Административный иск Чусова А.А. – удовлетворить частично.

Признать незаконным Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30 августа 2019 года № 2821 «Об отказе в предоставлении земельного участка».

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление Чусова А.А., поступившее 12 июля 2019 года, о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20000 кв.м. (кадастровый ), расположенного в районе <адрес> в порядке завершения оформления прав.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщить об исполнении решения в Симферопольский районный суд Республики Крым и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Чусова А.А. – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья И.В. Кагитина

Судья З.И. Курапова

Судья Н.В. Кучеренко