ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3771/2022 от 27.04.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

судья Лысенко Е.Н. дело № 33а-3771/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Гончарова А.А.,

судей Новожиловой И.Н., Гуцалова И.В.

при секретаре судебного заседания Бабицкой Е.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коус И.А. к Думе городского округа Большой Камень о признании незаконным решения Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности, по апелляционной жалобе административного истца на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 января 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Гончарова А.А., пояснения представителя административного истца Семаля А.В., представителя Думы городского округа Большой Камень Шевякова М.В., судебная коллегия

установила:

Коус И.А. обратился в суд к Думе городского округа Большой Камень с названным административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ издано решение Думы городского округа Большой Камень «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации городского округа Большой Камень». Считает указанное решение незаконным и нарушающим его трудовые права в сфере муниципальной службы. В нарушение норм действующего законодательства данное решение в качестве целей внесения изменений в структуру администрации городского округа указаны «сокращение должности заместителя главы администрации по общим вопросам» и «объединение должности заместителя главы администрации по социальным вопросам и начальника управления образования». Указав в правовом акте наименования должностей, не соответствующие Реестру должностей муниципальной службы в Приморском крае, в котором не конкретизированы функциональные обязанности высших должностей муниципальной службы «по общим вопросам», «по социальным вопросам». Представительный орган предусмотрел сокращение должности и изменение трудовой функции муниципальных служащих, отсутствующих в штатном расписании, утвержденном распоряжением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ (заместителей главы администрации по общим и социальным вопросам). Дума городского округа, указав конкретную трудовую функцию должностных лиц, в части которых внесены изменения в структуру администрации городского округа, вышла за пределы компетенции, определенной статьей 21 Устава городского округа, фактически решив вопросы организации деятельности администрации городского округа, входящие в компетенцию главы городского округа в соответствии со статьей 27 Устава. Тем самым представительный орган местного самоуправления, не являясь работодателем муниципальных служащих администрации городского округа и не имея на то законных полномочий, осуществил правовое регулирование трудовых отношений конкретных лиц, замещающих должности заместителей главы администрации городского округа и выполняющих на основании трудовых договоров конкретные функциональные обязанности (курирующих общие и социальные вопросы). Таким образом, при принятии решения о сокращении административного истца учитывались не обстоятельства, предусмотренные статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации, а содержание его трудовой функции, соответствующее решению Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ. То есть прекращение трудовых отношений административного истца с администрацией городского округа обусловлено названным решением представительного округа, принятым за пределами его компетенции, требования трудового законодательства при этом не учитывались. Просил признать незаконным решение Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации городского округа Большой Камень», возложить обязанность на административного ответчика принять решение об изменении названного решения, исключив из него указание о необходимости «объединения в одну должность должности заместителя главы администрации по социальным вопросам и начальника управления образования».

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика с требованиями не согласился, представил письменные возражения, указав на то, что оспариваемое решение принято в соответствии с полномочиями Думы городского округа и с соблюдением порядка его принятия.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

С решением не согласился административный истец, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления. Ссылается на то, что суд не указал, на основании каких доказательств сделан вывод о том, что Думой городского округа принято решение о сокращении должностей «заместитель главы по социальным вопросам и начальник управления образования», а также, какими нормативно-правовыми актами предусмотрена должность «заместитель главы по социальным вопросам» и установлена компетенция представительного органа местного самоуправления принимать решения о сокращении конкретных должностей муниципальной службы.

В письменных возражениях представитель Думы городского округа Большой Камень Шевяков М.В. просил оставить решения суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Из содержания приведенной нормы следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно статье 20 Устава городского округа Большой Камень, утвержденному решением Думы ЗАТО г. Большой Камень от 14 июня 2005 года № 313-Р, Дума городского округа является постоянно действующим представительным органом городского округа, обладающим правом представлять интересы населения городского округа и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа.

Дума городского округа принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, установленной Уставом городского округа, в соответствии с федеральными законами, законами Приморского края, муниципальными правовыми актами городского округа (статья 24 Устава городского округа Большой Камень).

К компетенции Думы городского округа относится, в том числе утверждение структуры администрации городского округа по представлению главы городского округа (пункт 1 части 2 статьи 21 Устава городского округа Большой Камень).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГлавой городского округа Большой Камень в адрес Думы городского округа Большой Камень направлен проект решения Думы городского округа Большой Камень «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры «администрации городского округа Большой Камень» для рассмотрения по существу.

Согласно пояснительной записке к указанному проекту в новой схеме должности заместителя главы по социальным вопросам и начальника управления образования будут объединены в одну, что повысит уровень ответственности заместителя главы, курирующего социальное направление.

Решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ утверждено внесение изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации городского округа Большой Камень».

Отказывая Коус И.А. в удовлетворении административного искового заявления о признании вышеуказанного решения Думы городского округа Большой Камень незаконным и возложении обязанности на административного ответчика принять решение об изменении решения, суд первой инстанции указал, что обжалуемое решение принято представительным органом муниципального образования в пределах его компетенции, с соблюдением предусмотренной действующим законодательством процедуры принятия оспариваемого решения, требованиям действующего законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения, данное решение не противоречит.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение при соблюдении требований процессуального законодательства.

Отклоняя доводы административного истца Коус И.А. о том, что глава администрации городского округа имел бы возможность возложить функции начальника управления образования на любого из заместителей в случае отсутствия в тексте оспариваемого решения указания на конкретную сферу деятельности заместителя главы администрации, суд первой инстанции исходил из того, что из буквального толкования оспариваемого решения и его проекта, пояснительной записки к проекту решения Думы городского округа Большой Камень «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации городского округа Большой Камень» следует, что произошло сокращение должностей «заместитель главы по социальным вопросом» и «начальник управления образования». Вместе с тем, в структуру администрации городского округа Большой Камень добавлена должность «заместитель главы администрации - начальник управления образования».

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не указал, на основании каких доказательств сделан вывод о том, что Думой городского округа принято решение о сокращении должностей «заместитель главы по социальным вопросам» и «начальник управления образования», а также, какими нормативно-правовыми актами предусмотрена должность «заместитель главы по социальным вопросам» и установлена компетенция представительного органа местного самоуправления принимать решения о сокращении конкретных должностей муниципальной службы, судебной коллегией не может быть принят. Изменение структуры администрации является компетенцией администрации и представительного органа. Внесение изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень утверждено в соответствии с Уставом городского округа Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках рассмотрения данного дела о признании незаконным решения Думы городского округа Большой Камень в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не должен входить в обсуждение вопроса о целесообразности утвержденной решением структуры администрации города.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коус И.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи