Судья Косенко Ю.В. адм. дело № 33а–3780/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 20 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Шилова А.Е., Сафоновой Л.А.,
при секретаре Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара, администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками двух квартир – № 3 и 4 четырехквартирного двухэтажного жилого дома по <адрес>
Земельный участок под левой частью данного дома, под квартирами № 5 и 6, а также гаражом в настоящее время сформирован и поставлен на кадастровый учет. Земельный участок под правой частью дома, под квартирами № 3, № 4, и хозяйственными постройками на кадастровый учет не поставлен.
Административные истцы неоднократно обращались в уполномоченный орган с заявлениями, в котором просили утвердить прилагаемые геодезические схемы и сформировать земельный участок под многоквартирным домом.
23.05.2017 Департамент градостроительства городского округа Самара отказал в утверждении схемы расположения земельных участков.
По мнению административных истцов, отказ в формировании земельного участка является незаконным, поскольку другой участок под левой частью многоквартирного дома сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, административные истцы просили суд признать незаконными отказы Департамента градостроительства городского округа Самара, выраженные в ответах от 26.11.2015 № СП-1/8177-0-2, от 23.05.2017 № СП-9/2128-0-1, от 17.10.2017 № 38-Д05-05-11/11377 на обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого многоквартирным домом <адрес>, и обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения путём утверждения и выдачи схемы расположения данного земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22 января 2018 года административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворен частично.
Признаны незаконными отказы Департамента градостроительства городского округа Самара, выраженные в ответах от 23.05.2017 № СП-9/2128-0-1, от 17.10.2017 № 38-Д05-05-11/11377 на обращения ФИО1, ФИО2, ФИО3 с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого многоквартирным домом <адрес>.
На Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению заявлений ФИО1, ФИО2, ФИО3 от 25.04.2017 и 11.09.2017, принять по указанным заявлениям решение. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанности устранить допущенные нарушения путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании ответа от 26.11.2015 административными истцами не оспаривается.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства городского округа Самара – ФИО4, административные истцы ФИО2, ФИО1 доводы своих апелляционных жалоб поддержали.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобы в их отсутствие.
Выслушав объяснения административных истцов, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу статьи 28 Устава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара является уполномоченным органом по подготовке документов территориального планирования городского округа Самара.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками квартир № 3 и № 4 в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>.
05.11.2015 административные истцы обратились в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, относящейся к квартирам № 3 и № 4 в многоквартирном доме по <адрес>, расположенного в кадастровом квартале № в границах <адрес> для постановки его на кадастровый учет, а также для учета в плане кадастрового квартала, выполненного СОФЖИ.
26.11.2015 Департамент направил в адрес административных истцов письмо, в котором сообщил, что на основании распоряжения Департамента от 19.05.2015 № РД-547 СОФЖИ разрешено подготовить документацию по планировке территории в границах <адрес> Принимая во внимание, что в указанные границы входит испрашиваемый заявителями земельный участок, заявление направлено в адрес инвестора для учета при проектировании территории.
25.04.2017 административные истцы повторно обратились в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, относящейся к квартирам № 3 и № 4 в многоквартирном доме по <адрес>, расположенного в кадастровом квартале №, для постановки их на кадастровый учет, приложив схемы, выполненные ООО «Поволжье».
В ответе Департамента градостроительства городского округа Самара от 23.05.2017 указано на то, что согласно топографическим материалам испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными домами, в связи с чем образование земельных участков возможно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, поэтому утверждение схем расположения земельных участков не представляется возможным в силу действующего законодательства.
11.09.2017 административные истцы вновь обратились с аналогичным заявлением в адрес администрации городского округа Самара, которое было направлено для рассмотрения в Департамент градостроительства городского округа Самара.
17.10.2017 Департамент градостроительства городского округа Самара направил заявителям ответ, в котором сообщил, что в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, к которым относится участок административных истцов, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Подготовка документации по планировке территории, в том числе проекта межевания территории по заявлениям физических и юридических лиц, к вопросам местного значения городского округа действующим законодательством не отнесена, разработка данной документации отнесена к видам проектных работ не требующим от разработчика наличия соответствующих допусков и может осуществляться любыми лицами, в связи с чем 19.05.2015 Департаментом принято распоряжение № РД-547, которым СОФЖИ разрешено подготовить документацию по планировке территории в границах указанных выше улиц, однако данная документация была возвращена на доработку и до настоящего времени в Департамент для рассмотрения не поступала.
Разрешая заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции руководствуясь приведенными выше нормами права, пришёл к правильному выводу, что заявления административных истцов от 24.04.2017 и 11.09.2017 по существу не рассмотрены, решения по данным заявлениям по существу не приняты, на заявления даны формальные ответы от 23.05.2017 и 17.10.2017 о том, что проектом планировки территории на основании распоряжения Департамента занимается СОФЖИ.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд правильно указал, что оспариваемые ответы от 23.05.2017 и 17.10.2017, которыми Департамент фактически отказал в рассмотрении заявлений административных истцов об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы административных истцов.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании отказов, выраженных в ответах Департамента градостроительства городского округа от 23.05.2017 № СП-9/2128-0-1, от 17.10.2017 № 38-Д05-05-11/11377, незаконными.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Установив, что оспариваемые ответы Департамента градостроительства городского округа Самара не соответствуют требованиям закона, суд обоснованно, с соблюдением пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления об утверждении схемы и принять по нему соответствующее решение.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3 о том, что суд не в полном объеме устранил допущенное нарушение их прав, не возложил на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд не вправе подменять решение уполномоченного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.
Доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара об отсутствии финансирования на проведение работ по разработке документации по планировке территории, не имеют правового значения для разрешения спора. Само по себе отсутствие денежных средств не является обстоятельством, освобождающим от исполнения обязательств.
Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и Департамента градостроительства городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи