ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3784 от 22.10.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №33а-3784 судья Задонская М.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Щербаковой Н.В., Башкирова А.А.,

с участием прокурора прокуратуры Тульской области Чебоксаровой О.В.,

при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тулы от 5 сентября 2019 года по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии Тульской области об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Тульской области о признании бездействия незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 21.08.2019 он подал в Избирательную комиссию Тульской области обращение по факту несоответствия помещения Территориальной избирательной комиссии г.Донского и порядка размещения наглядной агитации требованиям закона. 23.08.2019 в его присутствии на заседании Избирательной комиссии Тульской области ему было разъяснено о принятом решении по указанному обращению. Вместе с тем, его неоднократные обращения, содержание требование о выдаче указанного решения Избирательной комиссии Тульской области, оставлены без удовлетворения.

30.08.2019 он получил по электронной почте письмо за подписью председателя Избирательной комиссии Тульской области, датированное 23.08.2019, в котором было указано о рассмотрении его обращения от 21.08.2019, однако решение в установленном порядке ему направлено не было.

Полагает, что указанное бездействие Избирательной комиссии Тульской области нарушает его право на достоверную информацию.

Просил суд признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Тульской области, выразившееся в не направлении ему в установленные законом сроки копии решения Избирательной комиссии Тульской области от 23.08.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальная избирательная комиссия муниципального образования г.Тула, Территориальная избирательная комиссия Донского района Тульской области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что на заседании рабочей группы Избирательной комиссии Тульской области 23.08.2019 было рассмотрено в установленном порядке обращение ФИО1 о нарушении законодательства. Однако решение по результатам рассмотрения обращения в письменном виде не оформлялось, что соответствует требованиям Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области от 19 сентября 2007 года № 3-1 и не нарушает прав административного истца. Отметил, что административный истец в установленном порядке и в установленный срок уведомлен о результатах рассмотрения его обращения. Кроме того, ФИО1 лично на заседании рабочей группы 23.08.2019 было так же разъяснено о принятом по результатам рассмотрения его обращения решении и подробно разъяснены мотивы принятия этого решения со ссылкой на законодательство.

Представитель заинтересованного лица муниципальной избирательной комиссии муниципального образования г. Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Донского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 05 сентября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания представителя административного ответчика Избирательной комиссии Тульской области, представителей заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии Донского района Тульской области, Муниципальной избирательной комиссии муниципального образования г.Тула, явка которых не признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, выслушав объяснение административного истца ФИО1, заключение прокурора Чебоксаровой О.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.08.2019 ФИО1 обратился в Избирательную комиссию Тульской области по факту нарушения избирательного законодательства ввиду несоответствия помещения Территориальной избирательной комиссии г.Донского и порядка размещения наглядной агитации требованиям закона.

23.08.2019 указанное обращение рассмотрено на заседании рабочей группы Избирательной комиссии Тульской области с личным участием заявителя ФИО1

При проведении заседания рабочей группы 23.08.2019 уполномоченным лицом велся протокол, что подтверждается письменными документами, имеющимися в материалах дела.

О результатах рассмотрения обращения имеются сведения в протоколе заседания рабочей группы от 23.08.2019. При этом сведения об оформлении принятого по обращению ФИО1 решения в письменной форме с последующим его направлением на утверждение в Избирательную комиссию Тульской области указанный протокол не содержит.

23.08.2019 ФИО3 был дан письменный ответ о результатах рассмотрения его обращения от 21.08.2019, что административным истцом в судебном заседании не оспаривалось.

Не оспаривая по существу принятое по обращению от 21.08.2019 решение, ФИО3 ставит вопрос о принятии решения в указываемой им форме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что не было установлено наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права административного истца.

У судебной коллегии не имеется оснований для признания указанных выводов суда первой инстанции неправильными.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным закон6ом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу положений ч.ч.1-3 ст.45 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.

В соответствии со ст.9 Закона Тульской области от 08.07.2008 №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» территориальная комиссия: формирует участковые комиссии и назначает их председателей; обеспечивает доставку в участковые комиссии бюллетеней и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; контролирует и обеспечивает соблюдение единого порядка подсчета голосов и установления итогов голосования на соответствующей территории; устанавливает итоги голосования на соответствующей территории; обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, уничтожает избирательные документы по истечении сроков хранения; осуществляет иные полномочия в соответствии с законами.

Согласно п.п.3-5 ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в п.4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. 9).

Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 20 и п. п. 6 и 7 ст. 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. 13).

Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (п. 14).

Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания) (п. 16).

Порядок формирования, организация деятельности и полномочия избирательных комиссий и комиссий референдума, формируемых на территории Тульской области для подготовки и проведения выборов и референдумов различного уровня, определен Законом Тульской области 02.04.2007 №815-ЗТО «Об избирательных комиссиях и комиссиях референдума в Тульской области».

Для выполнения полномочий, возложенных на соответствующие комиссии федеральным законодательством, данным Законом и иными законами области, связанных, в частности, с осуществлением проверки требований к документам, необходимым для регистрации кандидата, заверения и регистрации списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, рассмотрением обращений о нарушениях закона, жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействие) комиссий, контролем за работой Государственной автоматизированной системы «Выборы», формированием комиссий, могут создаваться рабочие группы (группы контроля) из членов комиссий, работников аппарата комиссий и привлеченных специалистов, экспертов и других лиц. Положение о рабочих группах (группах контроля) утверждается соответствующей комиссией (ч.17 ст.4 указанного выше Закона Тульской области).

Комиссия рассматривает на своем заседании вопросы, включенные в повестку заседания комиссии и входящие в ее компетенцию, принимает решения в пределах полномочий, предусмотренных законом (ч.1 ст.4 Закона Тульской области 02.04.2007 №815-ЗТО «Об избирательных комиссиях и комиссиях референдума в Тульской области»).

В соответствии с ч. 17 ст.4 Закона Тульской области 02.04.2007 №815-ЗТО «Об избирательных комиссиях и комиссиях референдума в Тульской области» и статьей 36 Регламента избирательной комиссии Тульской области избирательной комиссией Тульской области утверждено Положение о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области.

Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 21 сентября 2011 года № 4-7 создана рабочая группа по предварительному рассмотрению обращений о нарушении закона, а также утвержден ее состав, в который вносились изменения последующими постановлениями избирательной комиссии Тульской области.

Порядок деятельности рабочих групп избирательной комиссии регламентирован Положением о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области от 19 сентября 2007 года № 3-1.

Согласно п.3.1 Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области по результатам рассмотрения каждого вопроса на заседании рабочей группы принимается решение рабочей группы. В случае оформления решения рабочей группы в письменном виде форма решения рабочей группы устанавливается рабочей группой самостоятельно.

Решение рабочей группы и соответствующий проект решения Комиссии (в случае его подготовки) выносятся на заседание комиссии в установленном порядке (п.3.3 Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области).

Таким образом, решение по результатам рассмотрения обращения не оформляется исключительно в письменной форме решения избирательной комиссии, а устанавливается рабочей группой самостоятельно.

Постановлением ЦИК России от 20.01.2016 №321/1832-6 утверждена «Примерная инструкция по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации».

Раздел 10 указанной инструкции определяет оформление протоколов заседаний рабочих групп избирательной комиссии по установленной форме.

В соответствии с п.2.14-2.15 Положением о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области на заседании рабочей группы ведется протокол, а при наличии технических средств – аудиозапись. Протокол заседания рабочей группы ведет секретарь заседания, назначаемый председательствующим на заседании рабочей группы. В протоколе указываются: дата и повестка дня заседания, присутствующие на заседании члены рабочей группы, заинтересованные стороны или их представители, другие приглашенные на заседание, выступившие при обсуждении вопросов, включенных в повестку дня заседания рабочей группы, внесенные предложения, результаты голосования по ним, а также рекомендации рабочей группы для Комиссии. Протокол подписывается председательствующим на заседании рабочей группы и секретарем заседания Рабочей группы.

Протоколы заседаний, а также другие документы и материалы рабочей группы хранятся у руководителя рабочей группы в течение срока полномочий Комиссии, создавшей данную рабочую группу. По истечении срока полномочий Комиссии указанные протоколы, документы и материалы передаются на хранение в установленном порядке.

Подлинники обращений, документов и материалов по вопросам, рассмотренным рабочей группой и подготовленным для дальнейшего рассмотрения на заседании Комиссии, передаются секретарю Комиссии для их приобщения к протоколу заседания Комиссии, на котором рассматривались эти вопросы.

Анализируя вышеприведенные положений действующего законодательства, а также Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области от 19 сентября 2007 года № 3-1, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оформление решения комиссии исключительно в письменной форме по результатам обращения граждан о нарушении законодательства строго не регламентировано. В рассматриваемом случае, как установлено выше, решение в письменной форме по результатам рассмотрения обращения ФИО1 не принималось, при этом заявитель надлежащим образом был уведомлен о результатах рассмотрения его обращения.

С учетом изложенного, суд верно указал на несостоятельность суждений истца, о нарушении его права на судебную защиту ввиду отсутствия оформленного в письменном виде решения по результатам рассмотрения его обращения.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы, изложенные в обжалуемом судебном решении.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, подлежащих применению к спорным правоотношениям нормах материального и процессуального права.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда Тульской области от 05 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи