ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Амбарцумян Н.В.
Докладчик Киселева О.М. Дело № 33а-3784/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» декабря 2020 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Киселевой О.М. и Михалевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело № 2а-1585/2020 по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Липецка от 28 сентября 2020 года,которымпостановлено:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению строительства и архитектуры Липецкой области об оспаривании решения органа власти.
Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области об оспаривании решения органа власти, ссылаясь на то, что административный истец является собственником здания автосервиса, расположенного по адресу:<адрес>, кадастровый номер:№. Согласно Правил землепользования и застройки городского округа город Елец, принадлежащее ей здание расположено в зоне <данные изъяты>. В качестве одного из основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства, расположенных в указанной территориальной зоне, предусмотрено размещение постоянных или временных гаражей. ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в отношении вышеуказанного здания, в связи с изменением вида разрешенного использования с «автосервис» на «гараж для хранения автотранспорта». Ее заявление было принято и зарегистрировано Управлением. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена (Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ) в связи со следующими обстоятельствами - в нарушение ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению не приложен акт органов государственной власти или органов местного самоуправления в отношении изменений содержащихся в Едином государственном реестре дополнительных сведений об объекте недвижимости; - форма заявления, представленного ФИО1 не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 920. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований Уведомления о приостановлении государственной регистрации, административным истцом в регистрирующий орган было представлено заявление о внесении изменений в ЕГРН (по форме Приложения № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 920) в соответствии с которым, истец просила о внесении изменения в ЕГРН в отношении здания – изменить наименование с «автосервис» на «гараж». Также ФИО1 в регистрирующий орган было представлено письмо Администрации городского округа г. Елец от ДД.ММ.ГГГГ за номером №. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации было отказано, в связи с не устранением причин препятствующих осуществлению государственной регистрации, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает решение об отказе в государственной регистрации, незаконным. Административный истец, при обращении в регистрирующий орган, представил письмо Администрации городского округа г. Елец от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого следует, что ФИО1 обращалась в орган местного самоуправления, по вопросу принятия акта об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости. Однако органом местного самоуправления акт об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости не был принят, со ссылкой на п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса. Просила суд признать незаконным Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, удовлетворив требования.
Выслушав представителя административного истца ФИО2, поддержавшего доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации) Единый государственный реестра недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящих Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Административный истец является собственником здания автосервиса, расположенного по адресу:<адрес>, кадастровый номер:№, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в офис Территориального отдела филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Липецкой области, представив письмо администрации городского округа города Елец от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что учет изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении изменения вида разрешенного использования осуществляется на основании поданного обращения в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Липецкой области».
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена - Уведомление №, в связи со следующими обстоятельствами: в нарушение ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению не приложен акт органов государственной власти или органов местного самоуправления в отношении изменений содержащихся в Едином государственном реестре дополнительных сведений об объекте недвижимости; форма заявления, представленного ФИО1 не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 920.
Во исполнение требований Уведомления о приостановлении государственной регистрации, административным истцом в регистрирующий орган было представлено заявление о внесении изменений в ЕГРН по форме Приложения № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 920, в соответствии с которым, истец просила о внесении изменения в ЕГРН в отношении здания – изменить наименование с «автосервис» на «гараж». Также ФИО1 в регистрирующий орган было представлено письмо Администрации городского округа г. Елец от ДД.ММ.ГГГГ за номером №.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации было отказано, в связи с не устранением причин препятствующих осуществлению государственной регистрации, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Для регистрации изменений в Едином государственном реестре недвижимости заявителем представлено письмо администрации городского округа города Елец от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что учет изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении изменения наименования здания осуществляется на основании поданного обращения в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Липецкой области».
Согласно пункта 11 части 5 статьи 8 Закона о регистрации, в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
В силу части 3 статьи 8 Закона о регистрации, к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-4974 "Относительно: наименования здания; изменения назначения помещения или здания; жилого строения". В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведения о наименовании здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в порядке межведомственного информационного взаимодействия; в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктами 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Закон N 218-ФЗ в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся.
Исходя из вышеуказанных норм, сведения о наименовании здания изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Между тем, заявителем, обратившимся в регистрирующий орган с заявлением именно об изменении наименования с «здание автосервиса» на «гараж», а не с заявлением об изменении вида разрешенного использования недвижимого имущества, в нарушение указанных норм не представлено правоустанавливающего документа, подтверждающего изменение самого наименования спорного объекта недвижимости.
При этом, в силу ст.37 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого помещения, наименование: здание автосервиса с замощением, вид разрешенного использования: отсутствует (л.д. 16-17).
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Вместе с тем, ФИО1 обратилась в регистрирующий орган с заявлением именно об изменении наименования нежилого помещения (с «здания автосервиса» на «гараж»), а не с заявлением об изменении вида разрешенного использования недвижимого имущества (л.д. 56, 60). Обращение в орган регистрации с иным заявлением и приложением необходимых документов способствовало бы разрешению вопросу об изменения вида разрешенного использования объекта недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, решение суда было принято с учетом обстоятельств дела, исследованных доказательств, а выводы суда данным фактическим обстоятельствам дела соответствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на их переоценку, не подтверждают наличие оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца ФИО1 без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное определение составлено 15.12.2020 года.
Председательствующий
Судьи
6