ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-38236/2017 от 30.11.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Ефанов В.А. Дело № 33а-38236/2017 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кривцова А.С., Кузьминой А.В.

секретарь Маркина И.С.

по докладу судьи Казакова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Ерченко Леонида Владимировича к МИФНС России №7 по КК об оспаривании требования налогового органа,

по апелляционной жалобе Ерченко Л.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 сентября 2017 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Ерченко Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России №7 по КК об оспаривании требования налогового органа.

В обоснование заявленных требований указал, что Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарском краю направила в личный кабинет истца требование об уплате недоимки в размере 45414,71 рублей (страховые взносы в федеральный фонд ОМС и в ПФ РФ) и пени в размере 28 383,01 рублей. В связи с тем, что данный акт налогового органа не соответствовал приказу ФНС России от 13.02.2017 года № ММВ-7-8/179@ и п. 4 ст. 69 НК РФ, согласно которым требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, истец обжаловал его в УФНС России по Краснодарскому краю. 18.08.2017 года и.о. руководителя УФНС России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >6, рассмотрев жалобу истца, указала в письме № 22-13-1250/33302@, что истец является индивидуальным предпринимателем, и что отделением ПФР в адрес Инспекции 06.07.2017 года и 07.07.2017 переданы сведения о наличии у ИП Ерченко Л.В. по состоянию на 01.01.2017 года задолженности по платежам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 73090,69 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ на выплату страховой пенсии по виду платежа «налог» в сумме 37 967,28 рублей и по виду платежа пени в сумме 27 204,63 рублей; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС по виду платежа «налог» в сумме 7 447,4.3 рублей и по виду платежа «пени» в сумме 471,35рублей. В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС начислены пени в размере 707,03 рублей.

При этом и.о. руководителя УФНС России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >6 указала в своем письме, что оспариваемое требование сформировано на основании сведений ПФ РФ, что это требование соответствует приказу ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, то есть содержит указание на основания взимания налогов (сборов) и пени с ссылкой на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Истец полагает, что требование Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарском краю №1104706 от 21.06.2017 незаконно. Так, истец не является и никогда не являлся индивидуальным предпринимателем, а потому ссылки на это обстоятельство и нормы закона, на основании которых ответчик сформировал обжалуемое требование, незаконны. Оспариваемое требование сформировано на основании приказа ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, который утратил юридическую силу, а значит данное требование сформировано и направлено истцу с нарушением ведомственного нормативного акта, то есть тоже незаконно.

В требовании №1104706 нет подробных данных об основаниях взимания страховых взносов, то есть, нет сведений о том, что являлось объектом обложения страховыми взносами, не указана база для исчисления страховых взносов, расчетный период, тарифы и порядок исчисления страховых взносов, в том числе порядок исчисления пени, и нет ссылок на положения налогового законодательства, устанавливающего обязанность истца уплатить страховые взносы и пени с учетом того, что истец не является индивидуальным предпринимателем или работодателем.

Просил суд признать требование Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю № 1104706 от 21.06.2017 об уплате Ерченко Леонидом Владимировичем недоимки в размере 45 414.71 рублей и пени в размере 28 383,01 рублей незаконным и необоснованным; обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю устранить нарушение прав, свобод и законных интересов Ерченко Л.В.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Ерченко Л.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю Сонина Т.А. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ. О причинах неявки суду не сообщил. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав Ерченко Л.В., поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.

Из материалов дела следует, что

Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Форма требования об уплате налога (сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов), утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам».

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 IIK РФ).

Согласно п. 8 ст. 69 ПК РФ правила, предусмотренные ст. 69 указанного кодекса, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

В рамках передачи полномочий по администрированию страховых взносов, органы ПФР и ФСС России, в соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года.

Передача указанных сведений осуществляется в электронном виде в соответствии с Порядком, утвержденным ФНС России, ПФР и ФСС России от 22.07.2016 года № ММВ-23-1/12@/ЗИ и № ММВ-23- 1/11@/02-11-10/06-3098П, что также регламентировано Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ.

Указанным Порядком предусмотрено, что одновременно со сведениями о суммах задолженности передаются сведения о мерах по ее взысканию, принятые Фондами до 01.01.2017 года.

В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС России по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленныe Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФ и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 года, а также информация о принятых органами ПФ РФ и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.

Получение сведений о суммах задолженности по страховым взносам, пени и штрафам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017 года, в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ, является основанием для принятия налоговым органом мер принудительного взыскания данной задолженности.

Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке в соответствии с нормами НК РФ.

Отделением ПФР в адрес Инспекции 06.07.2017 года и 07.07.2017 года переданы сведения о наличии у ИП Ерченко Л.В. по состоянию на 01.01.2017 задолженности по платежам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 73 090.69 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ на выплату страховой пенсии по виду платежа «налог» в сумме 37 967,28 рублей и по виду платежа «пени» в сумме 27 204,63 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС по виду платежа «налог» в сумме 7 447,43 рублей и по виду платежа «пени» в сумме 471,35 рублей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС начислены пени в размере 707,03 рублей.

В связи с чем, в порядке и сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ ответчиком в отношении переданной ПФ задолженности по страховым взносам выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 21.07.2017 года № 1104706, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 10.08.2017 года уплатить задолженность по страховым взносам в общей сумме 73 797,72 рублей, в том числе по страховым взносам - 45414,71 рублей, пени – 28383,01 рублей.

При этом судом первой инстанции верно указано, что указанное требование по форме и содержанию соответствует Приказу ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам».

Так требование содержит указание на основания взимания налогов (сборов) и пени со ссылкой на положения законодательства, о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В частности, в требовании указано, что основанием взимания налогов (сборов) является невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством.

Оспариваемое требование содержит ссылку на п. 1 ст. 75 НК РФ как на основание взимания пени, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, в нем также указана процентная ставка рефинансирования Банка России.

Требование направлено в адрес ИП Ерченко Л.В. в электронном виде, поскольку налогоплательщик является участником электронного документооборота, и получено 23.07.2017 года.

Соответственно требования, не подлежат удовлетворению, так как административный ответчик, действовал в строгом соответствии с требованиями закона, доводы административного истца не нашли своего подтверждения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчик действовал в строгом соответствии с требованиями закона, а доводы истца не нашли своего подтверждения.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 сентября 2017 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ерченко Л.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.12.2017г.