ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3825/2023 от 17.07.2023 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0013-01-2023-002286-79

Номер дела в суде первой инстанции 2а-3305/2023

Дело № 33а-3825/2023

Апелляционное определение

г.Тюмень 17 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Колосковой С.Е.,

судей Галяутдиновой Е.Р., Лешковой С.Б.,

при секретаре Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Расчетный информационный центр ЖКХ» на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 25 апреля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «РИЦ ЖКХ» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихоновой А.Д. о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, возложении обязанности - отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Общество с ограниченной ответственностью «Расчетный информационный центр ЖКХ» (далее также – ООО «РИЦ ЖКХ», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю районного отделения судебных приставов Калининского административного округа г.Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по <.......> (далее также – РОСП Калининского АО г.Тюмени) Тихоновой А.Д., УФССП России по Тюменской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Тихоновой А.Д. от 20.03.2023 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), возложить обязанность устранить нарушение прав административного истца.

Требования мотивированы тем, что ООО «РИЦ ЖКХ» является взыскателем по исполнительному производству № 33282/23/72006-ИП, возбужденному 15.06.2021 на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 4 Калининского судебного района г. Тюмени по делу № 2-1606/2019/4м о взыскании с ФИО8 в пользу ООО «РИЦ ЖКХ» задолженности в размере 12 846,56 рублей. <.......> истец обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о направлении запроса в Росреестр о предоставлении персональных данных (дата рождения, паспорт, СНИЛС) собственника недвижимого имущества по адресу: г.Тюмень, <.......>, которым являлась ФИО8 в период времени с <.......> по <.......>. Постановлением судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени Тихоновой А.Д. от 20.03.2023 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие данных о дате рождения должника. Указанное постановление считает незаконным, вынесенным в нарушение ст. 2, ч. 1 ст. 36, ст. 50, ч. 1 ст. 64, ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), и нарушающим право взыскателя на своевременное исполнение судебного решения, поскольку Законом об исполнительном производстве, п. 6 ч.13 ст. 62 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации объектов недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) судебному приставу-исполнителю предоставлено право истребования персональных данных лица, в пользу которого зарегистрирован объект недвижимости. Отсутствие этих данных препятствует своевременному исполнению требований исполнительного документа.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен РОСП Калининского АО г. Тюмени.

Стороны в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие при надлежащем извещении.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно ООО «РИЦ ЖКХ». В апелляционной жалобе, поданной представителем указанного Общества ФИО7, изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Повторяя требования и обстоятельства административного искового заявления, указывает, что судебный пристав-исполнитель вправе истребовать персональные данные лица, в пользу которого в ЕГРН зарегистрировано право на объект недвижимости, не только в форме электронного документа, но и путем направления запроса на бумажном носителе, что следует из письма Росреестра № 13-00226/23 ФСГ от 21.03.2023.

Представитель ООО «РИЦ ЖКХ», судебный пристав-исполнитель РОСП Калининского АО г.Тюмени Тихонова А.Д., представители РОСП Калининского АО г.Тюмени, УФССП России по <.......>, заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 названного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, регламентирован ст.64.1 Закона об исполнительном производстве.

Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, или в случаях, указанных в части 5.1 настоящей статьи, направляет уведомление. Копия постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.ч. 5 и 7 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве).

В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ч.5.1 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве).

Как следует из материалов дела, 15 июня 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени возбуждено исполнительное производство № 33282/23/72006-ИП на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 4 Калининского судебного района г. Тюмени по делу № 2-1606/2019/4м о взыскании с ФИО8 в пользу ООО «РИЦ ЖКХ» задолженности в размере 12 846,56 рублей.

В ходе исполнительного производства в целях установления финансового положения должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в финансовые организации, из которых поступили ответы об отсутствии указанных сведений, взысканий денежных средств с должника не производилось (л.д. 59-61, 75-78).

25.02.2022 исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю ООО «РИЦ ЖКХ» на основании п. 4 ч.1 ст. 46, п.3 ч.1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (л.д. 63).

15.02.2023 постановлением врио заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава РОСП Калининского АО г. Тюмени Жуковой С.С. постановление судебного пристава-исполнителя от 25.02.2022 об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено (л.д. 68).

28 февраля 2023 года ООО «РИЦ ЖКХ» обратилось с заявлением в РОСП Калининского АО г.Тюмени о направлении запроса в Росреестр о персональных данных должника ФИО8 (дата рождения, паспорт, СНИЛС), которая являлась собственником недвижимого имущества по адресу: г.Тюмень, <.......> по состоянию на <.......> в целях отыскания имущества должника (л.д. 69).

20 марта 2023 года постановлением судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени Тихоновой А.Д. в удовлетворении указанного заявления ООО «РИЦ ЖКХ» отказано, в связи с тем, что не установлена дата рождения должника (л.д.73).

17.04.2023 произведен арест имущества должника ФИО8в размере и объеме, необходимых для исполнения требования исполнительного документа (л.д. 74).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с отсутствием в исполнительном документе сведений о дате и месте рождения должника, судебный пристав-исполнитель лишен возможности истребовать его персональные данные из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в соответствии с соглашением о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 № 0007/20/25 соответствующий запрос заполняется путем использования официального сайта Росреестра в электронной форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и приказом Минэконом развития России от 27.12.2011 № 766 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который предполагает наличие персональных данных лица в отношении которого необходимо истребовать соответствующие сведения.

Судебная коллегия считает ошибочными указанные выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в силу следующего.

В соответствии с ч.1.2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве Федеральной службой судебных приставов в целях установления идентификаторов должника и взыскателя (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность) на основании исполнительного документа в автоматическом режиме у соответствующих органов могут запрашиваться указанные сведения с использованием государственных информационных систем. Соответствующие органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.

Действительно, в соответствии с п. 2 соглашения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 № 0007/20/25 в части исполнения запросов судебных приставов-исполнителей о предоставлении информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, запросы судебных приставов-исполнителей направляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), путем использования официального сайта Росреестра, в том числе посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Личные обращения и почтовые отправления допускаются только в случае отсутствия доступа к сервисам Росреестра в СМЭВ либо нефункционирования каналов передачи данных в отделе судебных приставов более одних суток (п. 2.1 соглашения).

В настоящее время порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав объектов недвижимости и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости утвержден приказом Росреестра от 08.04.2021 № П/0149, согласно п. 2 которого сведения, содержащиеся в ЕГРН, в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ предоставляются публично-правовой компанией в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона № 218-ФЗ (далее - Роскадастр), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официальный сайт Роскадастра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием единой системы идентификации и аутентификации, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН).

Предоставление по запросам судебных приставов-исполнителей сведений, содержащихся в ЕГРП и предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ, осуществляется в порядке и в сроки, установленные Законом о регистрации прав, нормативными правовыми актами (п.2.3 Соглашения).

Из содержания п.п. 33, 47 Приказа Росреестра от 08.04.2021 № П/0149, ч.6 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что запрос соответствующей информации может быть направлен по выбору заявителя в виде бумажного документа, представляемого при личном обращении либо путем его отправки по почте, а также в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальных сайтах и едином портале, в том числе судебными приставами.

В запросе о предоставлении сведений об объектах недвижимости и (или) их правообладателях указываются сведения о запрашиваемом объекте недвижимости и (или) правообладателе. При описании объекта недвижимости указываются либо его кадастровый номер (ранее присвоенный государственный учетный номер), либо его адрес и площадь (п. 64 Приказа Росреестра от 08.04.2021 № П/0149).

Пунктом 6 части 13 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, представляющие собой персональные данные лица, в пользу которого в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, обобщенные актуальные сведения об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются, в том числе судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями.

В силу части 6 ст. 36.3 Федерального закона № 218-ФЗ персональные данные гражданина, указанные в части 1 настоящей статьи (дата и место рождения физического лица, за которым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право), независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости записи, указанной в части 1 настоящей статьи, также предоставляются в составе выписки из Единого государственного реестра недвижимости лицам, указанным в части 13 статьи 62 настоящего Федерального закона.

Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 21 марта 2023 г. № 13-00226/23 в соответствии с частью 13 статьи 62, частью 1 статьи 63 Федерального закона № 218-ФЗ содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведения ограниченного доступа бесплатно предоставляются в том числе судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями.

На лиц, указанных в пункте 6 части 13, части 16 статьи 62 Закона № 218-ФЗ, не распространяются требования части 2 статьи 62 Закона № 218-ФЗ о направлении запросов и получении сведений, содержащихся в ЕГРН, только в электронной форме (то есть указанные лица вправе представить запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа).

Анализ приведенных положений закона и нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что судебный пристав-исполнитель вправе получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав объектов недвижимости, путем направления соответствующего запроса как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе.

Ссылки суда первой инстанции на приказ Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и приказ Минэконом развития России от 27.12.2011 № 766 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», являются необоснованными, поскольку данные нормативные акты утратили силу с 01.01.2017 (приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 733).

В данном случае судебный пристав-исполнитель мог получить сведения о персональных данных должника ФИО8 путем направления запроса в Роскадастр о переходе прав на объект недвижимости (квартиры, расположенной по <.......>136 г. Тюмени) с учетом имеющихся сведений о кадастровом номере этого объекта недвижимости, который был представлен административным истцом с ходатайством об истребовании указанных сведений, в связи с чем отсутствие даты рождения лица, в пользу которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано право, не является препятствием для истребования указанных данных.

Согласно сведений, представленных ФППК «Роскадастр» по <.......> от <.......> по запросу судебной коллегии, ФИО8 являлась собственником квартиры, расположенной по <.......>136 г. Тюмени, в период времени с <.......> по <.......>, в выписке ЕГРН указаны сведения о дате и месте рождения ФИО8, паспорте и СНИЛС.

В связи с чем, судебная коллегия полагает, что отказ судебного пристава-исполнителя в удовлетворении заявления административного истца об истребовании сведений, направленных на установление местонахождения должника и его имущества, со ссылкой на отсутствие сведений о дате рождения должника является незаконным, нарушающим права административного истца как взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа. При этом судебная коллегия учитывает, что с момента возбуждения исполнительного производства (15.06.2021) каких-либо действенных мер, приведших к исполнению требований исполнительного документа, применено не было.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, вследствие чего оно в соответствии с пунктами 1,4 части 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований и возложением на административных ответчиков обязанности по устранению допущенного нарушения прав ООО «РИЦ ЖКХ».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Калининского районного суда города Тюмени от 25 апреля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ООО «РИЦ ЖКХ» удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Тихоновой А.Д. от 20 марта 2023 года об отказе в удовлетворении заявления по исполнительному производству № 33282/23/72006-ИП от 15 июня 2021 года.

Возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области, РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области устранить допущенное нарушение прав ООО «РИЦ ЖКХ», сообщить об исполнении решения в суд и ООО «РИЦ ЖКХ» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии