ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3826/2022 от 21.03.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-3826/2022

Судья: Бондарь А.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Поповой Е.И.,

судей

Карсаковой Н.Г., Чуфистова И.В.,

при секретаре

Витвицкой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2022 года административное дело №2а-3716/2021 по апелляционной жалобе Илларионова Кирилла Дмитриевича на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 1 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Илларионова Кирилла Дмитриевича к администрации Центрального района Санкт-Петербурга о признании распоряжения главы администрации района от 26 марта 2021 года №1599-р незаконным в части, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Заслушав доклад судьи Поповой Е.И., выслушав объяснения административного истца, Илларионова К.Д. и его представителя – Красникова О.В. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика, администрации Центрального района Санкт-Петербурга – Холовой Ж.А. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Илларионов К.Д. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Центрального района Санкт-Петербурга, в котором просил признать распоряжение главы администрации района Мейксина М.С. от 26 марта 2021 года №1599-р «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, других вопросах указанной категории граждан» незаконным в части отказа административному истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений, признать административного истца нуждающимся в жилом помещении, а также возложить на администрацию Центрального района в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, обязанность включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленных требований Илларионов К.Д. указал, что с 17 сентября 1996 года он зарегистрирован по адресу: <адрес>, нанимателем квартиры является ФИО1 На основании решения Смольнинского районного суда от 31 октября 2007 по делу №2-177/07 ФИО1 была лишена родительских прав в отношении административного истца, а также приговором мирового судьи судебного участка №209 от 11 мая 2007 года, вступившим в законную силу 21 мая 2007 года, ФИО1 признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 116 и статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (нанесение побоев и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего сына Илларионова К.Д.). Как указал административный истец, органами опеки и попечительства Центрального района он был помещен в ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №26 Адмиралтейского района», где находился до 31августа 2011 года. Директором указанного учреждения ФИО3, его законным представителем в тот период, в защиту его прав соответствующего заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений, в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга не подавалось. После 31 августа 2011 года административный истец поступил в СПб ПОУ «Российский колледж традиционной культуры», где было представлено жилое помещение для проживания в общежитии по адресу: <адрес>. Директором указанного образовательного учреждения также никаких действий до окончания истцом колледжа в 2014 году не предпринималось, соответствующего заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений, в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга не подавалось, право и порядок административному истцу разъяснен не был. Административный истец указал, что его право на включение в соответствующий список и последующее однократное предоставление государством жилого помещения, было нарушено по независящим от него объективным и субъективным причинам. В 2015 году, как отразил административный истец, он самостоятельно обратился в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений. По результатам рассмотрения заявления заместителем главы администрации Центрального района ФИО4, с учетом действующего на тот момент законодательства, рекомендовано обратиться в суд для получения решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения по адресу: <адрес>, что отражено в ответе от 15 мая 2015 года №ОГ-1422- 1/15-0-0. Такое заявление было подано в Смольнинский районный суд 6 августа 2015 года, но определением суда от 10 августа 2015 года по делу №143/367 заявление было оставлено без движения. Также Илларионов К.Д. указал, что 24 июля 2020 года он обратился в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга через МФЦ с заявлением о включении в список. Распоряжением главы администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 20 августа 2020 года №3519-р было отказано во включении в указанный список с обоснованием отказа в отсутствии документов, подтверждающих факт невозможности проживания по адресу регистрации. Поскольку в настоящее время административному истцу исполнилось полных 26 лет, он обратился через МФЦ с заявлением в администрацию района о необходимости признания невозможности проживания по Административному регламенту, утвержденному распоряжением №509-р, и последующем включении его в список на основании Административного регламента, утвержденному распоряжением №510-р. Распоряжением главы администрации района ФИО2 от 26 марта 2021 года №1599-р «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, других вопросах указанной категории граждан» административному истцу отказано во включении в указанный список.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 1 сентября 2021 года, в удовлетворении требований Илларионову К.Д. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Илларионов К.Д. указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела неверно применено законодательство и не учтено, что федеральное законодательство не устанавливает обязанности по предоставлению решения суда. Также апеллянт указывает, что судом первой инстанции не учтено, что заявление не было подано своевременно по причинам, независящим от него.

Административный истец, Илларионов К.Д. и его представитель – Красников О.В., в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного ответчика, администрации Центрального района Санкт-Петербурга – Холова Ж.А., действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о рождении Илларионова К.Д., <дата> года рождения, его родителями являются ФИО5 и ФИО1

Приговором мирового судьи Санкт-Петербурга судебного участка №209 от 11 мая 2007 года ФИО1 была признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 116 и статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении несовершеннолетнего Илларионова К.Д., ей назначено наказание в виде исправительных работ.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 октября 2007 года ФИО1 лишена родительских прав в отношении Илларионова К.Д.

В соответствии со справкой №01-13-1729/15 от 15 июля 2015 года, выданной администрацией муниципального образования Смольнинское, Илларионов К.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также из материалов дела следует, что Илларионов К.Д. с 17 сентября 1996 года постоянно зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, нанимателем которой является ФИО1

Материалами дела подтверждается, что с 19 сентября 2006 года по 31 августа 2011 года Илларионов К.Д. являлся воспитанником СПб ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №26 Адмиралтейского района» и находился на полном государственной обеспечении.

В период с 1 сентября 2011 года по 31 января 2014 года Илларионов К.Д. проходил обучение в СПб ПОУ «Российский колледж традиционной культуры», где было представлено жилое помещение для проживания в общежитии по адресу: <адрес>.

Согласно материалам дела административный истец обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Распоряжением главы администрации района ФИО2 от 26 марта 2021 №1599-р «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, других вопросах указанной категории граждан» административному истцу отказано во включении в указанный список.

Согласно письму заместителя главы администрации Центрального района ФИО6 от 30 марта 2021 года №ОБ-1147-1/21-0-2, административному истцу разъяснено, что административный истец не может являться заявителем в силу возраста.

Также в письме от 30 марта 2021 года №01-20-900/21-0-0 Илларионову К.Д. разъяснено, что для включения в список ему необходимо дополнительно представить в жилищный отдел решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно, что административный истец имеет право быть включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Суд первой инстанции, приняв во внимание, что административным истцом не было предоставлено решение суда об установлении факта о наличие оснований для включения в список, с учетом положений действующего законодательства, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Часть 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).

В силу пункта 3 Правил, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно пункту 4 Правил, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Пункт 7 Правил среди прочего устанавливает, что исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность установления субъектом Российской Федерации дополнительных документов, необходимых для включения в список.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26 мая 2020 года N509-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях" утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решения о признании невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях (далее Административный регламент, утвержденный распоряжением №509-р).

В силу пункта 1.2. Административного регламента, утвержденного распоряжением №509-р, заявителями являются лица из числа детей-сирот, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях в установленном порядке не было признано невозможным.

Согласно пункту 1.2.1 Административного регламента, утвержденного распоряжением №509-р, требования к лицам, в отношении которых администрацией района Санкт-Петербурга принимается решение о признании невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях по заявлению заявителей, указанных в пункте 1.2 настоящего Административного регламента дети-сироты являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений при наличии одного из следующих обстоятельств: проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

В силу пункту 2.3 Административного регламента, утвержденного распоряжением №509-р, результатом предоставления государственной услуги является, в том числе в случае принятия решения об отказе в признании невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в занимаемом жилом помещении - направление уведомления об отказе в признании невозможным проживание ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента, утвержденного распоряжением №509-р, установлено, что среди прочего в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем включены решение суда, вступившее в законную силу, об отказе в принудительном обмене занимаемого жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (в случае если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является проживание в жилом помещении совместно с лицами, лишенными в отношении них родительских прав); справка органа внутренних дел о наличии у лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок-сирота, лицо из числа детей-сирот, судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении указанного лица по нереабилитирующим основаниям за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (в случае если основанием для признания невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является проживание в указанном жилом помещении лица, имеющего или имевшего судимость либо подвергающегося или подвергавшегося уголовному преследованию).

В настоящем случае Илларионовым К.Д. указанные документы в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга не представлялись, что в том числе послужило основанием для принятия решения об отказе в признании невозможным проживания административного истца в ранее занимаемом жилом помещении.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26 мая 2020 года N510-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее Административный регламент, утвержденный распоряжением №510-р).

В силу пункта 1.2.1 Административного регламента, утвержденного распоряжением №510-р, заявителями по предоставлению государственной услуги в части принятия решения о включении в список являются, в том числе, лица из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (лица старше 23 лет).

Согласно пункту 1.2.3 Административного регламента, утвержденного распоряжением №510-р, требования к лицам старше 23 лет, от имени которых подается заявление о включении в список: лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Пунктом 2.6.1.2 Административного регламента, утвержденного распоряжением №510-р, установлено, что для принятия решения о включении в список лиц старше 23 лет заявителем в дополнение к документам, указанным в пункте 2.6.1.1 настоящего Административного регламента, представляются в том числе документы, подтверждающие наличие основания для включения в список (для лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они имели право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим после 1 января 2013 года): решение суда, вступившее в законную силу, об установлении факта о наличии оснований для включения в список в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим после 1 января 2013 года.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что Илларионов К.Д. не представлял административному ответчику соответствующий судебный акт.

Из материалов дела усматривается, что Илларионов К.Д. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2021 года заявление Илларионова К.Д. оставлено без рассмотрения, в связи с установлением спора о праве, а также разъяснено право обращения в суд с заявленными требованиями в порядке искового производства.

Указанное определение Илларионовым К.Д. не оспаривалось и вступило в законную силу.

Одновременно, исковое заявление Илларионовым К.Д. в суд подано не было, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Также необходимо обратить внимание, что решение суда об отказе в принудительном обмене занимаемого жилого помещения Илларионовым К.Д. не было представлено, поскольку исковое заявление Илларионова К.Д. ранее было оставлено без движения и впоследствии возвращено.

Заслуживает внимания и тот факт, что административным ответчиком неоднократно разъяснялся Илларионову К.Д. порядок подачи заявлений и необходимые документы, однако, Илларионовым К.Д. неоднократно нарушался порядок подачи заявлений.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным истцом не был представлен исчерпывающий перечень документов, для принятия решения о включении его в список, что в свою очередь дает основание сделать вывод о законности оспариваемого распоряжения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции, верно, определены законодательные акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, как федеральные, так и региональные. При этом, довод Илларионова К.Д. о необходимости применения только федерального законодательства основан на неверном толковании права и не может служить основанием к отмене решения суда.

Судебная коллегия отмечает, что Илларионов К.Д. заявляет в рамках настоящего спора требования о признании его нуждающимся в жилом помещении, однако, в рамках административного судопроизводства суд не вправе признавать право стороны и устанавливать юридически значимые факты.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 1 сентября 2021 года по административному делу №2а-3716/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Илларионова Кирилла Дмитриевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий:

Судьи: