Судья Добраш Т.В. Дело № 33а-3828/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.
при секретаре Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прытковой М.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе представителя административного истца Харламовой К.Д.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 января 2019 года, которым постановлено:
Прытковой М.А. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленного законом срока государственной регистрации прав и государственной регистрации ограничений прав на объект недвижимости, возмещении расходов по оплате государственной пошлины - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Прыткова М.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ через филиал по работе с юридическими лицами г. Волжского Волгоградской области ГКУ ВО «МФЦ» в адрес Управления Росреестра по Волгоградской области ею были сданы документы на регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета на недвижимое имущество и регистрацию ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости по адресу: <адрес>, о чем ей была выдана расписка. Срок получения документов, подтверждающих регистрацию прав и регистрацию ограничений прав на объект недвижимости в силу п. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ №218-ФЗ, установлен 20.09.2018. Обратившись в указанный срок в ГКУ ВО «МФЦ», в получении документов ей было отказано в связи с задержкой Управлением Росреестра регистрации документов по техническим причинам. По этой же причине было отказано ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на письменное обращение, адресованное в Управление Росреестра по Волгоградской области, ей был дан ответ, что задержка рассматриваемых документов, поступивших для осуществления учетно-регистрационных действий, произошла из-за аварии в центре обработки данных, которая привела к остановке ФГИС ЕГРН. Государственная регистрация права на вышеуказанный объект недвижимости была зарегистрирована Управлением Росреестра по Волгоградской области только 01.11.2018 с нарушением установленного срока более чем на месяц. Документы получены ею только 06.11.2018. Указывает, что бездействием административного ответчика, выразившимся в нарушении установленных законом сроков регистрации документов, нарушены ее права в своевременном получении государственной услуги.
Просила признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившееся в нарушении установленного законом срока государственной регистрации прав и государственной регистрации ограничений прав на объект недвижимости по адресу: <адрес>, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Харламовой К.Д. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.
В письменных возражениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Киселев А.В. считает решение суда законным и обоснованным, вынесенном при полном и объективном исследовании материалов дела и представленных сторонами доказательств. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Харламовой К.Д. без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя Управления Росреестра по Волгоградской области Олейникову Ю.В.,считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим федеральным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
В силу положений ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав осуществляются в течение девяти рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Порядок приема заявлений и необходимых для государственной регистрации прав документов в Многофункциональных центрах по оказанию государственных и муниципальных услуг, а также порядок их передачи в подразделения Росреестра регулируется ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости, постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", Соглашением №3-ФОИВ/16 от 02.12.2016 о взаимодействии между ГКУ ВО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ГКУ ВО МФЦ), Управлением и Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Волгоградской области (далее - Филиал ФКП).
На основании положений указанных нормативных актов и Соглашения, ответственным работником МФЦ должен быть сформирован и передан в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, помимо документов на бумажном носителе также и пакет принятых документов в электронной форме, сформированный посредством АИС МФЦ (система межведомственного электронного взаимодействия) или ПК ПВД (программный комплекс приема-выдачи документов)...
Соглашением №3-ФОИВ/16 от 02.12.2016 о взаимодействии между ГКУ ВО МФЦ, Управлением и Филиалом ФКП в приложении №4 утвержден Порядок организации предоставления государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в многофункциональных центрах и (или) привлекаемых организациях.
Дополнительным соглашением №8/2 от 24.07.2018 Порядок изложен в новой редакции. Согласно разделу 2 Порядка:
- представленные в форме документов на бумажном носителе Заявление и прилагаемые к нему документы подлежат переводу в форму электронного документа или электронного образа документа (п. 2.2 Порядка);
- электронный пакет документов передается в подсистеме подготовки и обработки запросов (ППОЗ) ФГИС ЕГРН автоматически после завершения приема заявления в ПК ПВД (п. 2.7 Порядка);
- пакеты документов на бумажных носителях подлежат передаче в Филиал ФКП в соответствии со Схемой приема-передачи пакетов документов на бумажных носителях, указанной в приложении №7 к соглашению (п. 2.8 Порядка).
Согласно ч. 4 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав.
В соответствии с п. 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N11/0515 «О
наделении ФГБУ "ФКП Росреестра"» ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав).
В составе указанных полномочий предусмотрены: загрузка содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительномпорядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН, а также формирование посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственной регистрации прав.
С целью реализации указанных полномочий совместным приказом
Управления и Филиала ФКП от 01.08.2018 №П/300/П138 утверждена Схема
внутриведомственного взаимодействия, последовательности и сроков выполнения технологических процессов при осуществлении функции по кадастровому учету и регистрации прав.
Согласно пункту 4.11 Схемы «независимо от результатов, отраженныхв протоколе проверки документов процедуры, указанных в пунктах 4.9 и 4.10
Схемы, должны быть завершены до окончания четвертого рабочего дня (для ГКУ и ГРП) или второго рабочего дня (для ГКУ) следующего за Днем приёма».
В период с 08.08.2018 на территории Волгоградской области Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии во исполнение Закона о государственной регистрации недвижимости введена в промышленную эксплуатацию федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).
Особенностью функционирования ФГИС ЕГРН является централизованное хранение и обработка данных. Услуги центра обработки данных в рамках государственного контракта Росреестру предоставляет ПАО «Ростелеком».
В соответствии с п. 13 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе такие заявление и документы переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа, при этом документы вформе документов на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму электронного документа или электронного образа документа возвращаются заявителю после осуществления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета вместе с иными подлежащими выдаче документами (за исключением подлежащих помещению в реестровое дело оформленных в форме документов на бумажном носителе заявлений, а также документов, оригиналы которых отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах). Электронные документы, электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящей частью, заверяются усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе.
Пунктом 3 Порядка ведения Единого государственного реестра
недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N943, предусмотрено, что ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН).
Сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 Порядка ведения ЕГРН).
Формирование данных в кадастре недвижимости и реестре прав на
недвижимость осуществляется в виде электронного документа, заверенного
усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) государственного регистратора прав, сформировавшего такие данные, сведения о котором со статусом "действующий" содержатся в реестре государственных регистраторов прав, если иное не установлено Порядком.
Каждый указанный в настоящем пункте электронный документ содержит дату и время (указывается время московское) с точностью до секунды его создания (подписания государственным регистратором прав, уполномоченным на внесение в реестр границ сведений должностным лицом), а также идентифицируется кадастровым номером, номером регистрации права, реестровым номером соответственно или номером, предусмотренным абзацем пятым пункта 15 Порядка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Прытковой М.А. были сданы документы на регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, на недвижимое имущество и регистрацию ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости по адресу: <адрес>, что подтверждается расписками в получении документов от ДД.ММ.ГГГГ, в которых специалист МФЦ указал срок выдачи документов – девять рабочих дней с даты приема заявления на осуществление ГКУ и/или ГРП и прилагаемых к нему документов.
Регистрация права собственности и государственная регистрация ограничений прав на объект недвижимости по адресу: <адрес>, осуществлена Управлением Росреестра по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ на письменное обращение о причинах задержки регистрации документов, адресованное в Управление Росреестра, административному истцу был дан ответ, что задержка рассматриваемых документов, поступивших для осуществления учетно-регистрационных действий, произошла из-за аварии в центре обработки данных, которая привела к остановке ФГИС ЕГРН.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика- Управления Росреестра по Волгоградской области Киселева А.В. в судебном заседании суда первой инстанции, 19.08.2018 в центре обработки данных ПАО «Ростелеком» произошла авария системы хранения данных, повлекшая полную остановку всех сервисов ФГИС ЕГРН, которая привела к невозможности приема и обработки пакетов документов. Поскольку сложившаяся ситуация возникла не по вине Росреестра, то территориальные органы Росреестра и подведомственные организации были лишены технической возможности своевременного предоставления и оказания государственных услуг. Восстановление функционирования ФГИС ЕГРН произошло только с 01.09.2018. В связи с нарушением работы сервисов ФГИС ЕГРН на рассмотрение государственному регистратору Управления документы поступили только ДД.ММ.ГГГГ (регистрация перехода права собственности) и ДД.ММ.ГГГГ (регистрация ипотеки в силу закона). ДД.ММ.ГГГГ документы переданы в МФЦ для выдачи заявителю, ДД.ММ.ГГГГ получены Прытковой М.А.
В подтверждение данных доводов представителем административного ответчика представлены информационое письмо Росреестра за № 20-08852-МС/18 от 31.08.2018 в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации с разъяснением причин нарушения сроков принятия решений по ранее поданным пакетам документов, письмо Росреестра от 10.09.2018 № 18-09125-АП/18 в адрес администрации Волгоградской области с сообщением об аварии в центре обработки данных и принимаемых мерах, реестр № 322 от 25.10.2018, письмо Росреестра от 02.10.2018 № 21-16505/18 в адрес филиала ФКП, сообщение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 15.10.2018 №ЕБ-5871/2018.
При таком положении, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что пакет документов на регистрацию спорного объекта недвижимости в надлежащем виде поступил на рассмотрение государственному регистратору Управления лишь ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права и обременения права проведена через день, то есть ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Управлением Росреестра по Волгоградской области не было допущено незаконного бездействия при проведении государственной регистрации прав административного истца на недвижимое имущество, как не было допущено и нарушения прав административного истца. Управлением были предприняты все необходимые меры для проведения государственной регистрации прав административного истца в соответствии с требованиями законодательства, согласно которым обязательным условием проведения государственной регистрации прав является соблюдение требований при формировании принятого пакета документов. При этом, причины, по которым надлежащий пакет документов заявителя не поступил на рассмотрение государственному регистратору, объективно не зависили от Управления.
Доводы административного истца о нарушении бездействием административного ответчика его права на своевременное осуществление правомочий как собственника недвижимого имущества, основанием к отмене решения не являются, так как не находятся в причинно-следственной связи с заявленными требованиями.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
По правилам ст. 227 КАС РФ удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьей 1, п. 2 ст. 3 КАС РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, обращение в суд за защитой нарушенного права как реализация неотчуждаемого права человека - права на судебную защиту, выступающего одновременно процессуальной гарантией всех других прав и свобод и наиболее действенным способом охраны достоинства личности, предполагает, как это следует из закрепляющей данное право статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), возможность на основе принципов равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон судопроизводства получить реальную судебную защиту в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно установленными критериями.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 4 КАС РФ закрепляет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.
Принимая во внимание приведенные нормы права, а также то обстоятельство, что формальное право административного истца на момент рассмотрения спора судом было восстановлено (регистрация права и обременения права Прытковой М.А. проведена ДД.ММ.ГГГГ), а иного способа восстановления данного права решение суда не порождает, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Харламовой К.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи