ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3839/2016 от 29.08.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Иванова М.А. Дело № 33а – 3839/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей Машкиной Н.Ф., Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Токаревой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 29 августа 2016 года административное дело

по апелляционной жалобе представителя административного истца Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом <данные изъяты> рег. от ДД.ММ.ГГГГ),

на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 2 июня 2016 года, которым

административное исковое заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска о признании незаконным и отмене предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения, принятые определением судьи от 22.04.2016 г. меры предварительной защиты в виде приостановления действия предписания от ДД.ММ.ГГГГ отменены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., выслушав объяснения представителя административного истца Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом <данные изъяты> рег. от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснения ФИО3 - представителя административного ответчика государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом <данные изъяты> рег. от ДД.ММ.ГГГГ), полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам

установила:

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее по тексту – Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее по тексту – Государственная жилищная инспекция УР, административный ответчик) о признании незаконным и отмене предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ,

указывая следующее.

23 марта 2016 года в Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска поступило письмо от Государственной жилищной инспекции УР исх. от ДД.ММ.ГГГГ о направлении для исполнения предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данному предписанию Управлению ЖКХ Администрации г.Ижевска в срок до 15 апреля 2016 г. надлежало:

- провести проверку по факту ненадлежащего содержания общего имущества МКД по <адрес> (пробивка отверстий в плитах перекрытий между 1-м этажом и подвальным помещением, трещины в несущих стенах);

-провести проверку по факту ненадлежащего содержания общего имущества МКД по <адрес> (несанкционированное подключение в общедомовые системы водоотведения, отопления, энергоснабжения).

Предписание выдано на основании изучения представленных Управлением ЖКХ документов на запрос главного государственного жилищного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении коллективного обращения К.А.З. от ДД.ММ.ГГГГ.

В предписании указывается на нарушение пункта 2 статьи 1 Закона УР №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона УР «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», п.4.3.1, 4.2.1.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г. не проведена проверка по факту ненадлежащего содержания общего имущества в МКД по <адрес> по коллективным обращениям, поступившим в Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска исх. от ДД.ММ.ГГГГ.; исх. от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец считает предписание Государственной жилищной инспекции УР незаконным, поскольку оно вынесено с нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно, статей 10, 11, 14, 16-18; на момент вручения предписания – 23.03.2016 г. проверка в отношении ООО «<данные изъяты>» уже была организована, проведена, оснований для проведения проверки по аналогичным требованиям не имелось.

Административный истец просил признать незаконным и отменить предписание по результатам проведения мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ и приостановить действие предписания до вынесения решения по существу.

Определением судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска от 22 апреля 2016 г. действие предписания от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до рассмотрения дела по существу (л.д.20).

В судебном заседании:

Представитель административного истца ФИО2 требования административного иска поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО3 требования административного иска не признала, полагает вынесенное в адрес административного истца предписание законным, указывает, что положения Федерального закона №294-ФЗ не распространяются на осуществление Государственной жилищной инспекцией УР текущего контроля за осуществлением органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий требования законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики.

Суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. При этом ссылается на неприменение судом закона, подлежащего применению, а также неправильное применение норм материального права, указывая, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска наделено правами юридического лица, соответственно, оспариваемое предписание должно быть вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ. При вынесении предписания нарушены положения статей 10, 11, 14, 16, 17, 18, 20 Федерального закона № 294-ФЗ, влекущие признание предписания незаконным и подлежащим отмене.

Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), изучив и проанализировав материалы дела, выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия по административным делам считает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Учитывая срок исполнения предписания – 15 апреля 2016 г., с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 22 апреля 2016 г. (л.д.3), судебная коллегия считает, что сроки для обращения в суд административным истцом соблюдены.

Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из законности вынесенного предписания от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что к данным правоотношениям не применяются положения Закона №294-ФЗ, поскольку указанный закон применяется только при организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч.3 ст.20 ЖК РФ, п.9 Положения о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ №493 от 11.06.2013 г.); порядок проведения проверок в отношении органов местного самоуправления при осуществлении последними отдельных государственных полномочий определяется статьей 21 Закона №131-ФЗ, Законом УР №40-РЗ; указанный порядок проведения проверки не требует согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки; процедура проведения проверки соблюдена; коллективное обращение жителей многоквартирного дома по <адрес> рассмотрено административным истцом без организации и проведении проверки по соблюдению управляющей организацией лицензионных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что послужило основанием для вынесения предписания.

Судебная коллегия по административным делам соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.

Как следует из материалов дела, и установлено судом в Государственную жилищную инспекцию УР поступило коллективное обращение жителей многоквартирного дома по <адрес> о том, что по их обращению в Государственную жилищную инспекцию УР, переадресованному письмом в Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим доводы о ненадлежащем содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, Управлением ЖКХ проверка не проведена.

В силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

По данному коллективному обращению граждан о фактах нарушений, являющихся основанием для проведения проверки в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска проверка не проведена.

В рамках осуществления Государственной жилищной инспекцией УР текущего контроля за осуществлением Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска отдельных государственных полномочий административным ответчиком у административного истца запрошены документы посредством направления письма от ДД.ММ.ГГГГ При изучении представленных Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска документов установлено, что данное обращение рассмотрено без организации и проведении проверки по соблюдению товариществом собственников жилья обязательных требований к содержанию общего имущества собственников в многоквартирном доме.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Государственной жилищной инспекцией УР в лице главного государственного инспектора ФИО4 в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска оспариваемого предписания о проведении проверки по факту ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома по <адрес>, в частности, проведении проверки по факту пробивки отверстий в плитах перекрытий между 1-м этажом и подвальным помещением, наличие трещин в несущих стенах; несанкционированное подключение в общедомовые системы водоотведения, отопления, электроснабжения, в срок по 15.04.2016 г. (л.д.5).

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными и исследованными доказательствами и сторонами по делу в целом не оспариваются.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона УР от 30.06.2014 №40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", статьей 21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ №493 от 11.06.2013 г. и пришел к обоснованному выводу о законности вынесенного предписания от ДД.ММ.ГГГГ

Так, в силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся, соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Права и обязанности органов государственной власти Удмуртской Республики при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе уполномоченного органа - государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики определены частями 2, 3 статьи 4 Закона УР от 30.06.2014 N 40-РЗ (ред. от 21.12.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (принят Государственным Советом УР 10.06.2014 N 370-V) (далее – Закон УР 40-РЗ).

Так, Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий (далее - уполномоченный орган) (часть 2 статьи 4 Закона УР 40-РЗ);

Уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе, осуществляет текущий контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; выдает обязательные для исполнения письменные предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления или их должностными лицами при осуществлении отдельных государственных полномочий; запрашивает и получает от органов местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий (часть 3 статьи 4 Закона УР 40-РЗ).

При этом органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять данные полномочия надлежащим образом в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Законом УР 40-РЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики (пп.1 ч.2 ст.5 Закона 40-РЗ).

Согласно статье 9 Закона УР 40-РЗ целью контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий является обеспечение соблюдения органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий требований законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики (часть 1); контроль, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики, предусмотренными статьей 4 настоящего Закона, в следующих формах, в том числе: проведение проверок деятельности органов местного самоуправления в части осуществления отдельных государственных полномочий, и выдача органам местного самоуправления письменных предписаний по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий (часть 2); контроль осуществляется путем проведения проверок, запросов документов, материалов, иной информации об осуществлении отдельных государственных полномочий (часть 3).

Должностные лица Государственной жилищной инспекции УР, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимыми для проведения соблюдения обязательных требований, в установленном законодательством порядке, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 11 Положения).

Оспаривая предписание, административный истец ссылается на нарушение административным ответчиком положений Федерального закона № 294-ФЗ.

Оценивая указанный довод апелляционной жалобы о несоблюдении процедуры проведения проверки административным ответчиком, и неприменении положений Закона РФ №294, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.В силу Положения о государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утв. Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 г. №538, Государственная жилищная инспекция УР является органом государственного жилищного надзора.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольная государству (часть 2).

Из п.3 ст.2 Закона №294-ФЗ следует, что полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из изложенного следует, что орган местного самоуправления в силу своего специального статуса (осуществление публичных функций) является самостоятельным субъектом правоотношений отличным от юридических лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

При этом порядок проведения проверок в отношении органов местного самоуправления при осуществлении последними отдельных государственных полномочий определен ст.21 Закона №131-ФЗ, Законом УР 40-РЗ.

Согласно статье 21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий; в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно пунктам 1.1, 2.13 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 30 октября 2007 года № 314 (в редакции решения Городской думы города Ижевска от 19 февраля 2015 года № 737), Управление является отраслевым органом – структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору согласно Закону УР от 30 июня 2014 года № 40-РЗ.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением (пункт 1.3 Положения).

В соответствии с Законом УР от 30.06.2014 N 40-РЗ (ред. от 21.12.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (принят Государственным Советом УР 10.06.2014 N 370-V) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 14.07.2014 N RU18000201400468) (далее – Закон УР 40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе: организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (пункт 1 части 1 статьи 1); организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 1); организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1).

Из смысла части 1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях защиты их прав.

Между тем наделение органов местного самоуправления правами и обязанностями юридического лица означает лишь то, что нормы действующего законодательства к ним применимы в части, касающейся осуществления ими хозяйственной деятельности, необходимой для реализации своих публично-правовых функций. Федеральный закон № 294-ФЗ предусматривает осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении юридических лиц, то есть организаций, осуществляющих, прежде всего хозяйственную деятельность.

Следовательно, нормы Федерального закона № 294-ФЗ, касающиеся проверки должностными лицами регионального государственного жилищного надзора в отношении субъекта регионального жилищного надзора – органа местного самоуправления, не применимы.

Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица, в связи с оно должно быть законным и обоснованным и не нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого оно выдано, и иных лиц.

В случае выявления органами контроля и надзора нарушений могут быть применены меры принуждения, вплоть до юридической ответственности. Конституционный Суд РФ указал, что данные меры не могут рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.

При этом выдача предписание в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов восстановления положения, существовавшего до нарушения законодательства. В связи с чем, обязанность по устранению выявленного нарушения может быть возложена только на лицо, виновное в нарушении.

Оценивая основания выдачи предписания и существо нарушения, судебная коллегия приходит к следующему.

В Государственную жилищную инспекцию УР поступило коллективное обращение жителей многоквартирного дома по <адрес> о том, что по их обращению в Госжилинспекцию УР, переадресованному письмом от ДД.ММ.ГГГГ в Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска, содержащим доводы о ненадлежащем содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, Управлением ЖКХ Администрации г.Ижевска проверка не проведена.

Суть обращения жильцов – захват и порча части общего имущества новым собственником нежилого помещения (кв.1), выразившиеся в пробивке отверстий в плитах перекрытий между 1-м этажом и подвальным помещением, образованием трещин в несущих стенах, несанкционированном подключении в общедомовые системы водоотведения, отопления, энергоснабжения.

При изучении документов установлено, что данное обращение рассмотрено без организации и проведении проверки по соблюдению управляющей организации лицензионных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.196 ЖК РФ).

Способ управления многоквартирным домом по <адрес> - управляющая организация ООО «<данные изъяты>».

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля предусмотрен ст.196 ЖК РФ, согласно которой внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3); должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата (часть 2); к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Лицензионные требования определены ст.193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 11102, согласно которому лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен ч.1 ст.36 ЖК РФ: собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее – Постановление Правительства РФ №491) в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (пп. в); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (пп. д).

В силу п.10 Постановления Правительства РФ №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

Пунктом 11 вышеуказанного Постановления №491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пп.з).

Виды работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества многоквартирного дома предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 ) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"..

Пунктом 4.3.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:

устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин;

исправное состояние перекрытий;

звукоизоляцию;

устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития;

восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.

Пунктом 4.2.1.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:

заданный температурно-влажностный режим внутри здания;

исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);

устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;

теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Согласно ст.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

В силу п.п. 3 п.31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что административный истец в силу полномочий обязан провести надлежащую проверку, поскольку обращения граждан содержат сведения о нарушении управляющей организацией лицензионных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Вопреки доводу жалобы о том, что надлежащая проверка в отношении ООО «<данные изъяты>» административным истцом была проведена, материалами дела подтверждается, что проверка с оформлением акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ была проведена по иному обращению, поступившему из прокуратуры УР, о чем административный ответчик не был поставлен в известность. Судебная коллегия считает, что, по сути, предписание ввиду проведения проверки по фактам указанным в нем была проведена, что свидетельствует об его исполнении, а не незаконности.

С учетом приведенных положений нормативных актов, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий, в отношении органа местного самоуправления – Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска.

Анализируя последовательность административных процедур в рамках исполнения государственной функции, подлежащих соблюдению Государственной жилищной инспекцией УР, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия должностного лица с поступившими документами и информацией, по результатам которой было вынесено оспариваемое предписания, соответствуют требованиям, предъявляемым при проведении государственного жилищного надзора.

Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое предписание по своему содержанию соотносится с результатами проверки, содержит характеристику нарушения, указание на нормативный документ, в соответствии с которым проведена проверка и нарушение требований которого установлено, а также указание на подлежащее исполнению мероприятия в разумный срок, в связи с чем, довод о его неисполнимости и незаконности подлежит отклонению.

Иные, приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушении норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Указания административного истца о несогласии с выводами суда на оценку законности состоявшегося судебного постановления не влияют, отмену судебного акта не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 2 июня 2016 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья Кричкер Е.В.

Судьи Машкина Н.Ф.

Багаутдинова Г.Р.