Судья Иванова М.А. Дело № 33а – 3840/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
судей Машкиной Н.Ф.,
Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре Токаревой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 29 августа 2016 года административное дело
по апелляционной жалобе представителя административного истца Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№, диплом <данные изъяты> рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ),
на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 8 июня 2016 года, которым
административное исковое заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска о признании незаконным и отмене предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., выслушав объяснения представителя административного истца Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом <данные изъяты> рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснения ФИО3 - представителя административного ответчика государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом <данные изъяты> рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ), полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам
установила:
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее по тексту – Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее по тексту – Государственная жилищная инспекция УР, административный ответчик) о признании незаконным и отмене предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю № от ДД.ММ.ГГГГ,
указывая следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска поступило письмо от Государственной жилищной инспекции УР исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении для исполнения предписания по результатам проведения мероприятия по государственному контролю № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данному предписанию Управлению ЖКХ Администрации г.Ижевска в срок до 15 апреля 2016 г. надлежало провести проверку по факту ненадлежащего содержания общего имущества МКД № по <адрес> по обращению, поступившему к нему ДД.ММ.ГГГГ№.
Предписание выдано на основании изучения представленных Управлением ЖКХ документов на запрос главного государственного жилищного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ№ о рассмотрении обращения заявителя Ш.А.Ф., проживающего по адресу: <адрес> в отношении квартиры родителей, проживающих в доме <адрес>, управляемого товариществом собственников жилья.
В предписании указывается на нарушение пункта 2 статьи 1 Закона УР №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона УР «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», п.5.7.1, 5.7.2 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г. не проведена проверка по факту ненадлежащего содержания общего имущества в МКД <адрес> по обращению, поступившему в Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец считает предписание Государственной жилищной инспекции УР незаконным, поскольку оно вынесено с нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно, статей 10, 11, 14, 16-18; отсутствуют основания для организации проверки по государственному жилищному надзору.
В качестве нормативного документа, лежащего в основании характеристики нарушения предписания, указан п.2 ст.1 Закона УР №40-РЗ. Собственниками многоквартирного дома <адрес> выбран способ управления – товарищество собственников жилья. Таким образом, Государственной жилищной инспекцией УР необоснованно предписывается административному истцу провести проверку в рамках отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В силу части 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, в связи с чем, в основании предписания указана норма права, не подлежащая исполнению.
Кроме того, ссылка на нарушение п.5.7.1, 5.7.2 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 не обоснована, т.к. указанные пункты не распространяют свое действие на административного истца, а определяют обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда.
В силу п.п. «в» п.2 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Поскольку права заявителя Ш.А.Ф., проживающего по иному адресу, не нарушены, в отношении многоквартирного дома <адрес>, то он не может выступать в качестве потребителя, не является стороной в отношениях между собственниками многоквартирного дома <адрес> и товариществом собственников жилья «<данные изъяты>», основания для проведения внеплановой проверки в рамках осуществления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору отсутствовали. Административный истец просил признать незаконным и отменить предписание по результатам проведения мероприятия по государственному контролю № от ДД.ММ.ГГГГ и приостановить действие предписания до вынесения решения по существу.
Определением судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска от 22 апреля 2016 г. действие предписания № от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до рассмотрения дела по существу (л.д.12).
В судебном заседании:
Представитель административного истца ФИО2 требования административного иска поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО4 требования административного иска не признала, полагает вынесенное в адрес административного истца предписание законным, указывает, что положения Федерального закона №294-ФЗ не распространяются на осуществление Государственной жилищной инспекцией УР текущего контроля за осуществлением органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий требования законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. При этом ссылается на неприменение судом закона, подлежащего применению, а также неправильное применение норм материального права, указывая, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска наделено правами юридического лица, соответственно, оспариваемое предписание должно быть вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ. При вынесении предписания нарушены положения статей 10, 11, 14, 16, 17, 18, 20 Федерального закона № 294-ФЗ, влекущие признание предписания незаконным и подлежащим отмене.
Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), изучив и проанализировав материалы дела, выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия по административным делам считает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Учитывая срок исполнения предписания – 15 апреля 2016 г., с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 22 апреля 2016 г. (л.д.3), судебная коллегия считает, что сроки для обращения в суд административным истцом соблюдены.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из законности вынесенного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что к данным правоотношениям не применяются положения Закона №294-ФЗ, поскольку указанный закон применяется только при организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч.3 ст.20 ЖК РФ, п.9 Положения о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ №493 от 11.06.2013 г.); порядок проведения проверок в отношении органов местного самоуправления при осуществлении последними отдельных государственных полномочий определяется статьей 21 Закона №131-ФЗ, Законом УР №40-РЗ; указанный порядок проведения проверки не требует согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки; процедура проведения проверки соблюдена; обращение гражданина Ш.А.Ф. рассмотрено административным истцом без организации и проведении проверки по соблюдению ТСЖ обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что послужило основанием для вынесения предписания.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Как следует из материалов дела, и установлено судом в Государственную жилищную инспекцию УР поступило обращение гражданина Ш.А.Ф. (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что по его обращению в Государственную жилищную инспекцию УР, переадресованному письмом в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащим доводы о ненадлежащем содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме товариществом собственников жилья, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска проверка не проведена (л.д.7).
В силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обращение любого гражданина, содержащее доводы о ненадлежащем содержании общего имущества является основанием для проведения проверки.
По данному обращению гражданина о фактах нарушения, являющемуся основанием для проведения проверки в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска проверка не проведена.
В рамках осуществления Государственной жилищной инспекцией УР текущего контроля за осуществлением Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска отдельных государственных полномочий административным ответчиком у административного истца запрошены документы посредством направления письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32). При изучении представленных Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска документов установлено, что данное обращение рассмотрено без организации и проведении проверки по соблюдению товариществом собственников жилья обязательных требований к содержанию общего имущества собственников в многоквартирном доме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Государственной жилищной инспекцией УР в лице главного государственного инспектора ФИО5 в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска оспариваемого предписания о проведении проверки по факту ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома <адрес>, в частности, проведении проверки работы вентиляционной системы в квартире №, в срок по 15.04.2016 г. (л.д.5).
Главным государственным жилищным инспектором ФИО5 в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении описки в разделе (столбце) «нормативные документы» вместо п.2 ч.1 ст.1 Закона УР от 30.06.2014 г. №40-РЗ указан п.2 ст.1 указанного закона (л.д.28).
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными и исследованными доказательствами и сторонами по делу в целом не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона УР от 30.06.2014 №40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", статьей 21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ №493 от 11.06.2013 г. и пришел к обоснованному выводу о законности вынесенного предписания №И5-30-708 от 01.04.2016 г.
Так, в силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся, соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Права и обязанности органов государственной власти Удмуртской Республики при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе уполномоченного органа - государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики определены частями 2, 3 статьи 4 Закона УР от 30.06.2014 N 40-РЗ (ред. от 21.12.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (принят Государственным Советом УР 10.06.2014 N 370-V) (далее – Закон УР 40-РЗ).
Так, Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий (далее - уполномоченный орган) (часть 2 статьи 4 Закона УР 40-РЗ);
Уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе, осуществляет текущий контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; выдает обязательные для исполнения письменные предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления или их должностными лицами при осуществлении отдельных государственных полномочий; запрашивает и получает от органов местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий (часть 3 статьи 4 Закона УР 40-РЗ).
При этом органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять данные полномочия надлежащим образом в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Законом УР 40-РЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики (пп.1 ч.2 ст.5 Закона 40-РЗ).
Согласно статье 9 Закона УР 40-РЗ целью контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий является обеспечение соблюдения органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий требований законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики (часть 1); контроль, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики, предусмотренными статьей 4 настоящего Закона, в следующих формах, в том числе: проведение проверок деятельности органов местного самоуправления в части осуществления отдельных государственных полномочий, и выдача органам местного самоуправления письменных предписаний по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий (часть 2); контроль осуществляется путем проведения проверок, запросов документов, материалов, иной информации об осуществлении отдельных государственных полномочий (часть 3).
Должностные лица Государственной жилищной инспекции УР, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимыми для проведения соблюдения обязательных требований, в установленном законодательством порядке, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 11 Положения).
Оспаривая предписание, административный истец ссылается на нарушение административным ответчиком положений Федерального закона № 294-ФЗ.
Оценивая указанный довод апелляционной жалобы о несоблюдении процедуры проведения проверки административным ответчиком, и неприменении положений Закона РФ №294, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
В силу Положения о государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утв. Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 г. №538, Государственная жилищная инспекция УР является органом государственного жилищного надзора.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольная государству (часть 2).
Из п.3 ст.2 Закона №294-ФЗ следует, что полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из изложенного следует, что орган местного самоуправления в силу своего специального статуса (осуществление публичных функций) является самостоятельным субъектом правоотношений отличным от юридических лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
При этом порядок проведения проверок в отношении органов местного самоуправления при осуществлении последними отдельных государственных полномочий определен ст.21 Закона №131-ФЗ, Законом УР 40-РЗ.
Согласно статье 21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий; в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно статье 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1); структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (часть 8).
В соответствии с частью 2 статьи 41 этого же Федерального закона 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1.1, 2.13 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 30 октября 2007 года № 314 (в редакции решения Городской думы города Ижевска от 19 февраля 2015 года № 737), Управление является отраслевым органом – структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору согласно Закону УР от 30 июня 2014 года № 40-РЗ.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением (пункт 1.3 Положения).
В соответствии с Законом УР от 30.06.2014 N 40-РЗ (ред. от 21.12.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (принят Государственным Советом УР 10.06.2014 N 370-V) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 14.07.2014 N RU18000201400468) (далее – Закон УР 40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе: организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (пункт 1 части 1 статьи 1); организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 1); организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1).
Из смысла части 1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях защиты их прав.
Между тем наделение органов местного самоуправления правами и обязанностями юридического лица означает лишь то, что нормы действующего законодательства к ним применимы в части, касающейся осуществления ими хозяйственной деятельности, необходимой для реализации своих публично-правовых функций. Федеральный закон № 294-ФЗ предусматривает осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении юридических лиц, то есть организаций, осуществляющих, прежде всего хозяйственную деятельность.
Следовательно, нормы Федерального закона № 294-ФЗ, касающиеся проверки должностными лицами регионального государственного жилищного надзора в отношении субъекта регионального жилищного надзора – органа местного самоуправления, не применимы.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица, в связи с оно должно быть законным и обоснованным и не нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого оно выдано, и иных лиц.
В случае выявления органами контроля и надзора нарушений могут быть применены меры принуждения, вплоть до юридической ответственности. Конституционный Суд РФ указал, что данные меры не могут рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.
При этом выдача предписание в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов восстановления положения, существовавшего до нарушения законодательства. В связи с чем, обязанность по устранению выявленного нарушения может быть возложена только на лицо, виновное в нарушении.
Оценивая основания выдачи предписания и существо нарушения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из обращения Ш.А.Ф. следует, что в квартире № дома № по ул. <адрес> нарушена система вентиляции воздуха и промерзает стена.
Способ управления данным домом – товарищество собственников жилья.
Согласно п.4 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен ч.1 ст.36 ЖК РФ: собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3).
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее – Постановление Правительства РФ №491) в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (пп. в); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (пп. д).
В силу п.10 Постановления Правительства РФ №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
Пунктом 11 вышеуказанного Постановления №491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пп.з).
Виды работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества многоквартирного дома предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 ) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (п.3, п.15).
Пунктом 5.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.
При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10%, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 град. С.
Из материалов дела усматривается, что товариществом собственников жилья «<данные изъяты>» доводы обращения о нарушении системы вентиляции не проверялись.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Ввиду того, что обращение гражданина Ш.А.Ф. фактически не было рассмотрено, ему дан ответ разъяснительного характера, а также предоставлено письмо ТСЖ «<данные изъяты>», при этом проверка не была проведена, что не оспаривается Управлением ЖКХ Администрации г.Ижевска, не смотря на наличие оснований, предусмотренных ч.4.2 ст.20 ЖК РФ на ее проведение, основания для выдачи предписания имелись.
С учетом приведенных положений нормативных актов, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий, в отношении органа местного самоуправления – Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска.
Анализируя последовательность административных процедур в рамках исполнения государственной функции, подлежащих соблюдению Государственной жилищной инспекцией УР, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия должностного лица с поступившими документами и информацией, по результатам которой было вынесено оспариваемое предписания, соответствуют требованиям, предъявляемым при проведении государственного жилищного надзора.
Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое предписание по своему содержанию соотносится с результатами проверки, содержит характеристику нарушения, указание на нормативный документ, в соответствии с которым проведена проверка и нарушение требований которого установлено, а также указание на подлежащее исполнению мероприятия в разумный срок, в связи с чем, довод о его неисполнимости и незаконности подлежит отклонению.
Иные, приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушении норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Указания административного истца о несогласии с выводами суда на оценку законности состоявшегося судебного постановления не влияют, отмену судебного акта не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 июня 2016 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья Кричкер Е.В.
Судьи Машкина Н.Ф.
Багаутдинова Г.Р.