ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3906 от 07.06.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Алейникова Е.В. Дело № 33а-3906

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2018 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Бугаевой Е.М., Озерова А.Ю.

при секретаре Анненковой Ж.С.

с участием прокурора Медведевой З.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по апелляционной жалобе администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 27 марта 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Медведевой З.А., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия

установила:

прокурор города Хвалынска (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области (далее – администрация), выразившееся в непроведении предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложить обязанность провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено бездействие административного ответчика, выразившееся в том, что не проводится предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с соблюдением процедуры, предусмотренной Законом № 44-ФЗ. Непроведение администрацией, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимого для решения вопросов местного значения предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера свидетельствует о ее бездействии по исполнению возложенных законом обязанностей в данной сфере. Отсутствие перечня поставщиков в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, в том числе в результате совершения террористического акта, способно повлечь несвоевременное принятие мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба. В целях устранения выявленных нарушений прокурором в адрес главы администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Районным судом постановлено вышеназванное решение.

В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в иске прокурору отказать. Указывает, что судом не учтено наличие заключенных администрацией возмездных трех договоров аренды жилых помещений и трех договоров на оказание услуг по приготовлению пищи и обеспечению горячим питанием пострадавшего населения. Кроме того законодательно не определен алгоритм действий Заказчика (администрации) в случае отсутствия участников закупки либо подачи заявки одним участником. Администрация полагает нецелесообразным совершение действий, направленных на предварительный отбор участников закупки.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура города Хвалынска просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Хвалынска проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ходе которой установлено бездействие административного ответчика, выразившееся в том, что не проводится предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с соблюдением процедуры, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок не составлялся. Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

По итогам проведения проверки в адрес главы администрации прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона путем принятия мер по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления у них закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Законом № 44-ФЗ. Выявленное нарушение до настоящего времени не устранено,

Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не принимаются меры к соблюдению требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выразившееся в непроведении предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем обоснованно признал бездействие незаконным и возложил обязанность устранить допущенное нарушение.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда.

Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся полномочия по осуществлению мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

В силу пунктов 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом № 44-ФЗ.

Целями регулирования Закона № 44-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем в части 1 статьи 80 Закона № 44-ФЗ предусмотрена специальная процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 Закона № 44-ФЗ. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Такой запрос котировок производится для приобретения товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливаемый на основании части 3 статьи 80 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный ответчик обязан участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводиться предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам которого составляется перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заключенные администрацией предварительные возмездные договоры аренды жилых помещений и по оказанию услуг по приготовлению пищи и обеспечению горячим питанием пострадавшего населения в случае чрезвычайных ситуаций будут в кротчайшие сроки согласованы по всем необходимым условиям, в связи с чем администрация полагает нецелесообразным в настоящее время совершать действия, направленные на предварительный отбор участников закупки, противоречат нормам материального права, приведены в жалобе без учета значения понятий предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, как следует из положений «а», «г», «д» части 2 статьи 11, части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования является расходным обязательством последнего.

В соответствии со статьей 80 Закона № 44-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 1765-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ содержит перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В случае, когда возникла потребность закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, то подлежат применению положения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию норм действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного акта.

Руководствуясь статьями 307- 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 27 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: