ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3916/2018 от 20.06.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шуплецов И.М. Дело № 33а-3916/2018

Строка по статотчету 019а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Шукеновой М.А.,

судей областного суда Усовой Е.И., Харламовой О.А.,

при секретаре СЕКРЕТАРЬ,

рассмотрела в судебном заседании 20 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Администрации Большеуковского муниципального района Омской области ФИО5 на решение Большеуковского районного суда Омской области от 19 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении требований администрации Большеуковского муниципального района Омской области об оспаривании предписания об устранении нарушений требований в области гражданской обороны.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

Администрация Большеуковского муниципального района Омской области обратилась в суд с административным иском к Территориальному отделению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области о признании незаконными и отмене п.п. 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16 предписания № <...> от 23.10.2017 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки, проведенной Территориальным отделением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области в отношении Администрации Большеуковского муниципального района вынесено предписание № <...> об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, которым на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.11.2018 устранить выявленные нарушения. Полагали, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, ответчиком незаконно возложена обязанность по выполнению мероприятий, изложенных в оспариваемых пунктах.

Определением от 15.02.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Главное управление МЧС России по Омской области, старший инженер отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Омской области ФИО2, инженер отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области ФИО3

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Большеуковского муниципального района Омской области ФИО4 административные исковые требования поддержала частично, отказавшись от оспаривания п. 3 предписания. В остальной части доводы административного иска повторила и дополнила, что осуществлять мероприятия, указанные в п. 7 предписания, административный ответчик не обязан, поскольку территория Большеуковского муниципального района не относится к территории, которая отнесена к группам по гражданской обороне. Полагала, что исполнение обязанностей, изложенных в п. 13 предписания по формированию мест, предназначенных для захоронения, отнесено к полномочиям специализированных ритуальных организаций, размещенных вблизи категорированных городов, а также населенных пунктов с плотностью населения 500 и более человек на 1 кв. км., а также размещённых вблизи заранее определенных органами исполнительной власти субъекта безопасных районов, предназначенных для принятия эвакуируемого населения. Территория муниципального района не соответствует данным условиям. Оспаривая п. 16 указала, что в распоряжении администрации имеются паспорта не на все защитные сооружения, но все эти объекты подготовлены к списанию.

Административные ответчики ФИО2, ФИО3 и представитель административных ответчиков Главного управления МЧС России по Омской области и Территориального отделения НД и ПР Большеуковского района Главного управления МЧС России по Омской области ФИО1 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, настаивая на законности оспариваемого предписания по основаниям, изложенным в представленном отзыве. Полагали, что доводы об отсутствии обязанности исполнять оспариваемые пункты предписания не основаны на законе. ФИО2 дополнительно пояснил, что главой Большеуковского муниципального района было принято Постановление № 24-п «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Большеуковском муниципальном районе Омской области», в соответствии с п. 14 которого администрация муниципального района в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет все те мероприятии, выполнять которые отказывается административный истец.

Административные ответчики ОНДиПР Большеуковского района ГУ МЧС России по Омской области и УНДиПР ГУ МЧС России по Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, явку своих представителей не обеспечили.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Администрации Большеуковского муниципального района Омской области ФИО5 просит решение отменить. Настаивает на обоснованности заявленных требований по доводам, изложенным в иске. Полагает, что отсутствие на территории сельских поселений учебно-консультативных пунктов не является препятствием для проведения в установленной форме подготовки в области гражданской обороны, что также не свидетельствует об отсутствии организации обучения неработающего населения. Судом не дана оценка доводам о том, что муниципальная система оповещения на территории района функционирует. Она входит в систему региональной системы оповещения, в рамках модернизации которой планируется установка оборудования пункта управления данной системы муниципального уровня на площадках ЕДДС Большеуковского муниципального района. При этом территория муниципального района не отнесена к категории по гражданской обороне, районный центр, населенные пункты и объекты экономики района не подвергаются ударам оружия массового поражения, в связи, с чем отсутствует обязанность создавать запасы материально-технических средств для проведения мероприятий по светомаскировке, а также отсутствует обязанность по разработке плана действий коммунальных служб, определение мест захоронений. План гражданской обороны и защиты населения района, а также производственные и другие объекты и сооружения, представляющие собой цели для нанесения ударов и дальнейшему заражению территорий отсутствуют. Согласование положения об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области не требуется с руководством привлекаемых спасательных служб субъекта Российской Федерации, поскольку эти службы создаются не на муниципальном, а на объектовом уровне. Аварийно-спасательные службы на муниципальном уровне не создавались. Указывает на то, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы о том, что мероприятия, связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов осуществляются органами местного самоуправления в том случае, когда территория подвергается ударам оружия массового поражения. Территория Большеуковского муниципального района не относится к территории, которая отнесена к группам по гражданской обороне. Кроме того, полагает, что отсутствует обязанность по созданию запасов химических реагентов для тушения пожаров, поскольку в муниципальном районе пожарная охрана не создана. Указанное не является вопросом местного значения органов местного самоуправления. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны разрабатываются штабами аварийно-спасательных служб.

Представителем административного ответчика Главного Управления МЧС России по Омской области ФИО6, инженером отдела ГПН и ПР УНД и ПР Главного управления МЧС России по Омской области ФИО3 принесены возражения на апелляционную жалобу, в которой они просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, письменных возражений заслушав представителя административного истца ФИО4, административных ответчиков ФИО3, ФИО7, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

В силу положений ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305, установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (п. 2).

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пп. г п. 6).

Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (п. 9 Положения).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 09.10.2017 № <...> в период с 17.10.2017 по 19.10.2017 в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области гражданской обороны, в ходе которой установлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами (пп. 1-16), о чем 23.10.2017 составлен соответствующий акт.

По результатам проверки в Администрации Большеуковского муниципального района выдано предписание № <...> от 23.10.2017 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, подписанное старшим инженером отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Омской области ФИО2, инженером отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области ФИО3, начальником территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Большеуковского района Омской области ФИО1

Данным предписанием на Администрацию Большеуковского муниципального района возложена обязанность в срок до 01.11.2018 во исполнение постановления Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 18.09.2013 № 255-П создать учебно-консультационные пункты по гражданской обороне (п. 1); организовать обучение работников комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального района, включенных в состав постановлениями Администрации района от 14.03.2016 № 56п/а и от 07.09.2017 № 150-П (п. 2); организовать обучение по вопросам гражданской обороны с работниками Администрации района, производить учет посещаемости занятий (п. 3); установить автоматизированную систему централизованного оповещения охватывающую все населенные пункты об опасностях, соответствующей требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 (п. 4); предусмотреть доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления с обеспечением их средствами связи и оповещения (п. 5); создать запасы мобильных (перевозимых и переносимых) средств оповещения (п. 6); создать запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий для светомаскировке объектов, продолжающих работу в режиме полного затемнения (п. 7); согласовать с руководителями привлекаемых служб субъекта РФ Положение об аварийно-спасательных службах района, утвержденное <...> от 06.07.2017 № 116-п (п. 8); разработать и согласовать на каждую аварийно-спасательную службу район соответствующие положения (п. 9); организовать планирование по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (п. 10); создать запасы химических реагентов для тушения пожаров (п. 11); разработать план действий коммунальных служб района (п. 12); определить места возможных захоронений трупов, создать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций (п. 13); произвести в соответствии с Приложение № 2 к Постановлению администрации района от 06.07.2017 № 118-п накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 14); разработать планы действий сил гражданской обороны (п. 15); осуществлять хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны (п. 16).

Полагая предписание незаконным в части, административный истец обратился в суд с требованием об оспаривании пунктов 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16 предписания.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписание вынесено уполномоченным на то должностным лицом на законных основаниях и направлено на обеспечение соблюдения требований в области гражданской обороны Администрацией Большеуковского муниципального района Омской области.

Учитывая приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, административные ответчики, вынося оспариваемое предписание, действовали в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами закона, содержание оспариваемых пунктов предписания соответствует предъявляемым требованиям закона.

Отклоняя доводы жалобы о незаконности возложения п.п. 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16 предписания обязанности в срок до 01.11.2018 устранить нарушения требований в области гражданской обороны, касающиеся подготовки населения, организации и ведения гражданской обороны, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Согласно Положению о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются, в том числе создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне (п. 7); в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются в том числе: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения (п. 8); в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является в том числе: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (п. 10); в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки являются: создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки (п. 11); в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются, в том числе: создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 13); в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются: создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны (п. 14); в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются в том числе: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий (п. 18); в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются в том числе: заблаговременное определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций (п.19); в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются, в том числе: разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны (п. 21).

В положениях п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены лица, подлежащие подготовке, к которым в частности относятся: а) главы муниципальных образований, главы местных администраций б) работники органов местного самоуправления е) неработающее население.

Подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является обязательной и проводится, в том числе на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан (п. 4).

В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны: в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях (п. 5).

В соответствии с п. 8 Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.

Согласно п. 15 Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия п. 15.1.: по подготовке населения в области гражданской обороны в том числе: организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований; создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности; п. 15.2 по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; п. 15.4 по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; п. 15.5 по световой и другим видам маскировки, в том числе: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне; п. 15.7 по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; предоставление населению коммунально-бытовых услуг; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения; проведение лечебно-эвакуационных мероприятий; развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения; оказание населению первой помощи; определение численности населения, оставшегося без жилья; инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения; размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда; предоставление населению информационно-психологической поддержки; п. 15.8. по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров; п. 15.12. по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий; п. 15.13 по срочному захоронению трупов в военное время: заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.

Кроме того, п. 21 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются: разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны.

В силу п. 5 Приложения к Приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

В силу п. 6 Положения создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются, в том числе органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Применительно к изложенным положениям, возложенные оспариваемыми пунктами предписания на Администрацию Большеуковского муниципального района обязанности соответствуют требованиям закона в области гражданской обороны.

Доводы представителя административного истца, изложенные, в том числе и в суде первой инстанции о надлежащем исполнении обязанностей по подготовке населения в области гражданской обороны несостоятельны.

В обоснование изложенных доводов истцом представлены копии расписаний занятий по ГО ЧС на 2017 года Группа №№ <...> журналов учета занятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуацией Группа №№ <...> которых следует, что административным истцом проводятся занятия по гражданской обороне и защиты населения с работниками Администрации от чрезвычайных ситуаций среди работников Администрации в виде беседы в среднем раз в месяц по 1 часу, а также практические занятия по 3 часа, местом проведения занятий указана Администрация района.

Согласно постановлению администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 18.09.2013 № 255-п, утвердившему Положение об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Методические рекомендации по организации неработающего населения в Большеуковском муниципальном районе Омской области, учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и защите от чрезвычайной ситуации должны быть созданы в срок до 10.11.2013 (т. 1 л.д. 28-36).

Вместе с тем, каких-либо сведений об осуществлении деятельности по созданию указанных пунктов не имеется.

Кроме того, представлены копии протоколов сходов граждан сельских поселений, на которых гражданам проведены лекции по требованиям гражданской обороны, в частности «Предупреждение распространения и ликвидации АЧС, средствах индивидуальной защиты»; «Медицинская защита населения и медицинские средства индивидуальной защиты и профилактики», «О профилактики бытовых пожаров вы осенне-зимний период на территории сельского поселения» (т. 1 л.д. 109-150).

Указанная деятельность администрации по обучению не соответствует требованиям к форме проведения обучения как с неработающим населением, так и с работниками Администрации, установленным Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841.

Утверждения о необязательности применения исключительно всех установленных форм обучения неработающего населения, а также о том, что отсутствие в поселении учебно-консультативного пункта не может свидетельствовать об отсутствии организации обучения неработающего населения, не основаны на законе и правомерно отклонены судом первой инстанции.

В обоснование несогласия с п. 3 предписания, административным истцом каких-либо доказательств ведения журнала учета посещаемости не представлено. В судебном заседании представитель ответчика отказалась поддерживать требования в данной части.

Доводы о незаконности п. 4 предписания в части возложения обязанности установить автоматизированную систему централизованного оповещения охватывающую все населенные пункты об опасностях, соответствующей требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014, также подлежат отклонению по изложенными выше основаниям.

Вопреки доводам жалобы судом дана надлежащая оценка обстоятельств.

В обоснование доводов о наличии и функционировании на территории муниципального района системы оповещения административным истцом не представлено каких-либо доказательств, в том числе технической документации.

В то время как законодатель определяет, что согласно п. 5.1.2. ГОСТ Р 42.3.01-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования», утвержденный приказом Росстандарта от 07.04.2014 № 311-ст АРМ (автоматизированное рабочее место) оповещения населения должно устанавливаться на ПУ ГО (пункт управления гражданской обороны) всех уровней, а также в ЕДДС (единая дежурно-диспетчерская служба) муниципальных образований.

Вместе с тем, наличие на территории муниципального района иных средств оповещения не свидетельствует об исполнении административным истцом возложенной на него обязанности по созданию системы оповещения в соответствии с ГОСТ Р 42.3.01-2014.

Разрешая заявленные требования, суд обоснованно не принял указанные доводы административного истца и пришел к выводу об отсутствии на территории Большеуковского муниципального района Омской области системы оповещения, отвечающей требованиям действующего законодательства.

Применительно к положениям п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», доводы административного истца о том, что создание и установка автоматизированной системы центрального оповещения населения будет производиться в рамках модернизации региональной автоматизированной системы оповещения, что является расходными обязательствами регионального уровня, подлежат отклонению.

Отклоняя доводы жалобы об отсутствии обязанности по проведению маскировки, а также обязанности создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по светомаскировке объектов, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.

Применительно к изложенному выше п. 15.5 Положения Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 исполнение обязанности по выполнению, установленных в нем требований, производится независимо от присвоения территории муниципального образования категории по гражданской обороне и наличия на ней объектов представляющих собой вероятные цели для нанесения ударов оружием массового поражения.

Кроме того, в 2012 году Администрацией Большеуковского муниципального района Омской области утвержден детальный план световой маскировки населенных пунктов и объектов экономики Большеуковского муниципального района Омской области (л.д. 85-94)

Постановлением администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 06.07.2017 г. № 116-п создана аварийно-спасательная служба энергоснабжения и светомаскировки.

В соответствии с п. 4.1 Положения об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области предусмотрено, что одной из задач таких служб является выполнение мероприятий по световой и другим видам маскировки, а пунктом 4.4 данного Положения определены специальные задачи такой службы, в том числе участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики, населенных пунктов (л.д. 79-84).

В соответствии с п. 3.15 «ГОСТ Р 55201-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства» зона световой маскировки: территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы.

Учитывая протяженность территории всей Омской области, которая с юга на север составляет 600 км., световой и другим видам маскировки подлежит вся территория Омской области.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает верным вывод районного суда о том, что обязанность по определению перечня объектов, подлежащих маскировке, и по созданию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки на территории Большеуковского муниципального района, от отнесения территории к той или иной группе по гражданской обороне либо от возможного нанесения ударов по данной территории оружием массового поражения не зависит и должна выполняться органами местного самоуправления безусловно.

Утверждения об отсутствии на территории района организаций, отнесенных к группе по гражданской обороне, а также об отсутствии на территории муниципального района согласно Плану гражданской обороны и защиты населения муниципального района опасных производственных и других объектов и сооружений, представляющих собой вероятные цели для нанесения противником ракетных и авиационных ударов, поражение которых может привести к распространению радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, затоплению, правового значения не имеют.

Учитывая, что приведенным Постановлением Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 116-п от 06.07.2017 «О создании аварийно-спасательных служб» на территории Большеуковского муниципального района созданы аварийно-спасательные службы муниципального района, утверждено Положение об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области, их перечень (л.д. 16-27).

С руководителями привлекаемых служб субъекта Российской Федерации указанный нормативно-правовой акт не согласован.

В то время как необходимость согласования Положения об этих службах с руководителями привлекаемых служб субъекта РФ закреплена п. 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687.

Кроме того, в силу положений ч. 2 ст. 8, ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения, к которым в частности относятся Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации

Анализируя содержание Положения об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области, районный суд обоснованно отклонил доводы представителя истца о том, что указанные аварийно-спасательные службы в силу приведенных положений создаются не на муниципальном, а на объектовом уровне. Выводы суда в данной части подробно мотивированы. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Утверждение о том, что Постановление Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 116-п от 06.07.2017 не является решением органа местного самоуправления о создании аварийно-спасательных служб, а также о том, что аварийно-спасательные службы на муниципальном уровне не создавались, свидетельствует лишь о ненадлежащем исполнении административным истцом принятого нормативного акта, а не об отсутствии возложенной законом обязанности по созданию указанных службы и согласованию положений об их создании. Сведений о признании Постановления Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 116-п от 06.07.2017 не имеется.

В приведенной связи доводы жалобы о необоснованности вывода суда в части законности п. 9 оспариваемого предписания подлежат отклонению.

Вопреки доводам истца, анализируя в совокупности ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, п. 15.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, ст. 1, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», районный суд обоснованно отклонил доводы представителя административного истца о полном выполнении требований п. 10 предписания путем принятия Плана по мобилизационной подготовке.

Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению.

Ссылки на то, что изложенные в п. 10 предписания мероприятия, подлежат выполнению органами местного самоуправления в том случае, когда территория подвергается ударам оружия массового поражения также не основаны на законе.

В силу п. 15.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 выполнение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера не обусловлено наличием вероятности ударов оружия массового поражения.

Оценивая доводы представителя истца о незаконности п. 11 предписания, обязывающего создать запасы химических реагентов для тушения пожаров, ввиду того, что муниципальная пожарная охрана в районе не создана, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что создание в целях решения задач в области гражданской обороны по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов вместо муниципальной пожарной охраны, противопожарной аварийно-спасательной службы Большеуковского муниципального района Омской области, не освобождает административного истца от обязанности заблаговременного создания в целях обеспечения ее работы, запасов химических реагентов для тушения пожаров.

В силу ст. 6 Постановления Правительства РФ № 379 от 27.04.2000 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

В приведенной связи указание в жалобе на то, что противопожарное обеспечение организуется на базе 57 ПЧ ОФПС по охране с. Большие Уки, ДПК и ДПО сельских поселений, а в Большеуковском районе пожарная охрана не создана, правового значения не имеет.

Оспаривая незаконность п.п. 12,13 предписания, администрация района, указывает на то, что в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Омской области районный центр, населенные пункты и объекты экономики Большеуковского района не подвергаются ударам оружия массового поражения, в связи, с чем вероятность разрушения объектов коммунальной инфраструктуры и гибели населения равна нулю.

Признавая данные пункты предписания соответствующими закону, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действующее законодательство реализацию норм, закрепляющих требования гражданской обороны, в конкретном муниципальном районе не ставит в зависимость от прогноза ведения военных действий каким бы то ни было видом оружия и возможного хода боевых действий, поскольку такие прогнозы не могут исключить возможности наступления последствий, влекущих необходимость экстренного реагирования коммунальных служб на последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как не устраняют и вероятности массовой гибели людей в условиях военного времени, либо при возникновении чрезвычайной ситуации.

Доводы жалобы о несогласии с решением в данной части несостоятельны.

Оценив представленные административным истцом доказательства, в обоснование незаконности п. 15 предписания, и отказывая в удовлетворении данных требований, районный суд пришел к выводу о необоснованности указания административного истца на наличие Плана действия сил гражданской обороны в администрации муниципального района.

Ссылки в жалобе на то, что требования о разработке планов действий сил гражданской обороны должны предъявляться к организациям, на базе которых созданы аварийно-спасательные службы несостоятельны.

Постановление Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 116-п от 06.07.2017 определяет создание аварийно-спасательных служб именно на муниципальном уровне.

Пунктом 15.15 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, обязанность по разработке и корректировке планов действий сил гражданской обороны возложена именно на органы местного самоуправления.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствие оснований для их удовлетворения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ЗСГО инв. № 64-56, 65-56, 66-56, 67-56, 71-56, 72-56, 74-56, 75-56, 76-56 расположены на территории Большеуковского муниципального района, являются действующими и учтены администрацией муниципального района и при участии ее должностных лиц (л.д. 180-206).

Вместе с тем, в нарушение Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, паспорта ЗСГО администрацией Большеуковского муниципального района не хранятся.

Ссылки на отсутствие в ведении администрации всех паспортов ЗСГО, а также о необходимости списания всех защитных сооружений района, не обоснованы, поскольку указанное не является основанием для освобождения административного истца от исполнения возложенной законом обязанности.

Каких-либо доказательств осуществления действий по устранению указанного нарушения и существования непреодолимых препятствий административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Большеуковского районного суда Омской области от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи