Судья: Оськин И.С. Дело № 33а-3917/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 28 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Бушминой А.Е., Рахманкиной Е.П.
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием: административного истца ФИО1, его представителя ФИО7,
представителя административного ответчика министерства строительства Нижегородской области – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 18 декабря 2017 года по административному делу по административному иску ФИО1 к министерству строительства Нижегородской области о признании незаконным решения от 30 августа 2017 года об отказе во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на строительство многоквартирных домов, на территории Нижегородской области и обязании принять решение о включении в реестр,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и ООО «Волго-окский проект» заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома второй очереди по <адрес> - пер. Светлогорский (у <адрес>) в <адрес>, согласно которому Застройщик принял на себя обязательство осуществить строительство многоквартирного жилого дома и передать в собственность ФИО1 <адрес> на 6 этаже общей площадью 37,28 кв.м., а ФИО1 - оплатить стоимость квартиры в размере 2 053 480 руб. ФИО1 исполнил в полном объеме денежные обязательства по оплате стоимости квартиры, однако Застройщик обязательства по строительству многоквартирного жилого дома не исполнил, многоквартирный дом не построен и не введен в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода с Застройщика в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере 2 334 291 руб., в том числе 2 053 480 руб. сумма, внесенная по Договору участия в долевом строительстве, 211 811,98 руб. неустойка, 50 000 руб. - моральный вред, 19 000 руб. - услуги представителя.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Застройщика возбуждено дело №А43-5566/2010-18-13 о несостоятельности (банкротстве), ДД.ММ.ГГГГ в отношении Застройщика введена процедура наблюдения, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в реестр требований кредиторов 3 очереди с суммой 2 315 291, 98 руб.
В связи с тем, что в отношении Застройщика была введена процедура банкротства, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство в пользу взыскателя ФИО1 прекращено, исполнительный лист направлен для исполнения арбитражному управляющему Застройщика. Однако административный истец в рамках процедуры банкротства Застройщика исполнения не получил.
ДД.ММ.ГГГГ определением Арбитражного суда Нижегородской области конкурсное производство в отношении Застройщика завершено, деятельность Застройщика прекращена, 29.01.2014 года Застройщик исключен из ЕГРЮЛ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Нижегородской области с заявлением о внесении о нем сведений в Реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской в связи с тем, что заключив договор участия в долевом строительстве с ООО «Волго-окский проект» и полностью исполнив обязательства по договору, административный истец не получил в собственность ни квартиру, ни денежные средства в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве.
ДД.ММ.ГГГГ министерство строительства Нижегородской области отказало ФИО1 во включении в указанный Реестр, указав, что административный истец не является лицом, имеющим право на включение в Реестр со ссылкой на п.п. «а» п. 4.4. Порядка формирования и ведения Реестра, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 35, в котором министерство строительства Нижегородской области указало, что в случае устранения причин отказа за ФИО1 сохраняется право на повторное рассмотрение заявления о включении в Реестр, поданного ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в министерство строительства Нижегородской области с заявлением о повторном рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в указанный Реестр.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил от министерства строительства Нижегородской области повторный отказ в форме письма №, в котором указано, что ФИО1 не является лицом, имеющим право на включение в реестр граждан, пострадавших от действий застройщиков со ссылкой на п. 4.4. Порядка формирования и ведения Реестра, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 35. Нормативный документ, на который ссылается административный ответчик, датирован 2016 годом, в то время как спорные отношения с недобросовестным застройщиком у ФИО1 возникли в 2008 - 2013 годах. Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 ФИО1 соответствует критериям, предъявляемым к обманутым дольщикам для включения их в Реестр господдержки. Тот обстоятельство, что в настоящее время застройщик ООО «Волго-окский проект» ликвидирован в результате банкротства предприятия, не может являться основанием для лишения административного истца права быть включенным в Реестр. Кроме того, в настоящее время у административного истца тяжело болеет ребенок, реализация права административного истца на получения компенсации по госпрограмме позволит вернуть вложенные денежные средства и направить их на нужды семьи и улучшение жилищных условий.
Административный истец ФИО1 просил суд признать незаконным отказ министерства строительства Нижегородской области во включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и пострадавших от действий застройщиков, выраженный в решение от 30 августа 2017 года и направленный письмом № 328-05-802/17 от 08.09.2017 года; обязать министерство строительства Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав ФИО1 и в качестве правовосстановительной меры обязать министерство строительства Нижегородской области включить ФИО1 в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> - пер.Светлогорский у <адрес>.
Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 18 декабря 2017 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к министерству строительства Нижегородской области о признании незаконным решения от 30.08.2017 об отказе во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на строительство многоквартирных домов, на территории Нижегородской области и обязании принять решение о включении в реестр – отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просил указанное решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 18 декабря 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик министерство строительства Нижегородской области подал возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1, его представитель ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика министерства строительства Нижегородской области ФИО8 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также с установлением гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
В соответствии с ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам Российской Федерации - участникам реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов и гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области, перед которыми застройщики, привлекающие денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов и которые пострадали от действий (бездействия) застройщиков, с целью обеспечения завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома (далее - государственная поддержка) регулируются Законом Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческих организаций, созданных лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Нижегородской области» (далее – Закон Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З), согласно ч.1 ст.3 которого в целях учета на территории Нижегородской области граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, уполномоченный орган формирует и ведет в соответствии с данным Законом Нижегородской области Реестр в порядке, определенном Правительством Нижегородской области.
В соответствие с ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З включению в реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков, заключившие договоры (соглашения) об участии в реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов либо договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, а также договоры об уступке прав требования по указанным договорам (соглашениям), предметом которых являются жилые помещения (далее - объект долевого строительства), при соблюдении одного из следующих условий:
1) право собственности гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, на долю в объекте незавершенного жилищного строительства признано в судебном порядке и зарегистрировано территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
2) право требования гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, к застройщику, вытекающее из заключенного договора (соглашения), подтверждено в судебном порядке и не исполнено в рамках исполнительного производства, со дня окончания которого прошло не более трех лет;
3) факт привлечения застройщиком средств двух или более граждан по договорам (соглашениям), предметом которых является один и тот же объект долевого строительства, установлен в судебном порядке.
Согласно п. 3.1.16 и п. 3.1.17 Положения о министерстве строительства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.08.2015 N 543, министерство строительства Нижегородской области предоставляет меры государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческим организациям, созданным лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Нижегородской области, а также формирует и ведет реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области.
Согласно п.4.1 Порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2016 N 35 (далее - Порядок формирования и ведения реестра граждан), включению в реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков, при соблюдении условий, предусмотренных ч.ч.2 и 3 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З.
В п.4.4. Порядка формирования и ведения реестра граждан указано, что основаниями для отказа во включении в Реестр гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, являются:
а) обращение о включении в Реестр лица, не имеющего в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка права на включение в Реестр;
б) представленные документы, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего Порядка, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и настоящего Порядка;
в) документы, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего Порядка, представлены не в полном объеме;
г) имеются противоречия между ранее внесенными записями в Реестр и представленными документами для включения в Реестр;
д) обращение о включении в Реестр подано после принятия межведомственной рабочей группой, созданной уполномоченным органом, решения о предоставлении некоммерческой организации меры государственной поддержки, указанной в пункте 2 части 2 статьи 4 Закона N 144-З, в отношении многоквартирного дома, участником строительства которого является гражданин.
Исходя из положений п.4.5 Порядка формирования и ведения реестра граждан в случае принятия Комиссией решения об отказе во включении в Реестр гражданина, данный гражданин при условии устранения причин отказа, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 4.4 настоящего Порядка, сохраняет за собой право на повторное рассмотрение Комиссией заявления о включении в Реестр.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом ФИО1 и ООО «Волго-окский проект» заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома второй очереди по <адрес> - пер.Светлогорский (у <адрес>) в <адрес>, в соответствии с которым Застройщик принял на себя обязательство осуществить строительство многоквартирного жилого дома, ввести его в эксплуатацию в четвертом квартале 2009 года, передать в собственность ФИО1 <адрес> на 6 этаже общей площадью 37,28 кв.м., площадь балкона 4,42 кв.м., а всего с учетом балкона 41,7 кв.м., а ФИО1 - оплатить стоимость квартиры в размере 2 053 480 руб.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 свои обязательства по указанному договору участия в долевом строительстве исполнил.
Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО1 к ООО «Волго-окский проект» расторгнут договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Волго-окский проект» и ФИО1 С ООО «Волго-окский проект» в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере 2 334 291,98 руб., в том числе 2 053 480 руб. - сумма, внесенная по Договору участия в долевом строительстве, 211 811,98 руб. - неустойка, 50 000 руб. – компенсация морального вреда, 19 000 руб. – расходы по оплате услуг представителя. Данное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области на основании исполнительного листа ВС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г.Н.Новгорода по гражданскому делу №, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника ООО «Волго-окский проект», в пользу взыскателя ФИО1, предмет исполнения: арест имущества и денежных средств в пределах суммы долга – 2 053 480 руб.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области в соответствии с п.7 ст.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему) окончено исполнительное производство №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ВС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г.Н.Новгорода по гражданскому делу №, в отношении должника ООО «Волго-окский проект», в пользу взыскателя ФИО1, предмет исполнения: арест имущества и денежных средств в пределах суммы долга – 2 053 480 руб.
Арбитражным судом Нижегородской области 24.03.2010 года возбуждено дело №А43-5566/2010-18-13 о несостоятельности (банкротстве) ООО «Волго-окский проект».
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.05.2010 по делу №А43-5566/2010 в отношении застройщика - ООО «Волго-окский проект» введена процедура наблюдения.
21.06.2010 года ФИО1 обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о включении в реестр кредиторов, приложил решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07.06.2010 года по гражданскому делу № 2-1074/10.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.08.2010 года по делу №А43-5566/2010 в реестр требований кредиторов ООО «Волго-окский проект» включены требования ФИО1 в размере 2 315 291,98 руб., в том числе 2 053 49- руб. – основной долг, 211 811,98 руб. штрафные санкции, 50 000 руб. – компенсация моральный вред.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.11.2010 года по делу № А43- 5566/2010 ООО «Волго-окский проект» признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-5566/2010 от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении ООО «Волго-окский проект» завершено.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в министерство строительства Нижегородской области с заявлением по форме, установленной приложением № 2 к Порядку формирования и ведения реестра граждан, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2016 N 35, согласно которому просил внести в отношении себя сведения в Реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области.
К данному заявлению ФИО1 приложил копии следующих документов: паспорта ФИО1; договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома б/н от ДД.ММ.ГГГГ; квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ; кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ; решения Советского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ (дело №); постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства; заявления о включении в реестр требований кредиторов от ДД.ММ.ГГГГ; отзыв временного управляющего ООО «Волго-окский проект» на требование ФИО1 о включении в реестр требований кредиторов; определение Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ (по делу № А43-5566/2010-18-13/6); определение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А43- 5566/2010); справку филиала ПАО «Сбербанк России» Волго-Вятский банк город Нижний Новгород о состоянии вклада ФИО1 б/н от 17.05.2016 года.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению вопросов о включении граждан в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области принято решение об отказе ФИО1 во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия), застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО2<адрес> – пер. Светлогорский, в связи с обращением о включении в Реестр лица, не имеющего в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка права на включение в Реестр (п.п. «в» п.4.4 Порядка).
ДД.ММ.ГГГГ министерство строительства Нижегородской области письмом от № сообщило ФИО1 о принятом решении от 18.10.2016 года, указало, что в случае устранения причин отказа за ФИО1 сохраняется право на повторное рассмотрение заявления о включении в Реестр. Данный ответ получен ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись (л.д.129).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в министерство строительства Нижегородской области с заявлением по форме, установленной приложением № к Порядку формирования и ведения реестра граждан, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2016 N 35, согласно которому просил внести в отношении себя сведения в Реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области.
К данному заявлению ФИО1 приложил копии следующих документов: паспорта ФИО1; договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома б/н от ДД.ММ.ГГГГ; квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ; кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ; решения Советского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ (дело №); определение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.08.2010 года (по делу № А43-5566/2010-18-13/6); определение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А43- 5566/2010); заявления о включении в реестр требований кредиторов от ДД.ММ.ГГГГ; отзыв временного управляющего ООО «Волго-окский проект» на требование ФИО1 о включении в реестр требований кредиторов; постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства; справку филиала ПАО «Сбербанк России» Волго-Вятский банк город Нижний Новгород о состоянии вклада ФИО1 б/н от ДД.ММ.ГГГГ; ответ Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению вопросов о включении граждан в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области принято решение об отказе ФИО1 во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия), застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО2<адрес> – пер. Светлогорский, в связи с обращением о включении в Реестр лица, не имеющего в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка права на включение в Реестр (п.п. «в» п.4.4 Порядка).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ министерство строительства Нижегородской области сообщило ФИО1 о принятом решении от 30.08.2017 года, а также разъяснило, что на основании решения Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07.06.2010 года по делу № 2-1074/2010 договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 14.05.2008 года, заключенный между ФИО1 и ООО «Волго-окский проект» расторгнут, при этом в соответствии с определением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-5566/2010 от 10.12.2013 года конкурсное производство в отношении ООО «Волго-окский проект» завершено. Реестровые требования кредиторов частично удовлетворены, неудовлетворенная кредиторская задолженность считает погашенной в соответствии с п.9 ст.142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ФИО1 не соблюдены требования, установленные п.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З, заключенный между ФИО1 и ООО «Волго-окский проект» договор расторгнут, конкурсное производство в отношении ООО «Волго-окский проект» завершено, в связи с чем решение от 30.08.2017 об отказе во включении в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области является законным и обоснованным.
При разрешении данного спора суд первой инстанции правомерно руководствовался Законом Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-3 и Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2016 N 35 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области», поскольку в силу п.2, п.4 ч.2 ст.2 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-3 именно к полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере государственной поддержки относится определение порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, а также определение порядка предоставления мер государственной поддержки, установленных данным Законом.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства регулирующего спорные правоотношения.
В доводах апелляционной жалобы административный истец указал, что суд первой инстанции необоснованно отклонил его доводы о применении к спорным отношениям положений Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее - Приказ Минрегиона России от 20.09.2013 N 403), Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (далее - Приказ Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр). Обращаясь с заявлением в министерство строительства Нижегородской области с целью защиты своих прав обманутого дольщика, он руководствовался Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ, Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403, Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, в связи с чем подпадает под критерии, которые определяют порядок и основания отнесения граждан к категории обманутых дольщиков, подлежащих включению в Реестр.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы административного истца согласиться не может в силу следующего.
Как указано выше, в соответствии с ч.4 и ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ издан Приказ Минрегиона России от 20.09.2013 N 403, в приложении N 1 которого определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. В приложении N 2 к данному Приказу установлены Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Данный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, которым также утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (Приложение N 1) и Правила ведения реестра пострадавших граждан (Приложение N 2). Такой реестр в Нижегородской области ведется, однако административный истец с заявлением о включении его в федеральный реестр не обращался.
В соответствии с полномочиями, предоставленными ст.26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческих организаций, созданных лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Нижегородской области установлены Законом Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З за счет средств бюджета Нижегородской области.
Вместе с тем Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ не содержит положений, обязывающих субъекты Российской Федерации предоставлять всем гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, дополнительные меры финансовой, социальной и иной поддержки.
Напротив положения ч.3 ст.26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, предоставляет право субъекту Российской Федерации своими актами устанавливать дополнительные меры защиты прав отдельных категорий граждан и меры их социальной поддержки. Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категории граждан, на которые распространяется действие дополнительных мер, что в свою очередь, не изменяет прав граждан - участников долевого строительства по защите их прав, законных интересов и имущества, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Поскольку 29.09.2016 года и 22.08.2017 года административный истец обращался с заявлениями о включении его в региональный Реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, а не в федеральный Реестра пострадавших граждан, ведение которого предусмотрено Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, и не в федеральный Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что положения Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 (утратил силу) и Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В апелляционной жалобе административный истец указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что при обращении с заявлением о включении в Реестр ФИО1 не соблюдены требования, установленные п.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З, поскольку застройщик ООО «Волго-окский проект» исключен из ЕГРЮЛ в связи с прекращением конкурсного производства 29.01.2014 года, при этом процедура банкротства застройщика не прекращает исполнительное производство, а передает право на его ведение от судебных приставов конкурсному управляющему, поэтому только 29.01.2014 года в момент исключения застройщика из ЕГРЮЛ, было прекращено исполнение решения Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07.06.2010 года и окончено исполнительное производство, а не в момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о прекращении исполнительного производства.
Судебная коллегия данные доводы апелляционной жалобы административного истца отклоняет по следующим основаниям.
В ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З установлены условия, позволяющие включить гражданина в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области.
Включению в реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков, заключившие договоры (соглашения) об участии в реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов либо договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, а также договоры об уступке прав требования по указанным договорам (соглашениям), предметом которых являются жилые помещения, при соблюдении одного из следующих условий:
1) право собственности гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, на долю в объекте незавершенного жилищного строительства признано в судебном порядке и зарегистрировано территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
2) право требования гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, к застройщику, вытекающее из заключенного договора (соглашения), подтверждено в судебном порядке и не исполнено в рамках исполнительного производства, со дня окончания которого прошло не более трех лет;
3) факт привлечения застройщиком средств двух или более граждан по договорам (соглашениям), предметом которых является один и тот же объект долевого строительства, установлен в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 не относится ни к одной категории данных лиц, поскольку его право собственности на долю в объекте незавершенного жилищного строительства в судебном порядке не признано и не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (п.1 ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З), а также отсутствует факт привлечения застройщиком средств двух или более граждан по договорам (соглашениям), предметом которых является один и тот же объект долевого строительства, установлен в судебном порядке (п.3 ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З).
Административный истец полагает, что он относится к категории граждан, указанных в п.2 ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З, поскольку его право требования, как лица, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика, к застройщику, вытекающее из заключенного договора, подтверждено в судебном порядке и не исполнено в рамках исполнительного производства, со дня окончания которого прошло не более трех лет.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 3 месяца до принятия решения Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, на основании исполнительного листа ВС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г.Н.Новгорода по гражданскому делу №, было возбуждено исполнительное производство в отношении должника ООО «Волго-окский проект», в пользу взыскателя ФИО1, предмет исполнения: арест имущества и денежных средств в пределах суммы долга – 2 053 480 руб. Данное исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа ВС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г.Н.Новгорода по гражданскому делу №, в отношении должника ООО «Волго-окский проект», в пользу взыскателя ФИО1, предмет исполнения: арест имущества и денежных средств в пределах суммы долга – 2 053 480 руб. окончено постановлением судебного пристава-исполнителя 11.04.2011 года в соответствии с п.7 ст.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему).
Решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО1 к ООО «Волго-окский проект», которым расторгнут договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 14.05.2008 года, заключенный между ООО «Волго-окский проект» и ФИО1 С ООО «Волго-окский проект» в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере 2 334 291,98 руб., изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о включении в реестр кредиторов, приложил решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №.
Таким образом, представленные административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и постановления от 11.04.2011 года об окончании исполнительного производства вынесены по предмету исполнения: арест имущества и денежных средств в пределах суммы долга – 2 053 480 руб., то есть по мерам обеспечения иска, и не относятся к случаю, указанному в п.2 ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З, при этом право требования административного истца по решению Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07.06.2010 года в рамках исполнительного производства не исполнялось. Напротив 21.06.2010 года - в день вступления решения Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07.06.2010 года по гражданскому делу № 2-1074/10 в законную силу, ФИО1 обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о включении в реестр кредиторов, приложил решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07.06.2010 года по гражданскому делу № 2-1074/10. Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.08.2010 года по делу №А43-5566/2010 на основании заявления ФИО1 его требования в размере 2 315 291,98 руб. включены в реестр требований кредиторов ООО «Волго-окский проект», исполнительный лист в Арбитражный суд ФИО1 не представлял.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что процедура банкротства застройщика не прекращает исполнительное производство, а передает право на его ведение от судебных приставов конкурсному управляющему, поэтому только 29.01.2014 года в момент исключения застройщика из ЕГРЮЛ, было прекращено исполнение решения Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07.06.2010 года и окончено исполнительное производство.
Судебная коллегия полагает данные доводы апелляционной жалобы административного истца необоснованными, так как в силу п.1 ст.126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам; исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом; исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством законодательством Российской Федерации, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.
Между тем, из материалов дела следует, что решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 07.06.2010 года по гражданскому делу № 2-1074/10 в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не исполнялось, соответственно условия, установленные п.2 ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З, отсутствуют.
Само по себе то обстоятельство, что решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 07.06.2010 года по гражданскому делу № 2-1074/10 исполнялось в рамках Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не может служить основанием для включения административного истца в Реестр граждан, пострадавших от действий (бездействий) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, на территории Нижегородской области, поскольку исполнение судебного акта в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не равнозначно исполнению исполнительного документа в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в то время как обязательным условием, установленным п.2 ч.2 ст.3 Закона Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З, является исполнение судебного акта в рамках исполнительного производства, со дня окончания которого прошло не более трех лет.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 18 декабря 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: