ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3940 от 29.04.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №33а-3940

Судья Дульцева Л.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2019 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 января 2019 года, которым постановлено:

«признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по государственной регистрации перехода права собственности к ФИО1 в отношении объектов недвижимости – жилого дома с кадастровым номером ** и земельного участка с кадастровым номером **, расположенных по адресу: ****.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанность устранить нарушение прав ФИО2, путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации перехода права собственности к ФИО1 и восстановлении записи о регистрации права собственности за ФИО2 на объекты недвижимости – жилой дом с кадастровым номером ** и земельный участок с кадастровым номером **, расположенные по адресу: ****».

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения ФИО2, представителя административного ответчика - ФИО3, заинтересованного лица ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконными действий по государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом с кадастровым номером **, земельный участок с кадастровым номером **, расположенные по адресу: ****; возложении обязанности отменить государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты за ФИО1

Требования обоснованы тем, что 21.09.2018 между административным истцом и ФИО1 заключен договор залога и соглашение об отступном, датированное 22.10.2018. В этот же день ФИО2 оформлена нотариальная доверенность (реестровый номер **) на ФИО1 на регистрацию перехода права собственности на жилой дом и земельный участок. 18.10.2018 ФИО2 отменил доверенность, распоряжение об отмене доверенности оформлено врио нотариуса Ш. - А. Распоряжение об отмене доверенности зарегистрировано в реестре № **. Об отмене доверенности Управление Росреестра было уведомлено 19.10.2018, вместе с тем 06.11.2018 органом проведена регистрация перехода права собственности на спорные объекты недвижимого имущества, что является незаконным и нарушает права административного истца.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе ФИО1 и Управление Росреестра по Пермскому краю.

Управление Росреестра по Пермскому краю ссылается на неправильное применение судом норм материального права при разрешении административного дела. На момент государственной регистрации перехода права собственности к ФИО1, в реестре нотариальных действий сведений об отмене доверенности от 24.09.2018, не имелось. Судом не учтено, что доверенность выдана 24.09.2018, распоряжение об отмене доверенности - 18.10.2018, тогда как соглашение об отступном заключено 22.10.2018. Государственная регистрация перехода права собственности произведена правомерно, соглашение об отступном не оспорено. Предъявленный иск свидетельствует о наличии спора о праве, в связи с чем истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.

В жалобе ФИО1 указал, что споры о признании актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ. ФИО2 не хотел проделать мероприятия для завершения процедуры отмены доверенности, поскольку обязанность об извещении лица, которому была выдана доверенность, об отмене доверенности не сообщил, заявление в Управление Росреестра по Пермскому краю было написано ФИО4, соглашение об отступном на момент рассмотрения дела не оспорено. Действия регистратора соответствуют требованиям законодательства, оснований для признания их незаконными у суда не имелось.

В возражениях на апелляционные жалобы административный истец просит решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ч.1 ст. 218 КАС РФ, п.3 ч.3 ст.15, ч.ч.1,4,8 ст. 18, ч. ч.1,4 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.2 ч.1 ст. 26Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. ст.185, 185.1, п.2 ч.1 ст.188, ст.189 ГК РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.09.2018 между ФИО2 (заемщик-залогодатель) и ФИО1 (залогодержатель) заключен договор о залоге имущества, в соответствии с которым залогодержатель принимает, а заемщик-залогодатель передает в обеспечение возврата займа согласно договору займа от 21.09.2018 в г. Перми, заключенного между ФИО2 и ФИО1 на сумму 1100000 руб. на срок до 21.10.2018, принадлежащее на праве собственности имущество: земельный участок, общей площадью 750 кв.м, кадастровый номер **, стоимостью 100000 руб. и жилой дом, общей площадью 209,2 кв.м, кадастровый номер **, стоимостью 1000000 руб., находящиеся по адресу: ****.

24.09.2018 ФИО2 на имя ФИО1 выдана доверенность ** для осуществления регистрации соглашения об отступном и перехода права собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: ****, доверенность удостоверена нотариусом Д., зарегистрирована в реестре за № **.

Нотариально удостоверенным распоряжением ФИО2 от 18.10.2018, доверенность от 24.09.2018 за № **, на имя ФИО1, отменена.

19.10.2018 ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о приобщении к материалам реестрового дела распоряжения от 18.10.2018 об отмене доверенности от 24.09.2018.

Сведения об отмене доверенности от 24.09.2018 внесены в ЕГРН 19.10.2018.

22.10.2018 между ФИО2 и ФИО1 заключено соглашение об отступном № **, по условиям которого обязательства должника по договору о залоге имущества от 21.09.2018 прекращаются, в связи с передачей кредитору в качестве отступного земельного участка, общей площадью 750 кв.м, кадастровый номер **, стоимостью 100000 руб. и жилого дома, общей площадью 209,2 кв.м, кадастровый номер **, стоимостью 1000000 руб., находящихся по адресу: ****.

31.10.2018г. ФИО1, действуя от своего имени и от имени ФИО2, на основании доверенности от 24.09.2018 № **, обратился в МФЦ с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на основании соглашения об отступном № ** от 22.10.2018.

06.11.2018 в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности на ФИО1

Проанализировав представленные доказательства, в совокупности с нормами законодательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд исходил из того, что оснований для осуществления государственной регистрации перехода права собственности у государственного регистратора не имелось, поскольку отмена доверенности влечет за собой правовое последствие в виде прекращения действия доверенности, в связи с чем оспариваемые действия не соответствуют требованиям ст.26, 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Ссылка Управления Росреестра по Пермскому краю на наличие технического сбоя, в связи с которым сведения ЕГРН об отмене доверенности были недоступны и отсутствие информации от отмене доверенности на сайте htpp://reestr-dover.ru/, отклонены судом как несостоятельные, поскольку об отмене доверенности административный ответчик был уведомлен 19.10.2018, соответствующие сведения внесены в ЕГРН.

Неисполнение ФИО2 обязанности по извещению лица, которому была выдана доверенность, об отмене доверенности, правового значения для оспаривания действий регистрирующего органа не имеет.

Поскольку ФИО2 заявление о переходе права собственности на объекты недвижимости не подавалось, доверенность отменена, следовательно, волеизъявление правообладателя не имелось, а потому оспариваемые действия нарушает права и законные интересы административного истца.

Выводы суда об удовлетворении заявленных требований являются правильными, основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены судом в совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выводы суда не опровергают.

Согласно п.1 ч.1 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч.4 ст. 18 Закона).

Таким образом, государственная регистрация прав производится на основании личного заявления правообладателя или его представителя при предоставлении документа, подтверждающего соответствующие полномочия.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен статьей 29 названного Федерального закона.

Согласно ч.4 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: 1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

В частности, основанием для приостановления регистрационных действий являются случаи, когда с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (п.2); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.5); представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (п.8).

С учетом того, что с заявлением о проведении государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, принадлежащие ФИО2, обратился не сам правообладатель, а сторона по сделке - ФИО1, действующий на основании нотариальной доверенности от 18.10.2018, сведения об отмене которой 19.10.2018 внесены в ЕГРН, вместе с тем отсутствовали в единой информационной системе нотариальных действий, как того требует ст.34.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, имелись основания для приостановления регистрирующим органом государственной регистрации до устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав. Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, в установленный регистрирующим органом срок, могло являться основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия органа регистрации правильно признаны судом незаконными.

Доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Избранный ФИО2 способ защиты нарушенного права является правильным, поскольку предметом заявленных требований являются действия органа исполнительной власти, осуществляющего публичные полномочия, спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи