ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3987 от 16.12.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0040-02-2020-001064-60

Дело № 33а - 3987 судья Панасюк Т.Я. 2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Алиевым М.Я.

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе Куликова Александра Николаевича на решение Центрального районного суда города Твери от 13 августа 2020 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административных исковых требований Куликова Александра Николаевича к Администрации города Твери, Главе города Твери, Министерству транспорта Тверской области, Министру транспорта Тверской области о признании незаконными действий, бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать».

Судебная коллегия

установила:

Куликов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Твери, Министерству транспорта Тверской области о признании незаконными действия (бездействия) администрации города Твери по физическому уничтожению трамвайных путей, по ликвидации трамвайных путей путем асфальтирования путей их пролегания, по фактическому переводу мест пролегания трамвайных путей, как инфраструктуры общественного и социального вида общественного транспорта, не относящейся к автомобильным дорогам, в автомобильные дороги, что не предусмотрено Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, незаконными; признать длительное бездействие административного ответчика администрации города Твери по не проведению ремонта трамвайных путей, незаконным; признать незаконным бездействие административного ответчика министерства транспорта Тверской области, допустившего совершение вышеуказанных незаконные действий администрацией города Твери, а также по непринятию мер по проведению ремонта трамвайных путей; возложить на администрацию города Твери обязанность принять незамедлительные меры по восстановлению трамвайных путей как транспортной инфраструктуры общественного транспорта, по организации и проведению ремонта трамвайных путей, восстановить трамвайное движение в полном объёме в соответствии с Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года; возложить на министерство транспорта Тверской области обязанность принять исчерпывающие меры по восстановлению трамвайных путей, по организации и проведению ремонта трамвайных путей, по восстановлению трамвайного движения в полном объеме в соответствии с Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года.

Впоследствии Куликов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе города Твери, Министру транспорта Тверской области о признании незаконными действий (бездействия) Главы города Твери, направленные на физическое уничтожение трамвайных путей, по организации действий по ликвидации трамвайных путей путем асфальтирования путей их пролегания, по фактическому переводу мест пролегания трамвайных путей, как инфраструктуры общественного и социального вида общественного транспорта, не относящейся к автомобильным дорогам, в автомобильные дороги, что не предусмотрено Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, незаконными; признать длительное бездействие административного ответчика Главы города Твери по непринятию мер по проведению ремонта трамвайных путей, незаконным; признать незаконным бездействие административного ответчика Министра транспорта Тверской области, допустившего совершение вышеуказанных незаконных действий Главой города Твери, а также по непринятию мер по проведению ремонта трамвайных путей; возложить на Главу города Твери обязанность принять незамедлительные меры по восстановлению трамвайных путей как транспортной инфраструктуры общественного транспорта, по организации и проведению ремонта трамвайных путей, восстановить трамвайное движение в полном объёме в соответствии с Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года; возложить на Министра транспорта Тверской области обязанность принять исчерпывающие меры по восстановлению трамвайных путей, по организации и проведению ремонта трамвайных путей, по восстановлению трамвайного движения в полном объеме в соответствии с Генеральным планом города Твери и Концепцией развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года.

Определением суда от 25 июня 2020 года административные дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство.

В обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом указано, 14.11.2018 в г.Твери полностью прекращено трамвайное движение. Согласно официальной версии Администрации Твери и руководства ПАТП-1, опубликованной в средствах массовой информации, закрытие трамвайного движения в Твери связано с необходимостью проведения ремонта трамвайных путей. Вместе с тем, до настоящего времени ремонт трамвайных путей не проводится. Трамвайное движение по городу Твери до настоящего времени не возобновлено. При этом, на значительном протяжении маршрута трамвая, какие-либо реальные альтернативы указанному общественному транспорту по маршруту №5 от ул.Хрустальной до ул.Горького, от пересечения ул.Трехсвятской и Тверского проспекта до площади Капошвара, далее, от площади Капошвара до железнодорожного вокзала - автовокзала, со стороны муниципального общественного транспорта, в течение 2018, 2019 года, фактически отсутствовали.

Несмотря на информирование населения города Твери о «временном» прекращении движения трамвая, административными ответчиками никаких мер по ремонту трамвайных путей не принимается. Под видом ремонта дорог в рамках реализации национального проекта «Безопасные автомобильные дороги» Администрацией Твери при бездействии Министерства транспорта Тверской области, трамвайные пути не ремонтируются, а уничтожаются, вопреки Генеральному плану Твери, Концепции развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, Паспорту города Твери и мнению подавляющей численности населения Твери.

В городе Твери с населением около 420 000 человек после сокращения и ликвидации почти по всему городу трамвайного движения остался единственный трамвайный маршрут №5. Никаких сведений о его закрытии не имеется, как не имеется и документов, свидетельствующих о ликвидации последнего трамвайного маршрута №5, об уничтожении трамвайных путей, о принятии официальных решений Администрацией города Твери об асфальтировании мест их пролегания. Т.е. официально трамвайное движение приостановлено для ремонта, однако, по мнению административного истца, до настоящего времени, с 14.11.2018 административными ответчиками такие работы не проводятся.

Закатывание в асфальт мест пролегания трамвайных путей является незаконным, поскольку согласно основных документов определяющих жизнь города Твери в части обеспечения населения общественным транспортом и его развития, а именно Генерального плана города Твери, Концепции развития городского пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, Паспорта города Твери, трамвай в городе Твери существует. На официальном сайте Администрации г.Твери в разделе «Общественный транспорт» присутствуют такие виды общественного транспорта как автобусы, трамваи и троллейбусы, а также размещено расписание трамвая №5.

Своими заведомо незаконным бездействием и заведомо незаконными действиями административные ответчики длительное время лишают население города самого безопасного, вместительного, экологически чистого, комфортного, современного общественного транспорта, средства передвижения.

В силу того, что административный истец осуществляет уход за лежачим инвалидом 1 группы, ему необходимо достаточно часто закупать продукты питания, средства ухода, и у него, фактически, имелся один вид общественного транспорта - трамвай, для выполнения указанных мероприятий, т.е. одна возможность без пересадок и гарантированно перемещаться на общественном транспорте - трамвае, посещая магазины с проверенным качеством продуктов и других товаров. После закрытия трамвая административный истец лишен возможности свободно передвигаться по городу с продуктами питания и другими товарами, поскольку обе руки заняты вместительными пакетами, а настоящий, безопасный, вместительный, просторный, общественный транспорт в нужных административному истцу направлениях фактически все это время отсутствовал и отсутствует до настоящего времени. В навязываемых Администрацией города Твери тверичанам под видом общественного транспорта маршрутных такси, в основном, состоящих из автобусов малого и среднего класса, административный истец с занятыми сумками руками ездить не может, поскольку они не предназначены для выполнения функций общественного транспорта: ни в одном из них при наличии стоящих пассажиров невозможно свободно пройти; в силу конструктивных особенностей части автобусов, создаваемых для пригородного сообщения, а также с учетом квалификации водителей, их передвижение часто сопровождается рывками, что создает угрозу падения пассажиров и не является безопасным.

При этом, за всё время отсутствия трамвая административному истцу продавался социальный проездной билет по цене 302 рубля на три вида общественного транспорта, при том, что фактически общественный транспорт приблизительно на 78% подменялся коммерческими маршрутными такси, которые общественным транспортом не являются.

Бездействие административных ответчиков в заявленной сфере в течение длительного времени не позволяет административному истцу реализовать конституционно закрепленные права, а именно предусмотренные ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 27, ч. 1 и 3 ст. 39, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 41, ст. 42, ч. 3 ст. 15, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 15 Конституции РФ, в т.ч. на свободу передвижения, на достойную жизнь, на охрану достоинства личности, на благоприятную и комфортную окружающую среду, на безопасность жизни и здоровья, а также право на получение муниципального обслуживания в виде перевозок на общественном транспорте с 14.11.2018 до настоящего времени.

Действия и бездействие административных ответчиков нарушают п. 2.1 поручения Президента РФ от 01.07.2016 №Пр-1277, п. 63 Плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на среднесрочный период (2014 - 2018 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 №1734-р, социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённый Распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 №НА-19-р.

В дополнительно поданном 15.04.2020 заявлении административный истец указал, что при обращении в суд действует как физическое лицо, индивидуально, самостоятельно, от своего имени.

В дополнительно поданных 16.06.2020 и 23.06.2020 заявлениях административный истец просил восстановить срок обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, ссылаясь на наличие к тому уважительных причин, а именно осуществление ухода за тяжелобольным, полностью беспомощным человеком, близким родственником, инвалидом 1 группы, прикованной к постели с 04.11.2011 года. При этом, административный истец указал, что бездействие ответчиков является непрерывным и длящимся, следовательно обжаловать его он вправе в любой момент.

В дополнительных пояснениях административный истец ссылался на необоснованность доводов административных ответчиков об отсутствии денежных средств, необходимых для ремонта трамвайных путей, поскольку имеются денежные средства на их демонтаж и создание новой транспортной модели, приводил примеры сложившейся ситуации в городах Смоленске, Курске, Ульяновске.

Определением суда от 14 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери.

В судебном заседании административный истец Куликов А.Н. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно представленных письменных и устных пояснениях.

Представитель административных ответчиков Администрации г.Твери и Главы города Твери на основании доверенностей Стребкова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела.

Представитель административных ответчиков Министерства транспорта Тверской области и Министра транспорта Тверской области на основании доверенностей Бойкова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Твери на основании доверенности Куликова-Энке А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела, которые аналогичны доводам, приведённым представителем административных ответчиков Администрации г.Твери и Главы города Твери.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области на основании доверенности Мельничук А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела, в соответствии с которыми административными ответчиками не принимались решения и не совершались действия (бездействие) в отношении административного истца, доказательств иного в материалы дела не представлено. По сути административным истцом оспариваются действия и бездействие административных ответчиков в отношении неопределенного круга лиц, однако административным истцом не обосновано наличие правового основания для обращения в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц, в связи с чем имеются основания для прекращения производства по делу.

Дополнительно указала, что ни материалами дела, ни устными пояснения административный истец не подтвердил, что действиями (бездействием) административных ответчиков нарушены его права и что данные действия (бездействие) нарушают требования конкретных нормативно-правовых актов. Полномочия административных ответчиков по организации транспортного обслуживания осуществлены. Право на свободу передвижения административного истца не нарушено.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Тверской области на основании доверенности Иванов Д.А., возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела, из которых следует, что вопросы организации перевозки пассажиров на территории г.Твери и Калининского района Тверской области отнесены к полномочиям Министерства транспорта Тверской области в соответствии с Законом Тверской области от 23.07.2019 №45-30. Как следует из текста административного искового заявления Куликов А.Н. указывает на нарушения, которые затрагивают права и интересы неопределенного круга по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории г.Твери. В материалах дела не содержится сведений о полномочиях административного истца представлять интересы неопределенного круга лиц непосредственно в суде. В соответствии со ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению не приложены документы, материалы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, а именно, в чём выразилось нарушение его прав и законных интересов административного истца и неопределенного круга лиц.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Куликов А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением судом норм материального права.

Административные ответчики закрытие трамвайного движения в Твери обозначили необходимостью проведения ремонта трамвайных путей. Вместе с тем, до настоящего времени ремонт трамвайных путей не проводится. Трамвайное движение по городу Твери до настоящего времени не возобновлено. Трамвайные пути не ремонтируются, а уничтожаются. Приводит положительную практику организации движения трамваев в г. Смоленске.

В дополнении к апелляционной жалобе Куликовым А.Н. указано, что при временном проведении ремонтных работ трамвайных путей административные ответчики фактически ликвидировали трамвайное движение. С 14 ноября 2018 года не отремонтировано ни одного метра трамвайных путей. Полагает, что доводы административных ответчиков о проблемах с финансированием ремонта опровергаются положительной практикой ремонта трамвайных путей в городе Смоленске. Полагает, что судом при рассмотрении дела и принятии решения не исполнены требования пунктов 24 и 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36; надлежащим образом не применены положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 7 ст. 6, ст. 14, ч. 1 ст. 63, ч. 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 КАС РФ. Судом допущены нарушения норм процессуального права в вопросах оказания помощи в сборе и оценке доказательств, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения суда. Ходатайства административного истца необоснованно оставлены без удовлетворения, в том числе о вызове для допроса в качестве свидетелей руководителей муниципальных предприятий г.Твери МУП «ГЭТ» и МУП «ПАТП-1»; приобщении к материалам дела фотоснимков, видеозаписей. Полагает, что суд необоснованно допустил к участию в деле в качестве заинтересованного лица прокурора Тверской области. Суд необоснованно рассмотрел дело в отсутствие представителей Министерства здравоохранения Тверской области. Дело рассмотрено судом без надлежащей подготовки. Судом нарушен принцип состязательности. Полагает, что административные ответчики, при решении вопроса о временном приостановлении трамвайного движения, должны были провести опрос населения города Твери.

В письменных возражениях Правительства Тверской области, Главы города Твери и Администрации г.Твери, прокурора Центрального района, критикуются доводы апелляционной жалобы, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения. Указано, что административным истцом не представлено доказательств, что действиями (бездействием) административных ответчиков нарушены его права, что данные действия (бездействие) нарушают требования конкретных нормативно-правовых актов. Полномочия административных ответчиков по организации транспортного обслуживания населения г.Твери осуществлены. Право на свободу передвижения административного истца не нарушено.

В суде апелляционной инстанции Куликов А.Н. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал. Пояснил, что согласно Пленуму Верховного суда Российской Федерации спор рассматривается при активном участии суда, однако при рассмотрении дела по существу судом не дана оценка многочисленным доказательствам по делу о незаконности бездействия административных ответчиков. Истцом представлены различные документы и общеизвестные факты, однако суд не рассмотрел все доказательства, ввиду чего судебное решение не является законным. Судом не дана юридическая оценка каждому доказательству.

В частности административными ответчиками указывалось, что у них отсутствуют денежные средства для проведения ремонта трамвайных путей. Данный довод не соответствует действительности. При аналогичных обстоятельства в г. Смоленске, одновременно с началом реализации национального проекта «Безопасные автомобильные дороги», начали ремонт трамвайных путей, т.к. это более экономично. На ремонт трамвайных путей в г. Смоленске выделены денежные средства. Этот же вопрос обсуждался главой города Смоленска с губернатором Смоленской области и получил поддержку. Между тем, в Твери, бывший руководитель ПАТП-1 Сычев подписал распоряжение, которым объявлено, что в связи с ремонтом дорог на некоторых участках, движение трамвайных путей приостановлено. Однако с момента приостановления движения, ни в 2018, ни 2019, ни 2020 годах никакие мер для проведения ремонта не предпринималось, что не учтено судом при принятии решения.

По указанной причине административный истец сделал ссылку на применение «метода сравнительного анализа», применяемого ФАС РФ, суть которого заключается в том, что в приблизительно равных по экономическому развитию, по климатическим условиям городах, тем более области которых имеют общую границу, нет и не может быть совершено противоположных друг другу причин не проведения ремонта. Генеральным планом предусмотрено, что общественный транспорт представлен троллейбусом, трамваем, автобусами большой и средней вместимости, автобусами малой вместимости (маршрутное такси) и легковыми таксомоторами. При этом, генеральный план является основой для разработки комплекса проектной и правовой документации, регулирующей и регламентирующей градостроительную деятельность, а также обеспечивающей устойчивое функционирование территории, охваченной генеральным планом.

Решением Тверской городской думы от 19.12.2019 №267 утверждена Стратегия социально-экономического развития города Твери до 2035 года, согласно которой общественный транспорт представлен троллейбусом, автобусами большой и средней вместимости, автобусами малой вместительности (маршрутное такси) и легковыми таксомоторами, т.е. трамвай не отнесен к общественному транспорту города.

В то же время Стратегией создание новой трамвайной системы, связывающей все районы города Твери, включено в перечень важнейших проектов и мероприятий до 2035 года.

По мнению административного истца, администрация Твери, вместе с большинством депутатов Тверской городской думы, фактически и юридически, игнорируя мнение подавляющего большинства населения, отказались от трамвая как общественного транспорта города.

Не понятна позиция прокуратуры по данному вопросу, которой в должной мере не осуществлялся надзор по факту прекращения и парализации трамвайного движения. Административный истец осуществляет уход за инвалидом 1 группы, за своей мамой, однако не может воспользоваться общественным транспортом. Альтернативного безопасного муниципального электротранспорта транспорта в нужных административному истцу направлениях с 14 ноября 2018 года и по настоящее время ни администрацией Твери, ни министерством транспорта Тверской области не предоставлено, тем самым нарушено право административного истца на получение муниципального обслуживания в виде перевозок на общественном транспорте в течение всего указанного периода, нарушены его конституционные права на благоприятную окружающую среду, на свободу перемещения, на достойную жизнь.

Ежемесячно приобретая ежемесячный социальный проездной билет по цене 302 рубля административный истец после остановки трамвая, фактически утратил возможность свободно передвигаться по городу на общественном транспорте, посещать целый ряд магазинов для приобретения различных продуктов питания и других товаров, необходимых для организации питания, в связи с чем вынужден нести дополнительные материальные и временные расходы.

Несмотря на многочисленные заявления об «успехе» «транспортной реформы» в Твери, до настоящего времени административный истец лишен возможности планировать поездки, поскольку расписание и маршруты движения на ряде остановок отсутствуют, как и остановочные павильоны. Например, на остановке «площадь Мира» при движении в центр города, на остановке «улица Коноплянниковой», при движении в сторону Санкт-Петербургского шоссе, на пересечении улицы Новоторжской и улицы Трехсвятской при движении в сторону Законодательного Собрания Тверской области и т.д. Ссылки административного ответчика на то, что автобусы новой модели современны и комфортабельны, несостоятельны. Безопасность данных транспортных средств ничем не подтверждается.

Административный истец представил письменные пояснения по делу, аналогичные указанным доводам и содержанию апелляционной жалобы.

Иные участники процесса о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, оценив законность и обоснованность постановленного судебного акта, выслушав административного истца Куликова А.Н., подержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия правовых оснований для отмены или изменения решения суда не находит в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, организация регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным автомобильным и электрическим транспортом на территории города Твери осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом Тверской области от 04.02.2016 №8-30 «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области», Законом Тверской области от 23.07.2019 №45-30 «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области».

Закон Тверской области от 23.07.2019 №45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области и городским наземным электрическим транспортом на территории города Твери» регулирует отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления городского округа город Тверь и муниципального образования Тверской области «Калининский район» и органами государственной власти Тверской области и по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления городского округа город Тверь и органами государственной власти Тверской области (далее -регулярные перевозки) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также отношения, связанные с прекращением осуществления органами местного самоуправления городского округа город Тверь отдельных государственных полномочий Тверской области по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области.

Согласно ст. 3 Закона Тверской области от 23.07.2019 №45-ЗО полномочия по организации регулярных перевозок, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляются Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области (далее - уполномоченные органы) либо подведомственные им государственные казенные учреждения Тверской области.

При этом, до 01.01.2020 полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществлялись Администрацией г.Твери в лице департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Твери. Данные отдельные государственные полномочия Тверской области были переданы органам местного самоуправления в соответствии с Законом Тверской области от 24.07.2012 №75-30 «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области».

Постановлением Администрации города Твери от 19.08.2016 №1409 был утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города, включающий в себя 33 маршрута, в том числе 2 трамвайных (номера в реестре №1 и 2: маршрут №5 (Домостроительный комбинат - Автовокзал) и маршрут №14 (Пролетарка - Автовокзал).

Иных трамвайных маршрутов реестром не предусмотрено. Исходя из места проживания административного истца, указанной им в иске необходимости осуществления ухода за лежачим инвалидом первой группы, приобретения продуктов, товаров первой необходимости, административный истец использовал для передвижения, в основном, трамвай маршрута №5.

При формировании реестра маршрутов, включающего не только трамвайные, но и маршруты иных видов общественного транспорта, обеспечивалась транспортная доступность всей территории города Твери с учетом установленных действующим законодательством требований, в том числе требований безопасности осуществления перевозок.

По представленным Администрацией г.Твери сведениям, в 2015 году проведено обследование путевого хозяйства на соответствие требованиям Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.11.2001 №АН-103-Р, которое показало, что состояние трамвайных путей города не отвечает нормативным требованиям, не обеспечивает безопасную перевозку пассажиров из-за предельного износа трамвайных путей (сверхнормативное уширение, критический износ стыков, головок и губок рельсов). В связи с этим в июне 2015 года трамвайное движение в городе было закрыто для проведения восстановительного ремонта трамвайных путей.

Исходя из возможностей бюджета города Твери, проведён подъёмочный ремонт отдельных участков трамвайных путей только по маршруту №5 и трамвайное движение было возобновлено в том же году.

Впоследствии между МУП «ПАТП-1» и ООО СК «Стройсервис» заключён контракт от 07.05.2018 №43/П на выполнение контроля объектов путевого хозяйства в мае и октябре - ноябре 2018 года, в ходе которого выявлено неудовлетворительное состояние трамвайных путей, наличие участков с уширением путей, один из которых явился причиной схода трамвайного вагона.

В целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок трамвайными вагонами, руководствуясь экспертным заключением ООО СК «Стройсервис», директором МУП «ПАТП-1» был издан приказ от 14.11.2018 №787 «О приостановлении трамвайного движения по маршруту №5 «ДСК-Автовокзал».

Таким образом, для возобновления работы трамвайного маршрута № 5 «ДСК - Автовокзал» установлена необходимость проведения капитального ремонта трамвайных путей по всему маршруту.

Окончательное решение о закрытии трамвайного движения в г.Твери не принималось. Работы по капитальному ремонту трамвайных путей запланированы к проведению.

Из текста постановления Администрации города Твери от 27.10.2014 №1370 «Об утверждении муниципальной программы города Твери «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2015 -2020 годы», ответственным исполнителем которой является Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, следует, что к одной из основных проблем развития автомобильных дорог общего пользования города Твери отнесён предельный износ трамвайных путей, совмещенных с проезжей частью, что приводит к многочисленным разрушениям асфальтобетонного покрытия межрельсового и околорельсового пространства.

В настоящее время особое внимание уделяется капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования. Основными направлениями решения проблем в транспортной системе города Твери являются: а) обновление и пополнение парка подвижного состава; б) оптимизация и расширение маршрутной сети; в) совершенствование ценовой политики в отрасли; г) повышение качества транспортного обслуживания населения города; д) обновление основных фондов муниципальных предприятий городского общественного транспорта; е) развитие предоставления сети сопутствующих услуг; ж) введение бесконтактной системы оплаты проезда.

Решение указанных проблем зависит от наличия стабильных источников финансирования. В условиях существующего положения первоочередной задачей остаются сохранение сети дорог общего пользования, поддержание ее транспортно-эксплуатационного состояния и обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта и транспортного обслуживания населения города Твери.

С 01.01.2020 прекращено осуществление органами местного самоуправления городского округа город Тверь полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области, в связи с наступлением обстоятельств, при которых отдельные государственные полномочия могут быть осуществлены наиболее эффективно органами государственной власти Тверской области (ст.4 Закона Тверской области от 23.07.2019 №45-30).

В связи с изданием постановления Администрации города Твери от 16.04.2020 №552 постановление Администрации города Твери от 19.08.2016 №1409 об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города утратило силу.

Постановлением Правительства Тверской области от 13.02.2020 №56-пп «О государственной программе Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2020 - 2028 годы» предусмотрено, что Министерством транспорта Тверской области (главным администратором программы) проводится работа по внедрению с 2020 года новой модели управления и организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом (далее - Модель). На первом этапе оптимизируется работа системы общественного транспорта города Твери и Калининского района Тверской области - Тверской агломерации.

Все маршруты подлежат переводу на регулируемый тариф, т.е. с предоставлением всех льгот на проезд, денежные средства от оплаты за проезд будут поступать в бюджет Тверской области, а оплата перевозчику будет производиться за выполненную транспортную работу.

В рамках новой модели предусмотрены оптимизация маршрутной сети, замена подвижного состава на новые современные автобусы большого и среднего класса (90%), внедрение системы безналичной оплаты проезда с применением абонементного меню, которое позволит гражданам экономить на поездках до 40%, а также установление дополнительных мер безопасности пассажирских перевозок и контроля над ними.

По представленным Администрацией города Твери и Министерством транспорта Тверской области сведениям, в пределах предоставленных Министерству полномочий, в целях обеспечения жителей качественным транспортным обслуживанием Министерство проводит работу по внедрению новой модели пассажирских перевозок на территории города Твери и Калининского района, в рамках которой транспортное обслуживание осуществляется новыми комфортабельными низкопольными автобусами большого и среднего класса, экологического стандарта «Евро-5», брендированных в едином стиле, оснащённых оборудованием для перевозки маломобильных граждан, системой климат-контроля, приборами навигации, видеонаблюдением, электронными информационными табло, системой безналичной оплаты проезда.

При рассмотрении дела установлено, подтверждено схемами автобусных маршрутов регулярных перевозок и расписаниями движения транспортных средств, действующий автобусный маршрут №204 полностью покрывает зону транспортного обслуживания по маршруту трамвая №5, также частично покрывают зону транспортного обслуживания данного маршрута маршруты автобусов №30, №116, №205, №223, №208, №15, №56.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19.12.2019 №344-нп установлен единый предельный тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в муниципальном образовании Тверской области городской округ город Тверь в размере 29,00 руб. за одну поездку.

В данном размере плата взимается при оплате проезда наличными денежными средствами. Также, на всех маршрутах новой модели действует льготный проезд для граждан, которые ранее пользовались единым социальным проездным билетом.

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2019 №530-пп «О социальной карте жителя Тверской области» утверждён Порядок предоставления льготного проезда гражданам с использованием электронной карты «Социальная карта жителя Тверской области», электронной банковской карты», определяющий категории граждан, имеющих право на предоставление льготного проезда на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования (за исключением легкового такси) в городском и пригородном сообщении с использованием электронной карты «Социальная карта жителя Тверской области», электронной банковской карты; условия и порядок предоставления льготного проезда с использованием электронной карты; последовательность процедур в целях организации льготного проезда с использованием электронной карты.

Положениями п.2.3.7 Генерального плана города Твери предусмотрено, что общественный транспорт представлен троллейбусом, трамваем, автобусами большой и средней вместимости, автобусами малой вместительности (маршрутное такси) и легковыми таксомоторами.

При этом, проектом предусматривается, среди прочего, строительство линии скоростного трамвая вдоль периметра магистралей непрерывного движения. В целом, это мероприятие продолжает процесс превращения трамвая в периферийный вид транспорта, характерный для большинства городов данного масштаба.

Мероприятия по территориальному планированию в генеральном плане по последовательности их выполнения разделены на три проектных этапа: I этап - до 2029 года - 1 очередь; II этап - до 2039 года - расчетный срок; III этап - до 2050 года - перспектива (за расчетный срок).

Решением Тверской городской Думы от 19.12.2019 №267 утверждена Стратегия социально-экономического развития города Твери до 2035 года, согласно которой общественный транспорт представлен троллейбусом, автобусами большой и средней вместимости, автобусами малой вместительности (маршрутное такси) и легковыми таксомоторами, т.е. трамвай не отнесён к общественному транспорту города.

Данной Стратегией создание новой трамвайной системы, связывающей все районы города Твери, включено в перечень важнейших проектов и мероприятий до 2035 года.

По представленным Администрацией города Твери сведениям, в настоящее время разработана концепция развития трамвайной маршрутной сети города Твери, в силу которой на 1 этапе к 2023 году планируется возобновить движение трамвайных вагонов по маршрутам №5 «ДСК -Автовокзал» и №11 «Кольцевая улица - Автовокзал», провести ремонт трамвайного депо, капитальный ремонт 4-х тяговых подстанций и приобрести 22 новых трамвайных вагона.

Концепция развития пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, на которую административный истец ссылался в обоснование заявленных требований, была представлена Администрацией г.Твери 11.06.2014 на рассмотрение Тверской городской Думы, которой принято решение опубликовать полученные материалы на сайте Тверской городской Думы для дальнейшего общественного обсуждения.

Концепция направлена на создание условий, обеспечивающих удовлетворение спроса населения города Твери на пассажирские перевозки, организацию транспортного обслуживания, соответствующего требованиям безопасности и качества. Целью концепции является определение основных направлений дальнейшего развития пассажирских перевозок городским транспортом на территории г.Твери. Предусмотрено, что реализация Концепции возможна при условии достаточного финансирования из бюджетов всех ровней и привлечения инвестиций частных лиц и организаций.

Таким образом, концепция развития пассажирского транспорта города Твери, как и паспорт города Твери, содержащий информацию о населённом пункте, не содержат правовых норм, устанавливающих полномочия административных ответчиков, регламентирующих порядок совершения оспариваемых действий, возлагающих на административных ответчиков обязанности по исполнению нормативно-правовых требований.

Также судом первой инстанции верно отклонены доводы административного истца о допущенных нарушениях Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённого Распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 №НА-19-р, принятого во исполнение п.2.1 поручения Президента Российской Федерации от 01.07.2016 №Пр-1277 и в целях реализации п.63 Плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на среднесрочный период (2014 - 2018 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 №1734-Р-

Данный социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее -стандарт) устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

Так, социальным стандартом определены показатели территориальной доступности остановочных пунктов, доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения, доступности транспортных средств для маломобильных групп населения, ценовой доступности поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оснащённости автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов, частоты обслуживания остановочных пунктов, соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок, оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров, показатели температуры в салоне транспортных средств, соблюдения норм вместимости, количества пересадок, экологичности.

Вместе с тем, административные исковые требования Куликова А.Н. направлены на восстановление его нарушенных прав путём восстановления трамвайного движения и трамвайных путей в г.Твери, в связи с чем, оценка действий административных ответчиков по обеспечению уровня и показателей качества транспортного обслуживания населения в целом по конкретным, изложенным в стандарте значениям, не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела. Обязанность по совершению

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.ст. 39, 41, 42 Конституции РФ, нормы Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Закона Тверской области от 04.02.2016 №8-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области», Закона Тверской области от 23.07.2019 №45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области». Закона Тверской области от 02.08.2011 №44-ЗО «О Правительстве Тверской области», Закона Тверской области от 24.07.2012 №75-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области», ст.ст. 38, 39, 40, 41 Устава города Твери, нормы Положения о Департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Твери; Постановлением Губернатора Тверской области от 31.08.2011 №31-пг «О структуре и перечне исполнительных органов государственной власти Тверской области»; пришел к выводу, что административными ответчиками в рамках предоставленных им полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, генеральным планом города Твери, действующими государственными и муниципальными программами, концепцией и стратегией развития транспортного сообщения созданы условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Твери, осуществляется содержание и проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории города Твери, организовано транспортное обслуживание населения.

В рамках проводимых мероприятий по внедрению новой модели пассажирских перевозок в городе Твери административным истцом не утрачена возможность передвигаться по городу на общественном транспорте. Каких-либо объективных данных, указывающих на несоответствие используемых для пассажирских перевозок автобусов нормативным требованиям, в материалы дела не представлено.

Нарушений заявленных прав административного истца, в том числе его конституционного права на свободу передвижения, указанными в административном иске и оспариваемыми действиями и бездействием административных ответчиков не установлено.

Желание административного истца пользоваться исключительно таким видом общественного транспорта как трамвай не свидетельствует о допущенных административными ответчиками нарушениях в сфере транспортного обслуживания населения и не является безусловным основанием для возложения на них обязанности исполнить заявленные в просительной части иска действия.

Ссылки административного истца на историческую значимость трамвая как вида общественного транспорта, его необходимость населению города, подтверждённые с его стороны представленными фотоматериалами, публикациями в СМИ, как и представленные им сведения о сложившейся ситуации в данной сфере в других регионах, не указывают на обоснованность заявленных административных исковых требований.

Решение об окончательном прекращении трамвайного движения в городе Твери не принималось, трамвайное движение в настоящее время приостановлено до проведения ремонтных работ существующих трамвайных путей либо строительства новых линий, ввиду несоответствия ранее используемых трамвайных путей нормативным требованиям, обеспечивающим безопасную перевозку пассажиров.

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает.

Объём конкретных мероприятий, направленных на выполнение функций по содержанию и ремонту автомобильных дорог определяется уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с требованиями нормативных актов, технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, надлежащей организации дорожного движения, включая поддержание бесперебойного движения транспортных средств.

По представленным Администрацией г. Твери и Министерством транспорта Тверской области сведениям, в пределах предоставленных Министерству полномочий, в целях обеспечения жителей качественным транспортным обслуживанием Министерство проводит работу по внедрению новой модели пассажирских перевозок на территории города Твери и Калининского района, в рамках которой транспортное обслуживание осуществляется новыми комфортабельными низкопольными автобусами большого и среднего класса, экологического стандарта «Евро-5», брендированных в едином стиле, оснащённых оборудованием для перевозки маломобильных граждан, системой климат-контроля, приборами навигации, видеонаблюдением, электронными информационными табло, системой безналичной оплаты проезда.

При рассмотрении дела установлено, подтверждено схемами автобусных маршрутов регулярных перевозок и расписаниями движения транспортных средств, действующий автобусный маршрут №204 полностью покрывает зону транспортного обслуживания по маршруту трамвая №5, также частично покрывают зону транспортного обслуживания данного маршрута маршруты автобусов №30, №116, №205, №223, №208, №15, №56.

В своём исковом заявлении Административный истец ссылался на несоответствие оспариваемых действий, бездействия административных ответчиков генеральному плану города Твери, Концепции развития пассажирского транспорта города Твери до 2020 года, паспорту города Твери. Однако, генеральный план как документ долгосрочного планирования определяя назначение территорий исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.

Административными ответчиками в рамках предоставленных им полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, генеральным планом города Твери, действующими государственными и муниципальными программами, концепцией и стратегией развития транспортного сообщения созданы условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Твери, осуществляется содержание и проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории города Твери, организовано транспортное обслуживание населения.

В рамках проводимых мероприятий по внедрению новой модели пассажирских перевозок в городе Твери Административным истцом не утрачена возможность передвигаться по городу на общественном транспорте. Каких-либо объективных данных, указывающих на несоответствие используемых для пассажирских перевозок автобусов нормативным требованиям, в материалы дела не представлено.

Нарушений заявленных прав административного истца, в том числе его конституционного права на свободу передвижения, указанными в административном иске и оспариваемыми действиями и бездействием административных ответчиков не установлено.

Ссылка на организацию трамвайного движения в г. Смоленск, правового значения для настоящего дела не имеет.

В целом, доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликова Александра Николаевича без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи